Настоящее исследование посвящено правовым аспектам сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей в Российской Федерации в условиях современных вызовов, таких как цифровизация, глобализация и информационные угрозы. Учитывая значимость этих ценностей для социальной стабильности и национальной безопасности, работа анализирует роль обновлённого законодательства, включая поправки к Конституции РФ, закрепляющие культурное и духовное наследие в числе приоритетов государственной политики. В статье подробно рассматриваются правовые механизмы, применяемые для противодействия деструктивным информационным воздействиям, включая нормативные акты, стратегии и инициативы, направленные на защиту культурных и моральных основ общества. Анализируются ключевые термины, такие как «вредная информация» и «деструктивное информационно-психологическое воздействие», их использование в стратегических документах и необходимость дальнейшего правового уточнения. Авторы выделяют основные угрозы, включая распространение чуждых ценностей через информационное пространство и подрыв традиционных институтов, а также обсуждает практическую реализацию государственной политики в данной области. В работе обоснована необходимость совершенствования терминологического аппарата и формирования эффективно работающей правовой базы для защиты духовно-нравственных ценностей с целью укрепления национальной идентичности и социальной стабильности.
В статье, используя метод анализа предлагаемых административно-правовой наукой концептуальных подходов в вопросе формирования современной отрасли административно-процессуального права, рассматриваются проблемы соотношения понятий «административный процесс» и «административное производство». Административное производство рассматривается нами в виде самостоятельной процессуально-правовой формы (конструкции), являющейся, с одной стороны, частью системы административного процесса, с другой – имеющей свое содержание и структуру. Административное производство как процессуально-правовая конструкция с позиции широкого методологического подхода представляет собой две части: регулятивную (регламентарную, неюрисдикционную) и правозащитную (правоохранительную, юрисдикционную). Каждая из частей в своем содержании представляет собой однородную административную процедуру, имеющую свои особенности. Обосновывая необходимость правового регулирования, автор предлагает для формирования современной доктрины административно-процессуального права одновременное принятие законов «Об административных процедурах» и «Об административном производстве».
В статье рассматривается опыт привлечения несовершеннолетних лиц к административной ответственности в Российской Федерации и Республике Беларусь. В этой статье рассматриваются ключевые аспекты, включая возраст, с которого наступает ответственность, различные меры воздействия и особенности процессуального права, с учетом исторического контекста и современных реалий, необходимость закрепления в КоАП РФ четкого перечня мер воспитательного характера, которые могут применяться наряду со штрафными санкциями либо вместо них. Интерес представляют изменения, которые претерпело законодательство Республики Беларусь в данной сфере. Правовая оценка белорусского опыта в сфере изменения административно - деликатного законодательства, рассмотрение возможности его применения для внедрения изменений в КоАП РФ, в частности выделения отдельной главы, посвященной административной ответственности несовершеннолетних с учетом особенностей субъектного состава. Также рассматривается возможность персонализации ответственности путем замены штрафа, накладываемого на родителя, в случае отсутствия заработка у несовершеннолетнего, на меры воспитательного воздействия непосредственно на лицо, совершившее правонарушение.
В социальном сегменте правовой отрасли России оказание правовой поддержки несовершеннолетним гражданам в консалтинговых организациях юридического значения на текущий момент времени накопила в себе достаточный перечень системно-правовых сложностей, выражающихся:
1. В законодательных противоречиях - отсутствие правовых дефиниций, раскрывающие предназначение юридического консалтинга в сфере высшего образования, а также недоработанность правового статуса субъектов социально-правового процесса и финансовой обеспеченности исполнения консалтинговых мероприятий юридической направленности в настоящем законодательстве, регламентирующим порядок оказания юридической помощи гражданам.
2. В управленческих противоречиях:
- дорогая стоимость оказания юридических консультационных услуг клиентам в социальном секторе предоставления рыночных услуг;
- отсутствие определенной программы по привлечению в юридические консалтинговые центры квалифицированных специалистов в области защиты прав участников образовательных отношений;
- низкое взаимодействие юристов-профессионалов с участниками социального процесса (законными представителями (родителями, опекунами) и лицами, не достигших восемнадцатилетнего возраста);
- большие бюрократические издержки оказания правовой помощи несовершеннолетним, характеризующиеся длительным ожиданием предоставления результата оказания правовой услуги.
Однако, несмотря на существенные проблемы организационно-правового характера, государственные органы, регламентирующие социальную политику в стране, разрабатывают и предоставляют малообеспеченным категориям граждан на безвозмездной основе широкий спектр юридических услуг в правовых консалтинговых центрах, функционирующих на базе высших учебных заведений Российской Федерации.
