Рассмотрены особенности развития стратегического партнерства в сфере торговли и услуг Донецкой Народной Республики как формата взаимодействия предприятий, направленного на формирование ресурсно-компетентционной базы каждого партнера; показана роль стратегического партнерства в создании динамических способностей предприятия, ориентированных на создание совместной ценности предпринимательских структур. Проведен анализ основных партнеров стратегического взаимодействия в сфере торгово-экономической деятельности с предприятиями Донецкой Народной Республики. Проведен ретроспективный анализ развития стратегического партнерства с другими государствами, в результате которого сделан вывод о том, что изменения мирового бизнес-пространства повлекли неизбежность появления трансформационных форм и способов взаимодействия отечественных предприятий с зарубежными партнерами. Установлены значительные изменения в области экономического сотрудничества Донецкой Народной Республики с предприятиями Российской Федерации после вхождения Республики в состав Российской Федерации. На основе проведенного анализа нормативно-правовых документов и статистического материала определены основные направления стратегического партнерства по регионально-отраслевому признаку, выделены формы стратегического партнерства в соответствии с программой социально-экономического развития Донецкой Народной Республики. Разработан научно-практический подход к интегрированному развитию стратегического партнерства в сфере торговли и услуг Донецкой Народной Республики, сущность которого состоит в определении основных элементов (в их логической взаимосвязи), отражающих общую концепцию развития стратегического партнерства и определяющих основные механизмы стратегического партнерства с учетом поставленных целей, выбора партнеров и нормативно-правовой базы.
В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования взаимосвязей стилей поведения в межличностном конфликте у студентов с разными типами жизненной направленности и характером проявления себя в группе. Установлено, что склонности к соперничеству в ситуации конфликта сопутствует направленность личности на себя, независимость и принятие борьбы в группе, а склонности к приспособлению к партнеру в конфликтной ситуации - низкий уровень личностной независимости и направленность на поддержание взаимоотношений в группе. Стиль «избегание» в межличностном конфликте сопряжен с невозможностью принятия борьбы в группе.
Предметом исследования является взаимодействие научной-исследовательской деятельности студента и преподавателя. Научно-исследовательская деятельность студентов и преподавателей является ключевым элементом образовательного процесса, способствующим развитию критического мышления, навыков анализа и инноваций. Взаимодействие между студентами и преподавателями в рамках научных исследований играет важную роль в формировании профессиональных компетенций и научного мировоззрения. Анализ необходимых для разработки возможностей чат-ботов на базе мессенджера Telegram и их внедрение в конкретном чат-боте, который является конечным продуктом проекта “Разработка курса создание бота в Telegram”. Предмет исследования охватывает как технические аспекты разработки Telegram-бота, так и социально-образовательные аспекты сотрудничества студентов и преподавателей, что позволяет комплексно оценить эффективность и значимость подобных проектов в учебном процессе. Методы исследования: - теоретические (анализ литературы, сравнительный анализ, контент-анализ); - эмпирические (наблюдение, интервью, анализ документации, эксперимент, опрос студентов); В рамках исследования проведена оценка эффективности проектной работы как инструмента сотрудничества, что позволит выявить преимущества и недостатки данного подхода и предложить рекомендации по его дальнейшему внедрению в образовательный процесс. Платформа Telegram была использована для создания образовательного бота, что открывает новые возможности для интерактивного и игрового обучения, особенно в условиях пандемии и перехода на онлайн-образование. В ходе реализации проекта студенты приобрели навыки создания ботов для Telegram, овладели программированием на Python и научились работать с API. Также были разработаны методические материалы и учебные пособия, которые могут быть использованы в будущем для обучения других студентов. Проектная работа служит эффективным инструментом взаимодействия между студентами и преподавателями. Она способствует развитию необходимых навыков и компетенций, а также укрепляет сотрудничество между участниками образовательного процесса.
Многоагентные системы относятся к технологиям искусственного интеллекта, а агент-ориентированный подход позиционируется как универсальное решение, которое способно конкурировать с другими технологиями в широком классе приложений. В данной статье рассматриваются традиционные и современные варианты формализации и интерпретации понятия агента в многоагентных системах, представлен обзор постановок задач, которые решаются при разработке таких систем для формирования признаков и свойств различных типов агентов.
