Статья посвящена исследованию ключевых исторических аспектов становления и развития такого важного в педагогической науке понятия, как «исследовательская культура будущего педагога». Выделены шесть этапов развития данного феномена педагогической мысли. По результатам историко-теоретического анализа делается вывод о сути и содержании термина «культура», формулируется авторское определение понятия «исследовательская культура будущего педагога».
Во ФГОС ООО подчеркнута практико-ориентированность современного образования, которая требует от обучающихся не только получения знаний, но и умения применять их в реальных жизненных ситуациях. В статье описывается опыт разработки, проектирования и апробации в педагогической практике компетентностных задач, основанных на методе case-study, для развития у школьников навыков социального проектирования и метанавыков. В исследовании изучалась возможность применения кейс-метода для формирования у учащихся навыков критического мышления, анализа и разработки решений социально значимых проблем. В качестве материала был использован рождественский рассказ с социальной проблематикой. Ученики 6-8 классов, работая в группах и индивидуально, анализировали проблемные ситуации и разрабатывали проектные решения, представленные затем в форме презентации. Результаты показали, что компетентностные задачи развивают у школьников гибкость мышления, способность оценивать ситуации с разных позиций и принимать аргументированные решения. В заключение авторы анализируют описанные прецеденты образовательного процесса и делают выводы о совершенствовании разработанных и апробированных материалов по внедрению метода case-study в образовательный процесс. Отмечается, что использование компетентностных задач на основе кейс-метода может быть эффективным инструментом для воспитания социальной ответственности и формирования гражданской позиции у школьников.
Для современного высшего педагогического образования характерны трансформации содержания, форм, средств и создание условий для подготовки будущего специалиста конкурентоспособного и готового к адаптации в течение профессиональной деятельности. В основе требований к выпускнику педагогического вуза лежит практикоориентированность его деятельности, что необходимо учитывать не только в процессе подготовки, но и на уровне оценки приобретенных профессиональных качеств. В связи с этим в педагогическом образовании возрастает необходимость в особой форме государственной итоговой аттестации – демонстрационный экзамен. Анализ содержания понятия «профессионализм педагога», его основных характеристик показал, что многие авторы определяют его как сложноорганизованную и динамичную систему, состоящую из качественных характеристик (личностные качества педагога, компетенции и др.) практико-ориентированной направленности. Определение высокого потенциала демонстрационного экзамена как формы качественного оценивания результатов подготовки будущих педагогов на этапе государственной итоговой аттестации позволяет выявить уровень сформированности компетенций в процессе практического применения личностных и профессиональных знаний, навыков и умений, полученных за годы обучения на смоделированных ситуационных площадках. Проведено исследование, которое подтверждает преимущество демонстрационного экзамена над устным в процессе государственной итоговой аттестации. Выделенные компетенции педагогической деятельности, формируемые в процессе реализации образовательных программ высшего педагогического образования, качественно выявлены в практической деятельности при решении ситуационных задач демонстрационного экзамена. Выделены и описаны функции демонстрационного экзамена: мотивационная, обучающая, воспитательная, диагностическая, рефлексивная
Проблема совершенствования профессиональных компетенций преподавателя и их трансляция субъектам дополнительного образования является малоизученной. Остается нерешенным вопрос, какой круг компетенций осваивают субъекты дополнительного образования. Цель — установление преемственной взаимосвязи между совершенствованием профессиональных компетенций педагога дополнительного образования и формированием комплекса базовых компетенций у субъектов дополнительного образования. Материалы и методы. Сравнительносопоставительный анализ литературных источников и материалов, обобщение передового педагогического опыта в системе дополнительного образования, авторские анкеты, отражающие содержательные особенности профессиональных компетенций. Результаты и обсуждение. Представлена классификация базовых компетенций педагога, влияющих на формирование комплекса компетенций у субъектов дополнительного образования. Эффективность совершенствования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования имеет уровневую характеристику: мотивационный уровень, связанный с совершенствованием у педагога мотивационно-ценностных установок, конкретизацией плана саморазвития, разработки программ и замыслов, отвечающих запросам субъектов дополнительного образования; преобразующий уровень, направленный на преобразование и трансформацию полученной информации в дидактическую практику совместной деятельности с обучающимися; рефлексивно-прогностический, обеспечивающий рефлексию и прогнозирование педагогом собственных достижений и сравнение их с передовым педагогическим опытом дополнительного образования. Выводы. Субъектсубъектное взаимодействие, сложившееся между педагогом и обучающимися, позволило конкретизировать сущностные характеристики и воспитательный потенциал профессиональных компетенций педагогов, а также обеспечило их трансформацию в совершенствование творческой деятельности старшеклассников.
