Научный архив: статьи

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ (2025)

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития физической культуры в Российской Федерации. Анализируются факторы, препятствующие популяризации здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения. Особое внимание уделяется вопросам финансирования, кадрового обеспечения и доступности спортивной инфраструктуры.

Цель: Выявление и систематизация актуальных проблем физической культуры в России для разработки эффективных стратегий ее дальнейшего развития.

Задачи
1. Проанализировать текущее состояние физической культуры в России.
2. Определить факторы, сдерживающие развитие физической активности населения.
3. Исследовать проблемы финансирования и кадрового обеспечения отрасли.
4. Оценить доступность и состояние спортивной инфраструктуры.
5. Сформулировать предложения по решению выявленных проблем.

Методы. Анализ статистических данных, обзор научной литературы, экспертные интервью, опрос.

Результат. Выявлены ключевые проблемы физической культуры в России, включая недо-статочное финансирование, нехватку квалифицированных кадров, неравномерное распределение спортивной инфраструктуры и низкую мотивацию населения к занятиям спортом.

Выводы. Развитие физической культуры в России требует комплексного подхода, включающего увеличение финансирования, подготовку квалифицированных специалистов, расширение доступности спортивной инфраструктуры и проведение эффективных кампаний по популяризации здорового образа жизни. Решение этих проблем будет способствовать улучшению здоровья населения и повышению качества жизни.

Издание: ДАЙДЖЕСТ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Выпуск: № 1 (17) (2025)
Автор(ы): Брагина Алина Игоревна
Сохранить в закладках
Роль транспортных коридоров в развитии Центральной Азии (2025)

В последние десятилетия страны Центральной Азии стали участниками разных проектов международных транспортных коридоров. Для стран региона эти проекты представляют значительный интерес, поскольку позволяют преодолеть географическую удаленность от основных рынков сбыта. Большая часть транспортных проектов была инициирована внерегиональными акторами, которые в свою очередь, проявляют к Центральной Азии повышенный интерес. Разработка и продвижение проектов транспортных коридоров определялись, прежде всего, долгосрочными экономическими интересами. Для внерегиональных государств, прежде всего, США, ЕС, Китая, Турции, приоритетной задачей являлось закрепление государств Центральной Азии в сфере своих интересов. В последние годы транспортные международные коридоры были дополнены двусторонними и многосторонними механизмами, которые инициировали внерегиональные акторы. Они направлены на формирование устойчивых политических и экономических отношений с центрально-азиатскими государствами. Для стран Центральной Азии участие в международных транспортных коридорах дает возможность получать доходы от транзита грузов, идущих через территорию региона, и одновременно открывает новые возможности для организации поставок собственной продукции на внешние рынки. В частности, большое внимание уделяется проекту Транскаспийского международного транспортного маршрута. Помимо других транспортных маршрутов, этот проект привлекает внимание ЕС и Китая, которые рассчитывают увеличить по нему поставки товаров. Новым направлением политики внерегиональных государств в отношении Центральной Азии является получение доступа к месторождениям редкоземельных металлов. Большая роль в реализации проектов, связанных с разработкой месторождений редкоземельных металлов и его вывозом из региона отводится транспортным коммуникациям, идущим из стран Центральной Азии.

Издание: ПРОБЛЕМЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Выпуск: Том 11, № 3 (2024)
Автор(ы): Жильцов Сергей Сергеевич
Сохранить в закладках
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ (2025)

Актуальность исследования обусловлена санкционным давлением на Россию с 2022 г., кардинально изменившим логистическую конфигурацию Евразии. Необходимость переориентации грузопотоков, форсированного развития альтернативных маршрутов и формирования новых институциональных механизмов управления международными транспортными коридорами требует комплексного научного осмысления. Авторами проведено исследование трансформации международных транспортных коридоров России в контексте структурных санкционных шоков (2022–2025 гг.). Посредством анализа выявлена реконфигурация логистических парадигм с акцентом на пространственный сдвиг грузопотоков в восточноазиатские сегменты. Особое внимание уделено диалектике ограничений (технологические эмбарго, финансовая десуверенизация) и адаптаций, включая импортозамещающие технологические платформы. Методология основана на ретроспективном анализе операционных данных РЖД и Росстата, дополненном верифицированным сценарным прогнозированием до 2035 г. Результаты работы демонстрируют возрастание роли международных транспортных коридоров как геоэкономических стабилизаторов, формирующих альтернативные транзитные реалии в Евразийском пространстве. Авторы приходят к выводу, что ускоренное развитие адаптационного потенциала российской транспортной системы в новых геоэкономических реалиях имеет критическое значение для обеспечения национальной экономической безопасности и позиционирования России в переформатируемой глобальной логистической архитектуре.

