Цель статьи - раскрыть контекстно-культурный подход в музыкальном образовании, определить его роль и возможности использования при формировании вокально-педагогической культуры преподавателя-музыканта в условиях китайского вуза.
Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили следующие подходы: контекстно-культурный, интегрирующий культурные ценности и традиции китайского искусства в образовательный процесс и позволяющий обеспечить будущему преподавател-музыканту разностороннюю базовую подготовку; герменевтический, направленный на интерпретацию культурных смыслов музыки, аксиологический, предполагающий выявление и оценку ценности музыкального образования в культуре, культурологический, позволяющий трансформировать цель подготовки: от формирования узкого специалиста - к становлению культурно-компетентной личности преподавателя-музыканта, способного к смыслотворчеству и культурной рефлексии. Для достижения результатов исследования использовались теоретические методы, такие как контент-анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические методы: анализ данных, наблюдение, оценивание.
Результаты исследования раскрывают сущность, содержание, принципы контекстно-культурного подхода и обосновывают необходимость его интеграции в образовательный процесс профессиональной подготовки преподавателей-музыкантов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и теоретическом обосновании потенциала контекстно-культурного подхода для решения актуальных научных проблем теории и методики формирования вокально-педагогической культуры будущего преподавателя-музыканта в условиях образовательной среды китайского вуза. Практическая значимость состоит в том, что теоретические положения и результаты исследования могут быть использованы в практике профессионального обучения студентов музыкально-педагогической специализации высших и средних специальных педагогических учебных заведений, в системе повышения квалификации и переподготовки учителей музыки.
Выводы. Не все выпускники вокальных отделений консерваторий и музыкальных факультетов китайских вузов связывают своё профессиональное будущее со сценической деятельностью или сольной карьерой певца, многие из них идут на преподавательскую работу, к которой тоже надо быть хорошо подготовленным. Именно контекстно-культурный подход в формировании вокально-педагогической культуры преподавателя, акцентирующий внимание на социокультурном окружении и индивидуальном опыте обучающихся, может быть особенно эффективен. Для Шэньянской консерватории это особенно важно, т. к. данный подход к обучению будущего преподавателя-музыканта учитывает уникальность китайской культуры, особенности региона, дополняет общую профессиональную подготовку студента и значительно расширяет его педагогические компетенции.
Значимость изучения возможностей обеспечения психологического здоровья педагогов, в том числе проживающих на территориях с экстремальными природно-климатическими условиями, обуславливает актуальность описываемого исследования. Цель – выявить взаимосвязь психологической устойчивости и субъективной оценки психологической безопасности образовательной среды на примере педагогов камчатских общеобразовательных школ. Данная проблема является актуальной в условиях современных образовательных и общественных реалий. Психологическая устойчивость понимается нами как характеристика личности, обеспечивающая человеку способность противостоять неблагоприятному давлению внешних воздействий, сохраняя при этом здоровье, работоспособность, направленность на собственные цели. Психологическую безопасность мы связываем с переживанием человеком своей защищенности / незащищенности в конкретной жизненной ситуации. Новизну исследования составляет рассмотрение взаимосвязи этих концептов применительно к образовательной среде, функционирующей в экстремальных природно-климатических условиях Камчатского края. Нами осуществлено эмпирическое исследование на выборке педагогов камчатских общеобразовательных школ (62 человека). Выборка педагогов была разделена посредством кластерного анализа по показателям психологической устойчивости, был проведен сравнительный анализ субъективной оценки безопасности образовательной среды в полученных эмпирических группах. Сделаны выводы о взаимосвязи феноменов психологической устойчивости педагогов и их субъективной оценки безопасности образовательной среды, о том, что педагоги с разным уровнем выраженности психологической устойчивости имеют как сходные, так и отличающиеся ресурсы построения профессиональной деятельности, источники психологической безопасности образовательной среды. Определено, что психологическая устойчивость педагогов камчатских школ в большей степени связана с их личностными особенностями и характеристиками их отношений, чем с характеристиками Камчатского края как места проживания, характеризующегося экстремальностью природно-климатических условий.