В статье актуализируется вопрос целесообразности изучения и внедрения в России зарубежного опыта противодействия подростковому «трейнсерфингу» (зацепингу). Обращено внимание на опыт полиции государств с развитой железнодорожной и метрополитенной инфраструктурой: Австралии, Великобритании, Германии, Индии, Индонезии, Канады, США, Франции, Японии, а также отдельных государств-членов СНГ. Установлено, что в зарубежных государствах специфика деятельности полиции в области противодействия «зацепингу» характеризуется: наличием различных подходов к пониманию сущности и деликтации «зацепинга» (его разновидностей) в законодательстве и отнесении противодействия этому явлению к компетенции полиции; степенью вовлечения полиции в систему взаимодействия с другими участниками процессов противодействия подростковому «трейнсерфингу» (зацепингу); применение современных информационных технологий для выявления и пресечения фактов «зацепинга», групп несовершеннолетних, увлекающихся этим видом антиобщественного поведения, а также взрослых-координаторов, вовлекающих подростков в «трейнсерфинг»; использованием полицией возможностей правового информирования, правовой пропаганды как средств профилактики «зацепинга» и других нарушений подростками правил безопасности на железнодорожном транспорте и метро и др. К основным направлениям внедрения рассмотренного нами положительного зарубежного опыта в деятельность полиции России отнесены: совершенствование нормативных правовых актов, устанавливающих предупреждение, выявления и пресечение улучшение качества информационного обеспечения выявления лиц, склонных к «зацепингу» путем использования информационно-телекоммуникационных технологий на основе искусственного интеллекта, построения алгоритмов поиска информации, связанной с «зацепингом» в социальных сетях, расширения покрытия объектов транспортной инфраструктуры современными средствами видеонаблюдения и др.; повышение эффективности взаимодействия с администрацией РЖД и метрополитенов в ходе проведения совместных мероприятий по выявлению несанкционированного появления подростков в опасных местах и перемещения в поездах, осуществления общей профилактики «зацепинга» в образовательных организациях и т. п.; активизация взаимодействия с интернет-сообществом в области недопущения распространения контента, пропагандирующего «зацепинг» и увеличения публикаций, отражающих его общественную опасность; инициирование вовлечения в пропагандистские акции известных молодежи российских представителей спорта, музыки, киноиндустрии и др.
Цель настоящей статьи заключается в проведении теоретико-правового анализа пределов ограничений прав и свобод особой категории физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства в современных реалиях, обусловленных мировыми глобализационными процессами, миграционными кризисами и геополитическими конфликтами. На международном и национальном уровне закреплено, что права и обязанности данных субъектов в целом аналогичны гражданам страны-пребывания. При этом на уровне отдельных государств устанавливаются исключения в виде ограничений отдельных прав и свобод, пределы которых регламентируются, как правило, в Основных законах государств. Ограничения прав и свобод указанных субъектов следует признать динамичным явлением и в рамках их законодательного закрепления обязательным является полноценный учет существующих общественных и правовых реалий. Данное обстоятельство обуславливает целесообразность теоретико-правового исследования пределов ограничений прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, которые могут стать ориентиром для законодателей и правоприменителей в части закрепления допустимого поведения указанной категории физических лиц. Автором обосновывается, что целенаправленность соответствующего ограничительного воздействия на поведение иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется посредством установления конкретных пределов, формулируемых в виде конституционных принципов. Отмечается обязательность законодательной формы регулирования ограничений прав и свобод человека.
В современных реалиях, связанных с обострением геополитических конфликтов и активизацией антироссийской пропагандистской деятельности важнейшее значение приобретает своевременное совершенствование отраслевого законодательства в целях оперативного реагирования на распространение противоправного поведения конкретной направленности. В данном контексте особую актуальность приобретает опережающее развитие института административной и уголовной ответственности, поскольку указанные нормы призваны не только определять объем негативных последствий для лиц, совершающих противоправные деяния, но и имеют существенный профилактико-предупредительный потенциал. В условиях внешнего санкционного давления, осуществляемого со стороны многих зарубежных государств в настоящее время, важнейшее практическое значение имеет введение отдельной административно-правовой нормы, регламентирующей ответственность за призывы к введению ограничительных мер в отношении Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц. Целью представленного исследования выступает анализ существующих проблем совершенствования административного законодательства за призывы к введению ограничительных мер в отношении Российской Федерации. Авторы приходят к выводу о том, что введение административной ответственности за призывы к введению ограничительных мер против российского государства, его граждан и юридических лиц представляется значимым методом борьбы с многочисленным потоком фейковой информации, которая представляет существенную угрозу для развития Российской Федерации в настоящее время. Акцентируется внимание на существующих проблемах применения ст. 20.3.4 КоАП РФ, формулируются авторские предложения по их решению в части совершенствования административного законодательства и правоприменительной практики.