Обсуждается статья экономиста Стивена Хорвица «Сотрудничество вместо принуждения: важность детской игры…» с позиций антропологии современности. Опираясь подспудно на трансдисциплинарный подход, С. Хорвиц проанализировал множество источников из области социальных наук, исследующих проблемы социализации детей и подростков в условиях современности. Он пришел к выводу о важной роли игры без присмотра, или свободной детской игры, для развития навыков успешного социального взаимодействия в современном мире. С. Хорвиц убедительно доказывает, что неконтролируемая и неструктурированная детская игра спонтанно обучает детей социальной саморегуляции, непринужденным способам разрешения конфликтов, налаживанию отношений партнерства и сотрудничества друг с другом. Эти уроки чрезвычайно важны не только для благополучной взрослой жизни и психологической устойчивости перед лицом неопределенности, но и для поддержания культуры здорового демократического общества. Игра в широком смысле слова понимается как свободная деятельность людей, основанная на их взаимном согласии и структурированная правилами, которые создают сами игроки. В свободной детской игре формируются социальные навыки, необходимые для успешных человеческих взаимодействий в реальном мире. Напротив, практики игры под контролем взрослых ослабляют навыки социального взаимодействия, приучая детей ожидать, что взрослые вмешаются в разрешение их споров или станут использовать внешнее принуждение. Между тем именно способность субъектов самостоятельно вырабатывать правила для разрешения потенциальных конфликтов лежит в основе того, как свободные люди создают институциональные практики, снижающие в обществе уровень принуждения и насилия. Такие повседневные практики имеют истоки в детской игре, основаны на взаимном согласии игроков, эмпатии, заботе о чувствах удовлетворенности игрой другого человека и справедливости. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Антропология современности, социализация, конфликт, сотрудничество, детские игры, игра без присмотра, свободная игра.
Растущий спрос на инновации и регулярные обновления в бизнесе, вызванные стремительным развитием технологий и цифровизацией всех сфер человеческой жизнедеятельности, требует от компаний развития способностей по адаптации к изменениям и по развитию инноваций. Однако ограниченность ресурсов компаний, нехватка знаний и сложность современных технологий для самостоятельной разработки и внедрения, требует также способностей развивать межорганизационные инновации, управлять межорганизационными проектами и минимизировать риски, связанные с привлечением внешних партнеров. Одним из ключевых этапов жизненного цикла межорганизационных отношений, способных повлиять на их результат является выбор партнеров, которые смогли бы обеспечить достижение необходимого результата. Ранее в исследованиях предпринимались попытки выделения критериев отбора партнеров для разработки межорганизационных инноваций, однако, предложенные критерии были сфокусированы, прежде всего, на соответствии потенциальных партнеров целям фокальной компании в то время, как внутренняя заинтересованность потенциальных партнеров в таких отношениях не учитывалась. В данном исследовании авторы стремятся преодолеть это упущение и определить индикаторы, характеризующие заинтересованность потенциальных партнеров в участии в межорганизационных от ношениях. В данном исследовании разрабатывается модель зависимости заинтересованности компании в развитии межорганизационных инноваций от ориентированности компании на кооперацию и тестируется на данных опроса 165 специалистов и топ-менеджеров российских компаний. В результате исследования подтверждается связь между ориентированностью компаний на кооперацию и заинтересованностью в развитии межорганизационных инноваций, а также обнаруживается частичная медиация данной связи отношением к межорганизационным инновациям.
Концепция “Smart city” была введена в 1994 г. и с тех пор активно внедряется в управление городами, в том числе и в Российской Федерации. Несмотря на то что «умный город» значительной частью исследователей сводится к модернизации стареющей инфраструктуры с помощью цифровизации, практика показывает, что технологии сами по себе редко являются решением городских проблем, необходимо развитие, в первую очередь, социальных аспектов управления одновременно с внедрением соответствующих технологических решений. Развитие социоцентричного измерения управления городскими системами предполагает вовлечение различных акторов в разработку и реализацию инициатив органов публичной власти, в том числе и университетов. Цель данного исследования - на основе изучения зарубежных и отечественных кейсов выделить формы взаимодействия университетов и органов местного самоуправления, определить роль университетов в становлении и развитии «умных городов». В работе были использованы методы анализа, синтеза, индукции и дедукции, сравнения. Информационной базой исследования послужили материалы Индекса цифровизации городского хозяйства «IQ городов», нормативно-правовые акты, направленные на развитие «умных городов» в Российской Федерации, собственные исследования авторов. На основе данных была определена роль университетов в становлении и развитии «умных городов» в России и зарубежных странах, выявлены основные формы сотрудничества университетов с иными акторами в процессе развития «умных городов», разработаны рекомендации для развития сотрудничества университетов и органов публичной власти при реализации ведомственного проекта «Умный город». Опыт российских и зарубежных городов показывает наличие взаимосвязи между степенью вовлеченности университетов в реализацию проекта «Умный город» и результатами интеллектуализации и цифровизации городского хозяйства. Критически важная роль университетов состоит в содействии социально ориентированному управлению, в отличие от хаотичной цифровизации отдельных процессов городского управления и сбора данных, без их дальнейшего анализа. Для расширения практики вовлечения университетов в развитие «умных городов» предложен ряд рекомендаций.