Мотивация и дисциплина являются ключевыми факторами, определяющими успешность образовательного процесса и подготовки обучающихся. Несмотря на тесное переплетение данных понятий, они имеют различную природу и реализуют разные функции в процессе обучения в вузе. Цель статьи заключается в рассмотрении сущности мотивации и дисциплины, их различия и влияния на образовательные результаты.
В статье раскрывается проектно-контекстная технология формирования конструктивно-критической деятельности магистрантов в процессе лингво-профессиональной подготовки. Описываются требования к подготовке инновационного проекта, основанного на совокупности компетенций, креативности, командном сотрудничестве, коммуникативности в рамках методологических подходов (контекстного, социокультурного, деятельностного, синергетического).
В данной статье рассмотрена реализация воспитательного потенциала дисциплины «Бережливое производство», преподаваемой на кафедре Инноватики в химической технологии Казанского национального исследовательского технологического университета. Дисциплина ориентирована на студентов-магистрантов 1 курса, обучающихся по направлению 18.04.01 - Химическая технология. Авторами представлена концепция преподавания, цели и задачи, решаемые в рамках изучения дисциплины, а также рассмотрена воспитательная функция, которая направлена на формирование профессиональной ориентации студента. Один из аспектов преподавания связан с реализацией воспитательного потенциала дисциплины. Указано, что при разработке программы дисциплины с учетом ее воспитательного потенциала, преподаватели руководствуются рядом принципов, каждый из которых рассмотрен подробно. Особое внимание уделено компетенциям, которые формируются у студентов в процессе изучения дисциплины «Бережливое производство», таким как критическое мышление, способность работать в команде, аналитическое мышление, формируется отношение к выбранной профессии. В статье подчеркивается значимость интеграции теоретических знаний с практическими навыками посредством участия студентов в имитационных лабораториях Бережливый поток и Бережливый офис, полностью воссоздающих производственные и офисные процессы работы предприятия, позволяющие студентам решать реальные производственные задачи. При этом у студентов формируется ответственное отношение к труду, социальная ответственность. Изучение дисциплины «Бережливое производство» позволяет подготовить конкурентоспособных специалистов, обладающих лидерскими качествами, актуальными в производственной сфере, способных принимать взвешенные решения.
В данной статье авторами рассматривается важность и необходимость проведения структурных изменений в отраслевых научно-исследовательских институтах в сфере оказания образовательных услуг в связи с динамично развивающимися технологиями и методиками в процессе обучения. Изучаются способы достижения поставленной цели путем трансформации организационной структуры, миссии и инновационных подходов в реализации образовательного направления деятельности института. Итогом работы является ряд существенных предложений по совершенствованию общих и профессиональных компетенций подразделений, оказывающих образовательные услуги.
В статье раскрывается сущность, структура и функции профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла в области дистанционного обучения, которая включает психолого-педагогическую, методическую, организационно-управленческую, рефлексивную и ИКТ компетенции. Для достижения поставленной цели использовались системный и деятельностный подходы, а также комплекс теоретических методов, включающий анализ, синтез, обобщение, систематизацию и моделирование. Проведен ретроспективный анализ внедрения феномена дистанционного обучения в современную образовательную систему. Уточнена взаимосвязь между понятиями «компетентность» и «компетенция». Разработана и обоснована структурно-функциональная модель профессиональной компетентности учителей физики, химии и биологии в области дистанционного обучения, включающая когнитивный, деятельностный и мотивационно-личностный блоки. Полученные результаты могут быть использованы для модернизации образовательных программ на уровне среднего профессионального и высшего образования, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, а также для разработки диагностического инструментария оценки уровня сформированности вышеуказанной компетентности.