В статье анализируется образовательная среда как фактор, который оказывает воздействие на профессиональную ориентацию студентов с инвалидностью, и проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе обучения в вузе, а также предлагаются практические рекомендации для решения существующих трудностей в сфере инклюзивного образования. Вопрос профессионального самоопределения молодежи с инвалидностью на данный момент является трудноразрешимым. В современной России граждане, имеющие инвалидность, остаются особой категорией, которая в недостаточной степени включена в социальные процессы, несмотря на различные попытки государственных структур разрешить сложившуюся ситуацию. В современных условиях высшие учебные заведения применяют разнообразные практики, нацеленные на помощь в профессиональном самоопределении и получении важнейших навыков и знаний таким студентам, для того, чтобы далее они могли быть конкурентоспособными на рынке труда, раскрыть свой потенциал, самореализоваться и интегрироваться в различные общественные структуры. Однако многие практики являются неэффективными. В рамках социологического исследования был проведен массовый опрос студентов с инвалидностью, обучающихся в московских высших учебных заведениях, а также серия экспертных интервью со специалистами в сфере высшего образования, авторами различных научных трудов, посвященных обучению в университете студентов с особыми образовательными потребностями.
В статье рассматривается преобразующий потенциал программ искусственного интеллекта (ИИ) в языковом образовании, анализируются его преимущества, недостатки и этические последствия. Основные выводы показывают, что ИИ значительно усиливает персонализацию в обучении, способствует большей доступности, оптимизирует административные задачи и обеспечивает обратную связь в реальном времени для студентов. Эти достижения могут привести к улучшению результатов обучения и разработке более адаптированных учебных стратегий. В теории и методике обучения иностранным языкам на протяжении последних лет происходит ряд изменений, касающихся освоения и внедрения новых подходов, сопровождающихся процессами все большей интеграции программ ИИ в процесс обучения иностранным языкам. Однако недостаточное внимание в современных исследованиях уделено вопросам методических аспектов подготовки будущих учителей, которые бы акцентировали внимание как на соответствии методологической характеристики программ ИИ существующим в методической науке концепциям и подходам в обучении иностранным языкам, так и на детальном исследовании дидактических возможностей различных программ ИИ. Авторы статьи обращаются к анализу такого подхода в иноязычной подготовке будущих учителей иностранного языка, который рассматривает, с одной стороны, структурные изменения педагогического дискурса, происходящие под воздействием многочисленных программ и платформ с ИИ, а с другой стороны, каким образом происходящие трансформационные процессы педагогического дискурса (цели, стратегии, ценности и пр.) влияют на систему методической подготовки будущего учителя
Цель. Целью статьи является обоснование разработки интегрированной модели педагогики и инженерии в образовательном пространстве школы. Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне связана с решением ключевых задач государства и потребностью общества в подготовке инженерных кадров, разработкой инструментария для развития научно-технического творчества и научно-исследовательского потенциала школьников, стимулирования их мотивации к инженерным профессиям и сфере высоких технологий. На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки и внедрения инновационных методов обучения, связанных с синтезом разных учебных предметов гуманитарного цикла во взаимосвязи с техническими дисциплинами.
Материалы и методы исследования. Для достижения поставленной цели используется комплексный подход к анализу интеграционных процессов в образовании. Данный подход обеспечивается системой исследовательских методов: описательно-аналитический (анализ источников по теме исследования; обобщение психолого-педагогической литературы; интерпретация данных), метод контекстуального анализа (выявление значения и функции понятия в ситуативной среде, в окружении и взаимосвязи с другими элементами) и эмпирический метод (наблюдение, изучение продуктов деятельности, анализ документации). Модель интеграции педагогики и инженерии посредством модификации содержания, форм, технологий образовательной деятельности способствует преодолению фрагментарности знаний, установлению глубинных связей между предметами, позволяет субъектам образовательного процесса аккумулировать технологические и гуманитарные знания, выстраивать ценностные ориентиры и культурное поле личности.
Результаты. Раскрывается суть интеграции педагогики и инженерии в образовательном пространстве школы. На примере деятельности ОГАОУ «Интеграция» города Томска описываются организационно-педагогические условия развития и проектирования новой образовательной реальности, актуализирующей разработку эффективной модели интеграции педагогики и инженерии в образовательном пространстве школы. Приводиятся новые формы обучения с использованием современных образовательных технологий: от организации зрелищных, технически сложных соревнований по робототехнике, обучения навыкам проектирования, разработки и эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) до методических кейсов по подготовке культуртрегеров из числа педагогов и школьников. Характеризуются этапы и фазы обоснования концепции интегративной модели на основе системного анализа, обеспечивающего реализуемость модели, корреляцию результатов. Для обеспечения контроля и достоверности результатов разработаны критерии и показатели эффективности модели.
Заключение. Применение модели интеграции педагогики и инженерии способствует формированию мотивирующей образовательной среды для профессионального, личностного роста, развития и самореализации обучающихся и педагогов. Реализация межпредметных связей в процессе разработки интегративных программ обучения, включающих новейшие технические достижения в диалоге с социогуманитарными знаниями актуальна не только для школы, но и для вузов, СПО, предприятий как фактор преемственности. Модель интеграции педагогики и инженерии целесообразно распространить на площадках образовательных организаций России.