Статья посвящена рассмотрению текущих форм взаимодействия России и Китая в сфере применения технологий искусственного интеллекта в здравоохранении и выявлению векторов их возможного развития. Цель статьи заключается в анализе политических условий и механизмов двустороннего сотрудничества России и Китая в сфере применения технологий искусственного интеллекта в здравоохранении с опорой на кейс-анализ, обзор нормативной базы и сравнительное изучение национальных стратегий развития. В качестве методологической базы использованы анализ научной литературы, сравнительный подход и кейс-анализ, позволяющие выявить ключевые направления и барьеры политического сотрудничества России и Китая в области применения ИИ в здравоохранении. Было установлено, что Китай и Россия успешно внедряют технологии искусственного интеллекта в диагностику и лечение заболеваний, а анализ совместных проектов показал, что российско-китайские инициативы по внедрению искусственного интеллекта в систему здравоохранения обладают благоприятными предпосылками для развития. Также удалось выявить различия в масштабах реализации этих проектов. Китай в целом демонстрирует более масштабный подход, тогда как в России инициативы носят более локальный характер. Основные препятствия на пути двустороннего сотрудничества в этой области обусловлены различиями в правовых режимах, а также языковым барьером. Совместная реализация ИИ-проектов в здравоохранении России и Китая не является исключительно научно-технической инициативой. Это проявление более широкой внешнеполитической стратегии, направленной на развитие независимых технологических систем, снижение зависимости от западных ИТ-решений и укрепление глобальных позиций стран в условиях цифровой трансформации.
В данном исследовании основное внимание уделяется взаимодействию Вьетнама и стран АСЕАН в реализации Целей устойчивого развития (ЦУР) с 2015 по 2024 год. Рассматривается актуальность темы в контексте глобализации и твёрдой приверженности стран АСЕАН ЦУР. Несмотря на важную роль Вьетнама в продвижении ЦУР в регионе, их реализация сталкивается с множеством трудностей, особенно из-за различий в уровнях развития стран региона и глобальных экологических проблем. Объектом исследования является взаимодействие Вьетнама и стран АСЕАН в достижении ЦУР в период с 2015 по 2024 годы, а предмет включает направления, формы и механизмы сотрудничества в реализации ЦУР. Цель работы заключается в выявлении специфики, анализе тенденций и проблем взаимодействия Вьетнама и стран АСЕАН в данной области за указанный период. В исследовании используются теории международных отношений, в частности неолиберальная парадигма, для анализа взаимоотношений Вьетнама и АСЕАН в процессе реализации ЦУР. Новизна исследования заключается в систематизации и углубленном анализе уникальных механизмов взаимодействия Вьетнама с АСЕАН в части реализации ЦУР, выявлении специфики его роли как ключевого актора в условиях разнородного регионального развития. Автор стремится обосновать новые знания о вкладе Вьетнама в преодоление климатических и финансовых вызовов через инновационные инициативы, которые ранее не получали комплексного изучения в контексте деятельности АСЕАН. Исследование впервые интегрирует анализ успехов Вьетнама в достижении ЦУР с критическим осмыслением структурных барьеров, таких как экономическое неравенство и недостаток финансирования, предлагая стратегии их преодоления через усиление региональной кооперации. Выводы исследования показывают, что, несмотря на значительное расширение сотрудничества между Вьетнамом и странами АСЕАН в реализации ЦУР, оно по-прежнему сталкивается с проблемами, такими как неравенство в развитии и нехватка финансовых ресурсов. Сотрудничество продолжает углубляться благодаря укреплению государственно-частного партнерства, увеличению финансирования проектов ЦУР и продвижению инициатив в области возобновляемых источников энергии. Таким образом, в статье представлен комплексный обзор сотрудничества Вьетнама и стран АСЕАН в реализации ЦУР, подчёркивающий его важность для устойчивого развития в регионе и в мире.