Выявляются проблемы правового регулирования запрета пропаганды смены пола по российскому законодательству. Посредством общенаучных и частнонаучных методов авторами рассмотрены проблемы, связанные с правовым оформлением такого запрета. Отмечается, что образ жизни россиян стал объектом правового регулирования, учитывая выбранный государством путь защиты традиционных ценностей. Неконкретность формулировки понятия «смена пола» влечет отсутствие единообразного понимания и применения норм о запрете пропаганды смены пола в действующем российском законодательстве. Авторы считают необходимым установить критерии смены пола, от чего будет зависеть и квалификация правонарушения, связанного с пропагандой смены пола, предлагается внести изменения в действующую норму и закрепить условия отнесения информации к таковой.
Законодательно установленные сроки давности привлечения судьи к дисциплинарной ответственности являются дополнительной гарантией обеспечения их неприкосновенности и независимости. В статье отмечается отсутствие единообразной правоприменительной практики по вопросу исчисления указанных сроков и законодательно определенных правовых последствий их истечения в виде прекращения дисциплинарного производства, неприменение сроков давности при досрочном прекращении полномочий судей за нарушения, не признаваемые дисциплинарными проступками, что не способствует реализации предназначения института сроков давности в дисциплинарном производстве. Автором сформулированы предложения о внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей». Реализация этих предложений позволит обеспечить справедливость и предсказуемость решений о дисциплинарной ответственности судей, что в конечном итоге будет гарантировать их независимость.
Обоснована необходимость организации совместной работы должностных лиц Росфинмониторинга и правоохранительных органов в межведомственных следственно-оперативных группах. Предложены поправки в уголовно-процессуальное законодательство и регламент Росфинмониторинга. Предложено расширить перечень полномочий должностных лиц Росфинмониторинга при работе в межведомственных следственно-оперативных группах. Дана характеристика общего порядка организации их работы. Рекомендовано принять межведомственные нормативные правовые акты, закрепляющие упрощенный порядок взаимодействия и использования результатов финансовых расследований в уголовном делопроизводстве, - это позволит повысить эффективность взаимодействия при проведении финансовых и предварительных расследований.
В статье подчеркивается, что обеспечение информационной безопасности цифровой экономики возможно только на основе комплексного подхода на междисциплинарной основе, что связано с необходимостью улучшения профессионального взаимодействия специалистов и подготовки юридических кадров для этой сферы. С учетом предложения Департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России концептуально сформулированы функциональные задачи по разработке новой интеллектуальной системы информационной безопасности как ответ на новые вызовы со стороны киберпреступности. Автор выделяет три подпрограммы автоматизации основных функций, связанных с установлением и обеспечением правового режима деятельности высокотехнологичных предприятий, функционирование которых позволит в реальном времени осуществлять оперативное выявление, прогнозирование и выдачу рекомендаций по предупреждению угроз ИБ на ранних стадиях их возникновения в хозяйственной деятельности предприятий. Рассматривая вопрос о сущности подготовки юристов нового поколения для цифровой экономики, автор отмечает низкий уровень юридической грамотности в этой сфере, что требует разработки новых программ профессиональной переподготовки. Автор считает, что для правового обслуживания высокотехнологичных предприятий нужно готовить юристов на междисциплинарной основе, осознающих перемены в правовой работе, связанные с социально-правовыми последствиями информационной революции и имеющих компетенции, связанные с применением новых форм, методов и способов защиты информации. Статья подготовлена по материалам доклада автора 23 ноября 2023 г. в рамках XIII Московской юридической недели и международной научно-практической конференции «Правовое обеспечение суверенитета России: проблемы и перспективы» на совместной Научно-практической конференции (секции) и экспертной сессии Рабочей группы «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика»: Правовое обеспечение цифрового суверенитета России: проблемы и перспективы (о цифровом праве и Цифровом кодексе). Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, Юридический факультет.
В статье рассматриваются проблемы бюрократизации военного управления и оценки эффективности деятельности военнослужащих, подразделений и воинских частей. В современных реалиях зачастую оценка военнослужащего и воинского коллектива производится исходя из второстепенных, незначимых для основного предназначения должностного лица параметров. Высказываются некоторые предложения о путях решения данных проблем.