Введение. Актуальность проблемы социокультурной адаптации обусловлена расширяющимся с каждым годом международным сотрудничеством вузов и связанным с этим повышением доли иностранных студентов в общей численности. На первоначальном этапе обучения студенты сталкиваются с рядом трудностей и барьеров социокультурной адаптации, которые приобретают особенную остроту для тех, кто не владеет русским языком и начинает освоение языка и изучение дисциплин образовательной программы параллельно.
Постановка задачи. Цель исследования – выявление наиболее значимых барьеров и трудностей социокультурной адаптации, с которыми сталкиваются иностранные студенты и которые оказывают отрицательное влияние на процесс обучения.
Методика и методология исследования. В качестве основного метода исследования использовался опрос в форме анкетирования, позволивший выявить общий круг проблем социокультурной адаптации китайских студентов, обучающихся в Байкальском государственном университете; дополнительным методом исследования стало включенное структурированное наблюдение, которое позволило изучить влияние трудностей адаптации на процесс обучения студентов в динамических характеристиках.
Результаты. Исследование позволило выявить следующие наиболее значимые барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов, создающие трудности в обучении: языковой барьер, обусловливающий трудности коммуникации с преподавателями; дидактический барьер, связанный с организацией учебного процесса и с трудностями освоения форм и методов обучения; методический барьер, связанный с обеспечением преподаваемых дисциплин методическими материалами на родном для студентов языке или электронными ресурсами, доступными для быстрого перевода.
Выводы. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для принятия решений внутри вуза относительно выработки и реализации возможных способов преодоления барьеров социокультурной адаптации и минимизации их отрицательного влияния на процесс обучения иностранных студентов.
Борьба с проявлениями экстремизма осуществляется многими органами государственной власти, и основные полномочия в рамках указанной деятельности закрепляются за органами внутренних дел. Несмотря на эффективность процесса выявления, пресечения и расследования противоправных деяний экстремистской направленности, указанное явление активно развивается и трансформируется в российском обществе. Среди актуальных тенденций распространения экстремистской идеологии следует выделить существенный интерес отдельных категорий населения к соответствующим противоправным идеям и взглядам, среди которых наибольшую выраженность имеет вовлеченность молодежи в вышеназванные процессы. Целью представленного исследования выступает анализ применяемых органами внутренних дел мер по противодействию молодежному экстремизму в образовательной среде. Автор приходит к выводу о том, что образовательные организации выступают важной площадкой для организации и осуществления комплексной антиэкстремистской деятельности в отношении представителей молодежи, в том числе посредством взаимодействия с органами внутренних дел. Акцентируется внимание на том, что к настоящему моменту имеется множество способов совместной деятельности органов внутренних дел и образовательных организаций в целях борьбы с распространением экстремистской деятельности среди молодежи. Отмечается необходимость тесного контакта вышеназванных субъектов антиэкстремистской деятельности, в том числе в целях учета специфики молодежных коллективов в конкретных учебных заведениях в процессе организации и проведения совместных мероприятий. Сформулированы рекомендации по взаимодействию органов внутренних дел с образовательными организациями и определена перспективность использования конкретных форм и методов антиэкстремистской деятельности, что может быть использовано для повышения эффективности соответствующей работы.
Статья посвящена проблематике интеграции цифровых технологий в управление образовательной деятельностью высших учебных заведений. В условиях формирования инновационной экономики и развития Индустрии 4.0 происходит цифровая трансформация системы высшего образования и формирование новой модели системы образования «Университет 4.0». В рамках новой модели предполагается активное использование цифровых технологий в процессе обучения и формирование в образовательных организациях современной образовательной среды. Целесообразно формирование в вузах цифровой экосистемы, включающей различные элементы - от цифровой библиотеки до цифрового диплома в системе блокчейн. В статье представлен комплекс ключевых рекомендаций по развитию цифровой трансформации системы высшего образования в условиях инновационной экономики.
Введение. Исследование посвящено проблеме вовлеченности студентов в образовательный процесс, имеющей существенное значение для качества высшего образования и академических результатов. Особое внимание уделено региональным вузам, где данный феномен изучен недостаточно. Цель исследования – охарактеризовать академическую и социальную вовлеченность студентов регионального вуза.
Материалы и методы. Эмпирическую базу составили результаты онлайн-опроса 483 студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета (март – апрель 2025 г.). Использованы методы кластерного анализа (SPSS), описательной статистики и кросс-табуляции. Операционализация вовлеченности включала поведенческие, когнитивные и эмоциональные аспекты.