Статья посвящена анализу процесса развития стратегических отношений между Китаем и Россией с акцентом на анализ ключевых документов и заявлений, подписанные главами двух стран в период с 1996 по 2025 год. В ней рассматривается эволюция партнерства между Китаем и Россией, которое прошло путь от первоначального формирования понятия и содержания «стратегичности» до нынешнего «золотого века» «всесторонности», когда обе страны установили образец сотрудничества между великими державами в условиях сложного и изменчивого международного контекста. Эти новые межгосударственные отношения играют ключевую роль в реагировании на вызовы в мировой политике, содействии экономическому сотрудничеству и обеспечении глобальной и региональной безопасности. Статья подчеркивает, что российско-китайские отношения эволюционировали от прагматического взаимодействия в экономической сфере к всеобъемлющему стратегическому партнерству, включающему координацию на международной арене. Теоретической основой выступает реляционная теория мировой политики Цинь Яцина. Также автор использует междисциплинарный подход, опираясь на методы структурного реализма, историко-сравнительный и проблемно-хронологический анализ. Китай и Россия рассматривают друг друга как приоритетных партнеров, что подтверждается ростом двусторонней торговли и совместными усилиями по созданию нового международного порядка, основанного на принципах многополярности и взаимного уважения. В работе выделяются три ключевых периода развития российско-китайского сотрудничества: начальный этап (1996-2006), фаза стремительного роста (2006-2016) и современный “золотой период” всеобъемлющего партнерства (2016-настоящее время). Данное исследование предоставит новый взгляд на роль Китая и России в современных международных отношениях. Статья делает вывод о том, что российско-китайские отношения представляют собой уникальную модель сотрудничества великих держав, основанную на равноправии, доверии и взаимной выгоде. В будущем автор прогнозирует дальнейшее укрепление взаимодействия в политической, экономической и военной сферах, а также усиление координации в рамках международных организаций, таких как ООН, БРИКС и ШОС.
Современная государственная политика в России отдаёт приоритет воспитательной роли семьи. В связи с этим полноценное музыкальное развитие детей дошкольного возраста возможно лишь при тесном взаимодействии педагогов и родителей. Это обуславливает необходимость разработки педагогической технологии, направленной на сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и апробация педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Теоретическая часть исследования заключалась в изучении проблем взаимодействия и сотрудничества педагогов образовательных учреждений и семьи, сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьёй, структуры педагогической технологии, музыкального развития детей дошкольного возраста. Эмпирическая часть исследования состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов; применялись методы опроса, наблюдения, изучения опыта педагогической деятельности, оценивания и измерения, математической обработки результатов исследования. В рамках исследования разработана и апробирована педагогическая технология сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста, включающая взаимосвязанные компоненты. Диагностический компонент: определены критерии и показатели уровня сформированности музыкального развития детей, уровня воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии. Содержательный компонент - разработана программа сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи «Совместные шаги навстречу музыке», алгоритм организации очных коллективных мероприятий в формате цикла музыкальной гостиной, определены основные направления и формы сотрудничества в музыкальном развитии. Процессуальный компонент заключается в осуществлении сотрудничества по различным направлениям и формам. Основным форматом стала музыкальная гостиная, включающая в себя коллективное творческое дело. Результаты контрольного этапа эксперимента доказывают эффективность разработанной педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Россия и Украина - важные мировые производители и экспортеры продовольствия, и их конфликт непосредственно привёл к сбоям в глобальных цепочках поставок и колебаниям цен на продовольствие. В данной статье предметом исследования является российская продовольственная безопасность, объектом - российско-украинский геополитический конфликт. Автор подробно рассматривает влияние российско-украинского конфликта на глобальную цепочку поставок продовольствия, фокусируясь на продовольственной безопасности России с точки зрения геополитических вызовов. Следует отметить, что ситуация в мире меняется, и российско-украинский конфликт может быть урегулирован мирным путем. Даже в «постконфликтный период» вопросы продовольственного кризиса и гарантирования продовольственной безопасности, все еще находящиеся под геополитической угрозой, остаются центральной темой исследований учёных разных стран. В этой статье всесторонне используются различные методы исследования, такие как метод геополитического анализа, методы системного анализа, метод сравнительного анализа и другие, направленные на анализ реальных проблем, с которыми может столкнуться Россия в настоящее время и в «постконфликтный период». Новизна исследования заключается в анализе происходящего с точки зрения геополитики и теории конфликтов, в комплексном рассмотрении ряда проблем и трудностей, с которыми сталкивается Россия во время конфликта и в постконфликтный период. Автор также использовал комплексное использование различных источников, в частности новейшие результаты российских и китайских учёных, информацию с правительственных сайтов двух стран и др., которые могут предоставить разные аспекты для изучения данного вопроса. При этом в работе не только подробно раскрываются последствия конфликта для продовольственной безопасности России в текущий момент, но и даются прогнозы относительно развития ситуации в «постконфликтный период». По мнению автора, для обеспечения геополитической стабильности и преодоления сложной международной обстановки Россия может создать новый тип отношений между великими державами с азиатскими странами, особенно с Китаем.