Научный архив: статьи

Лирический сюжет цикла «Спас» Николая Клюева как духовная автобиография поэта (2025)

Проведено исследование стихотворного цикла Н. А. Клюева «Спас» (1918), который является одним из вершинных произведений в творческой эволюции поэта, неординарно и неоднозначно запечатлевшим его религиозно-философские искания на стыке двух эпох — до и после революции 1917 года. Гипотеза работы связана с атрибуцией циклического нарратива как сюжета о спасении души, воплотившего основные вехи духовной автобиографии Клюева. Утверждается, что содержание каждого из восьми стихотворений цикла художественно концептуализируется определенной метафорой, соотнесенной с идеей сакрального преображения героя-автора, а развитие сюжета в «Спасе» обусловливается последовательной сменой этих метафор. Показано, что концептуальные метафоры, являясь важным элементом поэтики клюевского цикла, формируют его образно-символическую структуру, насыщенную библейскими аллюзиями и реминисценциями, и отражают религиозно-этический опыт олонецкого поэта: от осмысления божественного предназначения песенного дара (метафора «спасение как предопределение») — к восприятию высшего смысла жертвенной христианской любви (метафора «спасение как самопожертвование»). Отмечено, что «Спас», содержащий характерные признаки «пасхального текста», вобрал в себя жанровые традиции православной агиографии и стал предметом авторефлексии в прозе Н. Клюева 20-х годов.

Издание: НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ
Выпуск: Том 14, № 4 (2025)
Автор(ы): Кудряшов Игорь Васильевич, Пяткин Сергей Николаевич
Сохранить в закладках
ОКОЛОЦЕРКОВНЫЕ ОБЫЧАИ И СУЕВЕРИЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА АРЗАМАСА И АРЗАМАССКОГО УЕЗДА КОНЦА 40-Х ГОДОВ XIX ВЕКА В ОПИСАНИИ ПРОТОИЕРЕЯ ИОАННА САХАРОВА (2024)

Рассматриваются описания протоиереем Крестовоздвиженской церкви города Арзамаса Иоанном Сахаровым (1789-1867) околоцерковных обычаев и суеверий жителей города Арзамаса и Арзамасского уезда конца 40-х годов XIX века, которые еще не становились предметом специального изучения. Несмотря на высокий уровень православной культуры, которым отличалось население города и его уезда в середине XIX века, неканонические религиозные обычаи и предрассудки были распространены в народной среде. В труде протоиерея Иоанна Сахарова «Статистическое описание монастырей и церквей города Арзамаса и его уезда», написанном по заданию епархиального начальства в 1848-1849 годах в соответствии с программой для сбора исторических сведений, разработанной профессором Нижегородской духовной семинарии Макарием (Н.К. Миролюбовым), содержатся описания ряда околоцерковных обычаев и суеверий, свойственных жителям Арзамасского края. Характер этих описаний и авторские пояснения к ним, раскрывающие их глубокий сакральный смысл, свидетельствуют о научном подходе протоиерея И. Сахарова к осмыслению околоцерковных проявлений религиозной жизни народа. В статье уделяется особое внимание дискуссии о наличии в содержании программы профессора Макария, разосланной по всем приходам и церквям Нижегородской епархии в конце октября 1848 года, вопроса о местных суевериях. Анализ структуры и содержания историко-статистического описания монастырей и храмов протоиерея И. Сахарова, включающего обязательное упоминание об околоцерковных обрядах и суевериях, позволяет утверждать, что программа профессора Макария содержала вопрос о местных религиозных обычаях и суевериях, что также косвенно подтверждается и фактом высокой оценки труда арзамасского протоиерея епархиальным начальством. В заключение делается вывод, что протоиерей И. Сахаров в своѐм труде первым систематизировал околоцерковные обычаи и суеверия жителей города Арзамаса и 13 сѐл Арзамасского уезда и тем самым оставил заметный след в истории изучения религиозной культуры и быта народонаселения юга Нижегородской губернии XIX века.

Издание: ВЕСТНИК НИЖЕГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Кудряшов Игорь Васильевич
Сохранить в закладках