Издание: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МИРОВЫЕ ФИНАНСЫ
Выпуск: № 3, Том 4 (2025)
Автор(ы): Прудникова Анна Анатольевна, Тетянец Анастасия Артёмовна
Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ РАЗРЫВОВ ПРИ СТАНОВЛЕНИИ ПЛАТФОРМЕННОЙ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ (2024)

Существование цифровых разрывов значительно тормозит развитие платформенной модели в корпоративном секторе российской экономики, что не способствует активному проявлению положительных эффектов цифровизации. Недостаток методических и эмпирических работ, описывающих цифровые разрывы в корпоративном секторе экономики, не позволяет сформировать эффективные способы решения данной проблемы. Статья посвящена оценке цифровых разрывов, препятствующих становлению платформенной модели в корпоративном секторе национальной экономики. Методологическая база основывается на теории инноваций, концепции технологических укладов и концепции четвертой промышленной революции, которые обосновывают преимущества цифровизации и объясняют экономический рост с позиций технологического прогресса. Использован корреляционный анализ показателей, отражающих интенсивность применения организациями платформенных технологий и ряда других факторов. Информационную базу исследования составили данные НИУ ВШЭ об использовании в организациях программных средств и цифровых технологий за 2012–2022 гг. Результаты исследования показывают, что наибольшее значение для становления платформенной модели в корпоративном секторе экономики играет однородность цифровых технологий, используемых в отрасли. На втором месте по значимости стоит однородность в использовании программных средств, ориентированных на взаимодействие с партнерами, а также функционирование организаций в условиях доступа к широкополосному интернету. Полученные данные позволяют проводить диагностику становления платформенной модели путем описания цифровых и программных технологий, используемых потенциальными участниками цифровых платформ и бизнес-экосистем

Издание: JOURNAL OF NEW ECONOMY
Выпуск: Т. 25 № 3 (2024)
Автор(ы): Плахин Андрей Евгеньевич, Дубровский Валерий Жоресович, Огородникова Екатерина Сергеевна
Сохранить в закладках
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ МОСКВЫ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ (2025)

В работе представлен анализ градостроительного опыта Москвы за последние три десятилетия с акцентом на критическую оценку реализованных стратегий и выявление их сильных и слабых сторон. Особое внимание уделено деятельности ГК «Киевская площадь» и ее влиянию на городскую среду. Разработаны практические рекомендации по формированию градостроительной политики, которые позволят создать комфортный и современный город, способствующий социально-экономическому развитию и сохранению его уникальности. Исследование направлено на повышение эффективности городского управления и планирования в целях обеспечения устойчивого развития Москвы и улучшения условий для жизни и бизнеса. Результаты исследования могут быть использованы для внесения изменений в градостроительную политику, разработки новых нормативных актов и оптимизации процессов развития города.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 1 № 6 (2025)
Автор(ы): Ниязов Джавид Халид оглы
Сохранить в закладках
СТОИМОСТНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ОБЪЕКТОВ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (2025)

В статье рассматривается вопрос оценки целесообразности создания и выбора места размещения объектов терминально-логистической инфраструктуры в пределах транспортных узлов через стоимостную интерпретацию интегральной транспортной доступности.

