Введение: кооперация представляет собой альтернативную форму предпринимательской деятельности, позволяющую объединять финансовые капиталы и организационные ресурсы участников. В условиях экономического кризиса, падения доходов именно кооперация может стать наиболее эффективным механизмом роста предпринимательской активности и развития экономики. Цель: анализ факторов, лимитирующих готовность населения к организации или вступлению в кооперативы; определение механизмов социального управления, обеспечивающих развитие кооперации. Методы: анкетный опрос населения (N = 4422 респондента). Признаки репрезентации: пол, возраст, место проживания (город/село). Результаты: к лимитирующим факторам развития кооперации, по оценкам респондентов, можно отнести следующие: низкий уровень доверия потенциальных участников кооперации друг к другу, отсутствие капитала, недостаточность государственной поддержки, проблемы с арендой помещения, высокие налоги. Меры, направленные на развитие компетенций и повышение знаний в области кооперации, способны повысить готовность граждан к объединению в кооперативы. Результаты исследования позволили выделить ключевых субъектов поддержки кооперативной инициативы населения, среди которых первый радиус составляют организации отраслевого сектора, непосредственно задействованные в повестке кооперативного развития; второй радиус – региональные и местные органы власти; третий – предпринимательские сообщества. Выводы: анализ ограничений развития кооперации показал наличие ряда проблем и потребностей потенциальных кооператоров. С одной стороны, у населения присутствует интерес к развитию компетенций в области кооперации, к ознакомлению с передовым опытом и положительными практиками в данной сфере. С другой стороны, в условиях экономического кризиса у граждан актуализированы рациональные запросы на финансовую поддержку со стороны органов власти, минимизацию рисков и издержек ведения хозяйственной деятельности. Практическая значимость исследования определяется разработкой организационно-административных, нормативно-правовых, социокультурных, образовательных, коммуникационных, инфраструктурных механизмов социального управления развитием кооперации.
Достаточность объектов социальной инфраструктуры и их эффективное функционирование выступает одним из условий повышения качества жизни населения. Финансовая недостаточность региональных и местных бюджетов актуализирует поиск новых инструментов привлечения средств для развития территориальной инфраструктуры, обеспечивающей создание достойных условий жизнедеятельности населения. Одним из таких инструментов выступает механизм инициативного бюджетирования. Результаты исследования показали противоречие между признанием преимуществ данного механизма (решение острых территориальных проблем, рычаг влияния на власть, формирование площадки для диалога) в оценках населения и отсутствием готовности жителей к включению в новые финансовые инициативы. Ключевыми ограничениями реализации проектов инициативного бюджетирования выступают следующие: недостаточность информационного обеспечения, низкий уровень осведомлённости жителей о проблемах развития территории, дистанцированность от практик местного самоуправления. Результаты исследования показали, что респонденты в большинстве своём готовы включиться в решение социально-экономических проблем территории в случае, если они затрагивают личные интересы субъекта. В сложившихся условиях необходимо совершенствование информационно-коммуникационных мероприятий, направленных на популяризацию механизма инициативного бюджетирования, формирование социальной сплочённости местных сообществ, развитие территориальной идентичности граждан, интеграцию усилий власти и населения в решении социально-значимых проблем территории.
Доверие выступает одним из наиболее значимых драйверов развития экономики, обеспечивая рост качества жизни населения и его предпринимательской активности, снижение транзакционных издержек для хозяйствующих субъектов. В статье обосновывается вывод о том, что доверие формируется, с одной стороны, под воздействием информации, знаний, с другой - личной включённости субъекта в коммуникационные и деятельностные практики. Авторы выделяют следующие механизмы формирования доверия в трансформирующихся экономических отношениях: информационно-рефлексивные, коммуникационно-интерпретационные и деятельностные. Информационно-рефлексивные механизмы обеспечивают накопление, систематизацию и персонификацию знаний, ценностей, чувств и смыслов, обуславливающих доверительные взаимодействия в экономических отношениях. Коммуникационно-интерпретационные механизмы - воспроизводство доверия в ходе интериоризации и применения накопленных знаний, усвоенных норм, ценностей в процессе коммуникационного взаимодействия социальных акторов. Деятельностные механизмы реализуют системообразующую функцию в формировании и развитии доверия, обеспечивая трансформацию оценок и восприятия действий «другого» в ходе осуществления совместной деятельности, эффективность которой способствует закреплению сложившихся ожиданий и установок на доверие. Опрос экспертов позволил обозначить наиболее значимые причины дефицита доверия: геополитическая напряжённость, структурные и системные несовершенства внутри самих сфер экономических отношений, влияние санкций на жизнедеятельность общества и работу различных организаций, неопределённость будущего. В статье представлены экспертные оценки функционального состояния механизмов формирования доверия: информационно-рефлексивные (3,04 балла по шкале от 1 до 5), коммуникационно-интерпретационные (2,92), деятельностные (2,8). Детализация ответов экспертов иллюстрирует более высокую роль в формировании доверия информации и смыслов, транслируемых через неофициальные каналы (блоги, социальные сети), института образования, профессиональных сетевых сообществ.
Актуальность исследования определена дисфункциями жилищного обеспечения детей-сирот, необходимостью поиска и разработки новых механизмов решения проблем жилищной депривации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель исследования заключалась в анализе зарубежного опыта реализации программ жилищного обеспечения, определении возможности их адаптации в условиях Российской Федерации. Ключевым отличием представленного материала выступает компаративный анализ данных из информационных источников зарубежных государственных социальных служб и общественных организаций. Научная новизна исследования состоит в расширении контуров разработки моделей социальной поддержки детей-сирот, выхода за рамки патерналистского подхода. Результаты исследования показали возможности и ограничения реализации «Independent living programs» (программы самостоятельного проживания). Установлено, что концепции жилищной поддержки выпускников европейских стран отличаются высокой степенью вариативности, учитывают индивидуальные возможности (финансовые, социальные, профессиональные) молодых людей. В частности, в Норвегии («Josephine Stiftelsens») вариативность выбора решения проблемы жилищного обеспечения зависит от успешности социальной адаптации выпускников и включает в себя дифференцированные модели поддержки. Политика «открытых дверей» (программа «SOS Children>s Villages», проводимая в 135 странах) предполагает создание «детских деревень» для проживания детей-сирот с возможностью их возврата в случае психологической или финансовой неготовности начать самостоятельную жизнь. Результаты исследования показали, что в странах Европы присутствует смещение акцента с решения жилищной проблемы на развитие адаптационных способностей и профессиональных траекторий детей-сирот как предиката снижения социальных и финансовых эксклюзий. В качестве направления будущих исследований авторы предлагают обратиться к сравнительному анализу траекторий взросления детей-сирот, а также стратегий достижения жизненного успеха в зависимости от модели постинтернатного сопровождения.