Рассматривается отечественный опыт нормотворческого контроля. Вносится предложение о закреплении в законодательстве России предварительного конституционного контроля как обязательной стадии нормотворческого процесса. Приводится статистика по законам, признанным в последние годы неконституционными и утратившими в связи с этим юридическую силу. Анализируется роль Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении устойчивости национальной правовой системы
В настоящее время проблема истории развития государственного регулирования популяризации науки вызывает интерес у многих ученых. Однако особенности зарождения и формирования отечественной системы законодательства в сфере продвижения научно-популярных знаний через библиотеки изучены недостаточно. Цель исследования – выявление и анализ наиболее значимых правовых документов в области научно-технической пропаганды, в том числе адресованных библиотекам. Источниковой базой послужил массив нормативной документации с 1917 по 1941 г. В результате анализа автор определил, что становление и формирование отечественной системы государственного регулирования популяризации науки началось с первых лет существования советского государства. Распространение научных знаний в общество через систему неформального образования рассматривалось как необходимое средство пробуждения активности народных масс в процессе их участия в культурной революции, а также восстановлении и строительстве народного и сельского хозяйства. Нормативные правовые акты, касающиеся библиотек, разрабатывались в соответствии с внутренней политикой партии и правительства. Законодательная власть обязала библиотеки участвовать в пропаганде естественно-научных, производственно-технических и сельскохозяйственных знаний, а также содействовать развитию самообразования всех граждан страны. В официальных документах заданного периода зафиксированы конкретные формы и методы популяризации науки, в их числе: комплектование фондов научно-популярной литературы, подготовка списков рекомендованных изданий, организация передвижных выставок, создание научных кружков, проведение громких чтений, экскурсий, участие в культурных и библиотечных походах и т. д. Полученные в ходе исследования данные подтвердили наше предположение о том, что в СССР на библиотечное дело, помимо обслуживания идеологического заказа государства, уже в ранний советский период законодательно были возложены функции популяризации общенаучных знаний.
Цель статьи – представить эволюцию государственной политики в отношении публичных библиотек в России во второй половине XIX в.
В результате исследования автор установил, что содержание законов и подзаконных актов, регламентировавших работу публичных библиотек, определялось их статусом общественных организаций и отражало глубокие противоречия правительственного курса в годы буржуазных преобразований и пореформенную эпоху.
Библиотечную инициативу ревнителей просвещения правительство Александра II воспринимало в качестве продолжения и поддержки собственных реформаторских усилий. В статье автор показывает, как легальный статус публичных библиотек был закреплен в правовом поле России, каким образом изменялись правила комплектования книжных фондов, осуществлялся порядок открытия публичных библиотек и надзор за их деятельностью. Автор отмечает, как усилившийся в 1880– 1890-е гг. репрессивный характер законодательства, направленного на защиту городской читающей публики от нежелательной литературы, негативно отразился на общественной самоорганизации в сфере просвещения.
В заключении автор приходит к выводу, что сложившиеся обстоятельства существенно затруднили развитие публичных библиотек в России.
Рассматриваются способы эффективной борьбы с инвестиционными мошенничествами. Особое внимание уделяется правоприменительной практике. Анализируются недостатки законодательства в исследуемой сфере и пробелы в межведомственном взаимодействии. На основе полученных данных предлагаются меры по совершенствованию законодательной базы и практики борьбы с этим видом преступлений
Представленная статья раскрывает проблему законодательного регулирования деятельности негосударственных военизированных формирований на территории Российской Федерации, а также их место в системе вооруженных сил государства. В публикации отмечается влияние негосударственных военизированных формирований, действовавших в России в период с 2022 по 2023 года, на государственную политику в сфере национальной безопасности, а также на процесс формирования института освобождения от уголовной ответственности. Проводится анализ наличия признаков наемничества в деятельности частных военных компаний. Указывается на наличие социальных особенностей ресоциализации лиц, прошедших Специальную военную операцию и имеющих боевой опыт. Приводятся аргументы о невозможности применения негосударственных военизированных формирований на территории Российской Федерации, вместе с тем, отмечается целесообразность присутствия российских негосударственных военизированных формирований на международном рынке предоставления услуг по охране объектов, осуществлению конвоирования товарно-материальных ценностей, а также подготовке и обучению иностранных военных формирований за рубежом.
Настоящее исследование представляет собой комплексный анализ генезиса и трансформации системы духовного образования России на протяжении Синодального периода. На основе системного изучения нормативно-правовых актов, опубликованных источников и архивных материалов реконструирована целостная картина ее становления и развития. Зародившись вместе с первыми просветительскими организациями, духовные учебные заведения изначально выполняли ключевую функцию подготовки кадров для Русской православной церкви. Принципиальный этап их институционализации связан с царствованием Петра I, законодательно закрепившего основы государственной политики в данной сфере. Принятый «Духовный регламент» (1721 г.) определил порядок создания и содержания духовных школ при архиерейских домах и монастырях, которые, будучи ориентированы на детей церковнослужителей, имели закрытый характер. Заложенные Петром I основы в последующий период получили последовательное развитие: наблюдался количественный рост духовных учебных заведений, а их выпускники получили приоритет при замещении вакансий в Синоде. Важнейшей вехой стала реформа 1808 г., законодательно оформившая многоуровневую структуру духовного образования. На протяжении XIX в. уставы духовно-учебных заведений неоднократно пересматривались. Целями этих корректировок являлись: расширение социального состава учащихся, диверсификация карьерных траекторий выпускников, а также усиление административного контроля, что было реакцией на распространение революционных настроений в студенческой среде. Финальной значимой новацией стал Устав православных духовных академий 1910 г., направленный на повышение образовательного уровня воспитанников путем расширения учебных программ. Однако системная реформа так и не была реализована.
