БАЛАНС РАБОТЫ И СЕМЬИ: ОЦЕНКИ УСПЕШНЫХ РАБОТАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ (2023)

В условиях интенсификации трудовой деятельности, распространения неустойчивых форм занятости, роста информатизации и цифровизации общественного развития, нестабильной экономической ситуации актуализируются вопросы обеспечения баланса между трудовой и личной жизнью работающего населения. Это особенно важно для работников, имеющих семью и, главное, детей, поскольку в современных реалиях (депопуляция, высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте, низкая рождаемость) существенно возрастает значимость детерминант семейного благополучия. А в ситуации, когда родители являются успешными работниками, строящими карьеру или развивающими свой бизнес, проблема баланса между трудовым и жизненным пространством ещё более актуализируется. Целью статьи является анализ баланса личной жизни и работы успешных работающих родителей. Контекст успешности работающих родителей в анализе баланса между трудовой и личной жизнью является научной новизной исследования, практическая значимость связана с возможностью использования данных в управленческой деятельности хозяйствующих субъектов при разработке мер социальной поддержки работников. Информационную базу исследования составили данные социологических исследований: поискового пилотного социологического исследования «Современный успешный человек», проведённого в 2018 г. (N=492) международной научной группой (психологов, экономистов, социологов) в городах Вологде, Череповце, Петрозаводске и Коломне (Россия), Минске (Беларусь), Люблине (Польша), а также мониторинга качества трудового потенциала (N=1500), проводимого в Вологодской области сотрудниками Вологодского научного центра РАН (ВолНЦ РАН). Среди работающих родителей Вологодской области 100% согласились с утверждением, что «работа является способом достижения успеха». Выявлено, что работающие родители, считающие себя успешными людьми, показывают более высокую удовлетворённость жизнью и работой в целом, в том числе и непосредственно балансом личной и трудовой жизни. Обосновано, что наличие семьи не только не мешает карьере супругов, но даже ей способствует.

Издание: НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
Выпуск: Том 26 № 1 (2023)
Автор(ы): Шабунова Александра Анатольевна, ЛЕОНИДОВА ГАЛИНА ВАЛЕНТИНОВНА
Сохранить в закладках
ГОТОВНОСТЬ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ ПО ПРОФЕССИИ (НА ДАННЫХ ОПРОСА ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ) (2024)

В сфере образования происходит накопление критической массы интеллектуальных ресурсов для решения задач обеспечения суверенитета страны в условиях беспрецедентного санкцион-ного давления Запада. Вместе с тем в ней сохраняется ряд структурных проблем, сложившихся в период реформирования системы образования (это и старение педагогических кадров, и недостаточная укомплектованность штатов общеобразовательных организаций, и рост учебной нагрузки в связи с увеличением наполняемости классов и т. д.). Обострилась также проблема трудоустройства выпускников профессионального образования в соответствии с полученной квалификацией. По данным Росстата, доля трудоустраивающихся по специальности педагогов составляет около 80%, что заметно ниже, чем в других социально важных сферах. Целью исследования является оценка мотивов выбора профессии и готовности выпускников педагогических направлений подготовки вузов и педколледжей к профессиональной деятельности по полученной специальности. Информационной базой исследования выступили данные Росстата, а также результаты пилотного опроса выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования Вологодской области, обучающихся по педагогическим направлениям. Выявлены мотивы выбора профессии, оценена готовность выпускников к трудоустройству по профессии. Определены причины нежелания работать в школе, среди которых фигурируют низкий уровень заработной платы, боязнь работы в педагогическом коллективе и отсутствие профессионального призвания. Методом кластерного анализа выделены группы выпускников в зависимости от готовности к работе в школе и наличия разочарования в профессии во время обучения. Наибольший интерес представляют две группы. Первая - «готовые к работе в школе», имеющие положительные характеристики практически по всем критериям (выбор работы по призванию, желание работать с детьми и т. д.). Вторая группа - «не готовые к работе в школе», но характеризующиеся лояльным отношением к профессии педагога. Представляется, что при условии дополнительной профориентационной работы с ними можно изменить их профессиональные планы в сторону выбора занятости по специальности. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы при разработке мероприятий в сфере профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях.


Издание: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Выпуск: Т. 10 № 1 (2024)
Автор(ы): ЛЕОНИДОВА ГАЛИНА ВАЛЕНТИНОВНА, ФЕТЮКОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ
Сохранить в закладках