Статья посвящена выявлению моделей и содержания диалога РПЦ с социумом Западной Сибири, в репрезентациях дискурса духовных миссий региона в конце ХIХ – начале ХХ вв. В работе охарактеризованы «площадки» дискурса православной церкви, функцию которых выполняли церковные периодические издания и личные тексты служащих духовных миссий. Установлено, что в строительстве диалога с инородцами, раскольниками и сектантами, церковь восполняла дефицит государственного участия в колонизационном деле и культурной политике на восточных окраинах империи. В то же время, представители сообщества миссионеров, находясь в тесном контакте с населением слабо вовлеченных в систему имперского управления районов, отдавали себе отчет в том, что имперская линия «культурного выравнивания», осуществляемая средствами русификации коренных народов и преследования религиозных диссидентов, имеет малую эффективность.
В статье раскрываются практики конструирования образа азиатской периферии России как «собственного востока», легитимность имперской принадлежности которого обеспечивается совместными усилиями власти и Русской православной церкви. С опорой на методологические подходы новой культурно-интеллектуальной истории, выявляются основные «площадки» репрезентации дискурса в епархиальной периодической печати Западной Сибири и Степного края, обосновываются факторы и условия формирования и трансляции собственнических представлений о восточных окраинах в публикациях епархиальной журнальной прессы. В ходе исследования установлено, что основы представлений об имперской периферии как «своей земле» объявлялись в стартовых номерах изданий и имели ярко выраженный программный характер. Дальнейшие манифестации владельческой рецепции восточных окраин усиливались и активно тиражировались в юбилейные годы, а также период военной эскалации на Дальнем Востоке (1904–1905 гг.). Дискурс «собственного востока России», развернувшийся на страницах епархиальной прессы, продемонстрировал усиление влияния церкви на российское общество в условиях продвижения русской оседлости к восточным окраинам империи, функциональную готовность к реализации Русской православной церковью задач культурной адаптации сибирского социума и участию в решении имперских задач, направленных на включение Западной Сибири и Степного края в общеимперское пространство.