Предмет: рассматривает аспекты человеческого капитала и их влияние на эффективное использование в сфере развития молодых специалистов, связанное с последующим трудоустройством и построением успешной карьеры. Для формирования конкурентных преимуществ молодых специалистов на рынке труда предлагается дополнить существующую систему образования компетенцией «коммуникативность», предполагающей развитие навыков, связанных с социальным и эмоциональным интеллектом («soft skills») и формированием профиля личной компетенции. Цель: поиск решения проблемы эффективного использования молодых специалистов в отечественной социальноэкономической практике на основе теории человеческого капитала. Дизайн исследования: основное внимание уделяется исследованию такого показателя человеческого капитала как «образование» и его влиянию на эффективность присутствия молодых специалистов на рынке труда (востребованность, карьерный рост). Результаты: предлагается вариант управления качеством человеческого капитала, способствующий эффективному трудоустройству и построению карьеры молодых специалистов, учитывающий изменения компетентностных приоритетов, обусловленных цифровизацией экономики, и ориентированный на выработку новых компетенций с помощью современных инструментов формирования молодого специалиста в системе образования.
Цель исследования - развитие теоретической концепции гибкого управления человеческими ресурсами инновационных проектов, гибкой команды данных проектов и на этой основе выявление особых функций, ролей и компетенций гибкой команды, обеспечивающих эффективную реализацию инновационных проектов.
Методы исследования: общетеоретические методы анализа, синтеза, обобщения, монографический метод, метод экспертных оценок с привлечением и анализом мнения 75 экспертов, имеющих опыт гибкого управления проектами и представляющих шесть российских организаций, занимающихся реализацией инновационных проектов. Объект исследования - управление гибкими командами инновационных проектов. Представлены результаты анализа применения принципов гибкости в реализации инновационных проектов по методологии Agile. Предмет исследования - организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе формирования функциональной, ролевой и компетентностной структуры гибких проектных команд. В результате автором предложена концепция гибкого управления человеческими ресурсами проектов, выведены понятия гибкой команды и гибких компетенций команды, установлен перечень наиболее характерных для гибкой команды функций, ролей и компетенций. Для качественного исполнения ролей и функций члены проектных команд должны обладать набором таких компетенций, как адаптивные способности, коммуникативные навыки, навыки самоуправления, самоорганизации и самомотивации, межпрофессиональные знания, универсальность и широкая специализация. Понимание функциональной, ролевой и компетентностной структуры поможет менеджерам проектов выстроить гибкие команды и сделать их наиболее успешными. Кроме практической значимости предлагаемый в статье материал обогащает теорию проектного менеджмента, гибкого управления проектами, командообразования.
В связи с быстрым развитием технологий происходит структурное изменение требований к содержанию труда для разных должностей и профессий. В связи с этим основная задача настоящего исследования — оценка влияния развития искусственного интеллекта (ИИ) на рынок труда. Методологическая основа — структурирование основных профессиональных ниш в области деятельности «Экономика и управление» и оценка структуры востребованных компетенций в рамках этих специализаций в России; методы исследования — качественный анализ актуальных экспертных материалов и научных публикаций, а также количественное исследование на основе данных российских сайтов по поиску работы за период с 2020 по 2024 г. В результате анализа развития ИИ систематизированы риски и возможности его внедрения для рынка труда и занятости; структурировано описание востребованных компетенций в области ИИ; для российского рынка труда выделено три группы компетенций, ожидаемых от работников, по степени их специфичности для работы с технологиями ИИ; оценены объем и структура спроса по профессиональным сегментам занятости в области экономики и управления на начало 2024 г. Авторами сделан вывод о целесообразности мониторинга требований рынка труда к знаниям и навыкам работников в области использования ИИ для своевременной оценки качественных изменений в спросе на труд, информирования системы профессионального образования для корректировки образовательных программ, что, в результате, будет способствовать повышению производительности труда в экономике.