В статье выполнен обзор действующей политики регулирования, касающейся коммерциализации космической деятельности Госкорпорации «Роскосмос». Выявлены проблемы, препятствующие организации работ с объектами космического мусора, что обусловливает международные риски в обозначенной сфере. В качестве мер поддержки для развития Госкорпорации «Роскосмос» сформулированы предложения по внесению изменений в действующее законодательство и структуру органов управления космической деятельностью.
Статья посвящена рассмотрению вопроса дискриминации лиц различных возрастных групп в отношениях частноправовой сферы. Обращено внимание на то, что дискриминацию можно наблюдать не только в трудовых, но и в жилищных, семейных и других правоотношениях. Показано, что основанием дискриминации является несовершенство нормативно-правовых актов в начальный период их действия, что объясняется трудностями прогнозирования и учета возможных рисков, однако, внесение изменений в законодательные акты позволяет своевременно исправить ситуацию - устранить дискриминационные допущения. В статье приведены примеры и судебная практика, подтверждающая данные выводы. Предлагается при принятии новых нормативно-правовых актов проводить их оценку на дискриминационную составляющую для исключения в дальнейшем ситуаций ущемления прав или дискриминации отдельных социальных групп граждан. В том числе особенно тщательную оценку на отсутствие дискриминации в нормативно-правовых актах предлагается проводить в отношении граждан, нуждающихся в особой социальной защите. При этом предлагается учитывать возможность прямой и косвенной дискриминации, особенности применения цифровых технологий и искусственного интеллекта; а реформы и нововведения в законодательстве проводить с учетом этических норм, мирового опыта и судебной практики.
Регламентация ответственности врачей за их ошибки, а также умышленные нарушения в процессе осуществления медицинской деятельности имеет весьма непоследовательный характер. Развитие искусства врачевания, несмотря на свою безусловную актуальность и значимость, на протяжении различных эпох не редко пользовалось как нейтральным, так и негативным отношением со стороны государственной власти и религии. Проведенное сравнительное историко-правовое исследование позволяет сконструировать системное мировоззрение о структуре и содержании соответствующих феноменов, оно позволит не только выделить их отличительные признаки и характерные особенности, но и впоследствии способно стать основой для совершенствования действующего законодательства.
Цель исследования. В данной статье, исходя из ее названия, рассматривается влияние религии на законодательство, на социальную и экономическую сферу развития страны. Проанализирован тип государства по его отношению к религии, преимущества и недостатки светского, клерикального, теократического и атеистического государств. Это необходимо для определения того типа государства по его отношению к религии, которое имеет наиболее эффективное законодательство, помогающие ему развиваться. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что атеистический тип государства наиболее эффективно справляется с поставленными перед страной актуальными задачи. При этом необходимо заметить, теократия имеет такой же потенциал, хотя и является противоречием атеизму. Законодательство теократического государства, напрямую связано с мировоззрением служителей того или иного религиозного течения. По этой причине религия может являться неким тормозом, мешающим развиваться стране и обществу в современном мире и актуальных реалиях. Также стоит учитывать, что сильной стороной теократии являются сохраняющиеся культурные, моральные и нравственные ценности. Однако это не мешает атеистическому государству, подобному СССР, которое смогло выстроить, сохранить моральные и нравственные ценности клерикального государства, создав свою собственную культуру и став одним из самых успешных и быстро развивающихся государств прошлого века.
Целью данного исследования являются некоторые проблемные аспекты правил производства следственных действий. Авторы указывают, на то, что данные правила утратили свою актуальность, четкость, и остро нуждаются в реформировании, приведении в соответствие, унификации принятых изменений как в законодательстве нашей страны, так и международных документов. Задачи исследования состоят в анализе правил производства следственных действий и необходимости терминологического определения понятия следственных действий, их классификации, а также составление их точного перечня, отграничение от других процессуальных действий и мер принуждения. Анализ общих правил производства следственных действий позволяет выделить проблемные аспекты и совершенствовать нормы законодательства. Авторы квалифицируют правила на группы для более точного понимания и использования их в процессуальной практике. Выводы: мы установили, что приведение правил проведения следственных действий в соответствие необходимо, как для укрепления и функционирования системы осуществления правосудия, так и для усиления доверия к органам государственной власти, осуществляющим правосудие. При этом необходимо создать условия для более полной реализации прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществлении правосудия.
Признание медицины в качестве одной из базовых составляющих развитого государства, повлекло существенную активизацию правового регулирования деятельности врачей, в том числе их ответственности, как за совершение ошибок, так и за умышленное причинение вреда. Период зарождения Российской империи стал отправной точкой для системного нормативного закрепления соответствующего понятийного аппарата, определения правомерных и преступных действий медицинского персонала, а также установления уголовной ответственности за недопустимые формы поведения. Значительная часть правовых источников данной эпохи содержит прообразы современных положений уголовного закона. В связи с чем в настоящей статье будет проведено сравнительное историко-правовое исследование особенностей законодательного регулирования ответственности за преступления медицинского характера.