Издание: БЮЛЛЕТЕНЬ УЧЕНОГО СОВЕТА АО "ИЭРТ"
Выпуск: № 10-2 (2025)
Автор(ы): Кудияров Сергей Петрович
Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОСЕЩЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ PYTHON (2024)

Статья посвящена анализу динамики посещения туристических объектов с использованием географических информационных систем. В работе исследуются возможности современных географических информационных систем для визуализации и анализа пространственных данных, связанных с туристическими потоками, с целью дальнейшей оптимизации управления туристическими объектами и планирования инфраструктуры. Методологическая база исследования опирается на концептуальные основы пространственного анализа и теории устойчивого развития туризма, что позволяет интегрировать различные данные. В качестве информационной базы использованы данные о посещаемости туристических объектов, собранные на основании данных операторов сотовой связи с помощью географических информационных систем. Анализ полученных данных и визуализация выполнены с применением современных языков программирования. Основные результаты включают выявление ключевых тенденций в поведении туристов, оценку влияния инфраструктурных факторов на посещаемость и разработку рекомендаций по улучшению туристических услуг. Выводы исследования подтверждают эффективность использования географических информационных систем для решения задач планирования и управления в туристической отрасли, что способствует повышению привлекательности и конкурентоспособности туристических направлений

Издание: ЦИФРОВЫЕ МОДЕЛИ И РЕШЕНИЯ
Выпуск: Т. 3 № 3 (2024)
Автор(ы): Пономарьков Михаил Яковлевич, Панов Михаил Александрович
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА С ПОЗИЦИИ СТРУКТУРНО-ИНФРАСТРУКТУРНОГО ПОДХОДА (2025)

Настоящая статья, обращаясь к структурно-инфраструктурному подходу, осуществляет концептуальное разделение проблем рынка труда и проблем развития рынка труда. Проблемами рынка труда называют возникающие сложности функционирования сложившегося механизма взаимодействия между агентами. Под проблемами развития рынка труда понимаются сложности, с которыми экономика сталкивается при выходе из кризиса (при выборе пути развития). Кризис знаменует собой период, когда сложившиеся внутри системы отношений механизмы взаимодействия не могут в полной мере отвечать и разрешать назревающие вызовы. В результате система отношений встаёт перед выбором - интенсивного (качественного) или экстенсивного (количественного) преобразования. Эта концептуализация рассмотрена на примере российского рынка труда с особым фокусом на перспективах и рисках цифровизации.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 1 № 2 (2025)
Автор(ы): Омельченко Ирина Борисовна, Сергеева Мария Вячеславовна, Сафонов Александр Саярович
Сохранить в закладках
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ЛАГА В ДИНАМИКЕ ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ (2025)

Современное сельское хозяйство отличается высокой капиталоемкостью, что обусловлено множеством факторов. Одним из наиболее значимых аспектов данной проблемы является замещаемость факторов производства. Исследование этого вопроса предполагает рассмотрение нескольких ключевых направлений. Во-первых, важное значение имеет ухудшение базовых факторов, негативно влияющих на развитие сельского хозяйства. Сюда входит как снижение плодородия почв, так и сокращение вводимых в эксплуатацию новых земель. Усложняют ситуацию также неблагоприятные климатические условия, старение населения в сельской местности и сокращение притока новой рабочей силы. Во-вторых, наблюдается усиление конкурентной борьбы на сельскохозяйственном рынке. В совокупности перечисленные факторы требуют возрастания объема капиталовложений в различные сектора сельского хозяйства. Однако лишь увеличения доли инвестиций недостаточно для обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности. Ключевыми элементами для достижения положительных результатов являются качество капиталовложений, их регулярность и синхронность, что значительно зависит от структурной организации национального сельского хозяйства как по отраслям, так и по регионам. Кроме того, стоит подчеркнуть, что технико-технологическая сложность современного сельскохозяйственного производства и затянутость цепочки создания стоимости продукции также способствуют возникновению инвестиционного лага. В данной статье предлагается уточнение отдельных теоретико-методологических положений, связанных с инвестиционным лагом в сельском хозяйстве, а также анализ эмпирических тенденций с последующей интерпретацией полученных данных.