Результаты исследования. Выявлены три уровня академической вовлеченности: высокая, умеренная, низкая; три типа социальной вовлеченности: научно-интегрированный, социально- ориентированный, ограниченный. Установлена отрицательная динамика вовлеченности студентов старших курсов, также наблюдаются различия по направлениям подготовки (максимальные показатели зафиксированы у студентов медицинского направления). Доказано влияние групповых (сплоченность, наличие лидеров) и организационных (качество преподавания, ресурсная обеспеченность) факторов на вовлеченность.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование позволило комплексно оценить уровень, характер и факторы вовлеченности студентов. Полученные результаты создают основу для разработки и реализации целенаправленных мер, ориентированных на повышение качества образовательного процесса и академических результатов студентов.
Введение. Формирование цифровых навыков студентов – ключевой фактор их успешной интеграции в образовательное и профессиональное пространство. Цифровая грамотность рассматривается как комплекс технических, когнитивных и социальных умений, необходимых для полноценного участия в цифровом обществе. Актуальность исследования обусловлена сохраняющимся цифровым неравенством, проявляющимся не только в доступе к технологиям, но и в различиях в уровне навыков, мотивационных установках и представлениях о цифровом будущем.
Цель исследования – выявление барьеров и преимуществ развития цифровых навыков среди студенческой молодежи. Материалы и методы. Исследование базируется на онлайн-опросе студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета (n=205). Для анализа данных использованы количественные методы: таблицы сопряженности и корреляционный анализ. Данные стратифицированы по полу и уровню дохода.
Результаты исследования. Выявлено, что цифровая активность студентов сочетает универсальные практики и социально обусловленные различия. Ключевые барьеры: нехватка времени, высокая стоимость курсов, неуверенность в себе. Преимущества цифровых навыков ассоциируются с удаленной работой и быстрым доступом к информации.
Обсуждение и заключение. Цифровое неравенство определяется не инфраструктурными ограничениями, а характером цифрового участия и социально-демографическими факторами. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ цифрового развития студентов и образовательной политики.
Актуальность настоящего исследования обусловлена активным внедрением в образовательную среду информационно-коммуникационных технологий, что, в свою очередь, определяет необходимость детального рассмотрения вопросов и механизмов совершенствования деятельности преподавателя университета, непосредственно связанной с их реализацией, - информационно-коммуникационной деятельности. В статье проанализированы аспекты профессионально-педагогической деятельности педагога высшей школы в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды. Представлены результаты исследования, нацеленного на выявление характера деятельности педагогов в рамках использования цифровых устройств (компьютер, смартфон, планшет, ноутбук); особенностей использования цифровых технологий для обеспечения контроля, обратной связи, дискуссий в учебном процессе; особенностей деятельности, связанной с проектированием, разработкой и использованием уже созданных (в том числе, другими авторами) электронных образовательных ресурсов; возможностей и характера организации образовательного процесса в онлайн и (или) смешанном режиме; опыта использования преподавателями современных средств коммуникации в профессионально-педагогической деятельности для эффективного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Результаты проведенного исследования, их детальный анализ и полученные выводы могут быть использованы в научной и педагогической деятельности с целью рассмотрения и дальнейшего изучения процесса профессионального и личностного развития преподавателя университета как субъекта информационно-коммуникационной деятельности.
В данной статье рассматривается проблема построения в вузе безопасной и надежной образовательной среды, обеспечивающей не только безопасность субъектов образования, но и надежность всей образовательной системы функционирования образовательной организации высшего образования. Анализируются основные подходы к осмыслению сущности, содержания и структуры образовательной среды вуза, рассматриваются соотношения понятий безопасности, психологической безопасности, цифровой образовательной среды, проблемы их взаимовлияния и взаимообусловленности. Впервые безопасность и надежность образовательной среды рассмотрены в их взаимосвязи, как свойства единой образовательной системы, обеспечивающей эффективность функционирования организации высшего образования в период ее реформирования и необходимое условие для сохранения и повышения его качества. В статье представлены результаты мониторингового исследования удовлетворенности субъектов образования (студентов, научно-педагогических работников и работодателей) образовательной средой вуза, оценок ее безопасности и надежности, отношения к внедрению в систему учебно-воспитательного процесса нововведений, обусловленных необходимостью отклика на вызовы современности и отражающих передовые научные разработки отечественной педагогики, соотнесенные с диалектическим единством необходимости достижения мобильности системы высшего образования, ее гибкости и открытости новым тенденциям и одновременно обеспечения ее устойчивости и надежности в достижении приоритетных образовательных целей.