Издание: ИЗВЕСТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В. М. КОКОВА
Выпуск: № 2 (48) (2025)
Автор(ы): Баккуев Эльдар Сафарович, Кунижева Лариса Хабасовна, Сарбашева Елена Мажмудиновна
Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ И ПРОИСХОДЯЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ МАЛЫХ ГОРОДОВ (2025)

Актуальность статьи связана с изменениями государственной политики по приоритетам пространственного развития России в сторону малых городов и сельских поселений. Новые национальные проекты ставят перед ними трудные задачи в силу недостаточного числа профессиональных работников по реализации государственных политических вопросов. Авторы анализируют системные меры, принятые для решения поставленных проектами задач в Дальневосточном федеральном округе, в т. ч. ключевой проблемы - демографической, с чем связан продолжающийся миграционный процесс. Показаны социальные проблемы Приморского края, в частности в малых городах Спасск-Дальний и Большой Камень, потери населения из-за миграционных процессов, требующих наличия приоритетных проектов по модернизации инфраструктуры. Авторы обращают внимание на значение и недостатки специально разработанного Индекса качества городской среды. В век технологий особо отмечается необходимость в регионах новой культуры управления, его эффективность, ответственность. Авторы выдвигают суждение об изменениях в молодежной политике, предлагают возможные решения проблем образования в малых городах и на селе. Результаты исследования могут быть рекомендованы управленческим структурам регионов.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 4 (2025)
Автор(ы): Воропаева Ася Васильевна, Коростелева Лариса Юрьевна
Сохранить в закладках
ВОСПРИЯТИЕ ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕЁ ЖИТЕЛЯМИ: ОСНОВНЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И РАЗЛИЧИЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ) (2025)

Целью исследования является качественная оценка условий проживания населения в пригородах Санкт-Петербурга, в том числе выявление отличий и общих закономерностей развития этих пригородов по разным направлениям от центра города. Материалы и методы. Использованы результаты онлайн-опроса жителей пригородов Санкт-Петербурга, по их отношению к комфортности проживания в своих населенных пунктах Результаты и обсуждение. В рамках установленных авторами условных границ пригородной зоны исследуемого региона выявлены типичные общие проблемы и схожие черты в развитии социальной жизни и связи с центром, а также различия северных, восточных и южных пригородов относительно условий проживания, транспортной доступности и самоидентификации. Заключение. По результатам качественной оценки жителями пригородов, участвующих в анкетировании, интересно было проследить степень влияния Санкт-Петербурга на образ жизни и особенности взаимодействия в системе «центр-пригород» в различных группах пригородных территорий. Существует необходимость проведения скоординированной пригородной «региональной политики»; большая часть населения пригородной зоны не планирует покидать её пределы; соответственно её развитие, в особенности пространственное, будет продолжаться и дальше.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГЕОГРАФИЯ. ГЕОЭКОЛОГИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Васильева Ольга Евгеньевна, Мартынов Василий Львович, Сазонова Ирина Евгеньевна, Андреева Татьяна Александровна, Демидионов Михаил Юрьевич
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНОВ РОССИИ (2025)

В статье приведены результаты исследований жизнеобеспечения сельских территорий, состояния сельской экономики и инфраструктуры в отдельных регионах России по принципу социо-эколого-экономических оценок, выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются жители сельских районов. Основное внимание уделено недостаточной инфраструктуре, обеспеченности медицинскими и образовательными услугами, развитию сельского хозяйства и миграционным процессам в сельской местности. В статье обоснованы стратегические векторы, возможные пути улучшения ситуации в сельских поселениях регионов России на основе модернизации инфраструктуры, создания дополнительных рабочих мест, финансовой поддержки сельхозпроизводителей, диверсификации сельской экономики, развития малого и среднего бизнеса в сельских районах. Предложены рекомендации для государственных органов и общественных организаций, направленные на улучшение условий жизни и труда жителей сельских районов, стимулирование экономического роста в сельской местности.

Издание: ЭФО: ЭКОНОМИКА. ФИНАНСЫ. ОБЩЕСТВО
Выпуск: № 1 (13) (2025)
Автор(ы): Кундиус Валентина Александровна, Агафонова Марина Владимировна, Егерь Ксения Александровна
Сохранить в закладках