Научный архив: статьи

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ (2025)

В данной статье раскрывается необходимость развития экономической грамотности у старшеклассников в профессионально ориентированной старшей школе, а также выявлены целевые ориентиры, которые позволяют выстроить модель формирования экономической грамотности обучающихся в учебном процессе.

Издание: ВЕСТНИК АРМАВИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): ДАНИЛЬЯНЦ ЭДУАРД ИГОРЕВИЧ, Мосина Оксана Анатольевна
Сохранить в закладках
ПРОЕКТНЫЕ СТУДИИ КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ЭКОНОМИСТОВ (2015)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования конкурентоспособности студентов, обучающихся по направлению 080100 «Экономика». На основе анализа литературы по исследуемой теме авторы раскрывают содержание понятия «конкурентоспособность будущих экономистов». Формирование конкурентоспособности осуществляется через использование проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки. Проектные студии рассматриваются авторами как эффективная форма подготовки современных востребованных экономистов

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (276) (2015)
Автор(ы): Жукова Юлия Сергеевна, Снигирева Елена Анатольевна
Сохранить в закладках
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ПО СОКРАЩЕНИЮ ВЫБРОСОВ И УВЕЛИЧЕНИЮ ПОГЛОЩЕНИЯ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ ЛЕСАМИ В РОССИИ (2025)

В статье рассматриваются лесохозяйственные мероприятия, направленные на сокращение выбросов и увеличение поглощения парниковых газов в лесах Российской Федерации. Проведен анализ приоритетных мероприятий с учетом природно-климатических условий различных регионов, что позволяет рекомендовать оптимальный перечень древесных пород для каждого из них. Авторами проведен анализ совокупности лесохозяйственных мероприятий на предмет приоритета их реализации в целях декарбонизации. Совокупность лесохозяйственных мероприятий включает подбор лесных пород, в наибольших объемах обеспечивающих минимизацию выбросов и максимизацию поглощения парниковых газов при их разведении в субъектах Российской Федерации. Результаты проведенного анализа показали, что наиболее результативными в рамках реализации проектов по декарбонизации являются лесоклиматические проекты, в статье уделено особое внимание созданию лесных плантаций и защитных лесов, искусственному лесовосстановлению, а также оперативной борьбе с лесными пожарами. Отмечено, что для эффективной реализации лесоклиматических проектов необходимо учитывать специфику регионов с низкой базовой линией естественного лесовозобновления. Согласно приведенным оценкам достижение целевых показателей углеродного баланса возможно в 56 регионах России к 2050 году, что требует активизации существующих государственных программ и проектов в области лесного хозяйства, особенно в части развития карбоновых полигонов, в том числе необходимо установить конечную цель проекта создания карбоновых полигонов - контроль за углеродным балансом.

Издание: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ XXI ВЕКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Выпуск: Т. 13 № 1 (68) (2025)
Автор(ы): КОЛЕСНИЧЕНКО ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА, ТРЕТЬЯКОВ АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ, ШАШКИН АНТОН ПАВЛОВИЧ, ЯКУНИНА ИННА НИКОЛАЕВНА
Сохранить в закладках
Трансформация профессиональной деятельности работников сельских учреждений культуры в условиях коммерциализации (2019)

Введение. Сельские учреждения культуры, обладая ограниченными финансовыми и кадровыми ресурсами, испытывают сложности с внедрением новых форм работы, включающих грантозаявительную и проектную деятельность. В то же время они выполняют важные функции, связанные с обеспечением досуга сельского населения, а также способны интегрировать сельское сообщество. Цель настоящегъо исследования состояла в определении основных противоречий в профессиональных требованиях к работникам сферы культуры на селе. Материалы. Эмпирической базой исследования являются результаты опроса сотрудников учреждений культуры (N=206) и материалы группового интервью с руководителями учреждений культуры Игринского района Удмуртской республики. Результаты. Установлено, что кадровый потенциал учреждений культуры определяется социально-демографическими характеристиками сотрудников. Женщины среднего и старшего возраста, которые составляют основной контингент сотрудников, с одной стороны, склонны использовать устоявшиеся формы работы, с другой — способны реализовать инновационные стратегии, если они востребованы аудиторией. В сельских учреждениях культуры осваиваются проектные формы работы. Формируется представление о необходимости освоения проектных форм работы. При этом главная трудность, с которой сталкиваются сотрудники, состоит в способности предлагать новые проектные идеи. Большинство респондентов предпочитают быть исполнителями, а не инициаторами проектов. Экономические инструменты стимулирования используются недостаточно широко, но сотрудники учреждений культуры вовлекаются в новые формы работы благодаря широкой сети профессиональных и дружеских связей. Несмотря на продвижение практик, ориентированных на туристов, сотрудники учреждений культуры предпочитают формы работы, рассчитанные на сельских жителей. Причиной таких предпочтений является низкая мобильность самих работников. Как и сельское население в целом, работники культуры совершают деловые поездки или навещают родственников. Но они не располагают средствами и временем, чтобы путешествовать, а запросы односельчан для них понятны и привычны.

Издание: СЕЛО РОССИИ
Выпуск: № 2 (2019)
Автор(ы): ВЛАСОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках
Игровое проектирование в обучении китайскому языку младших школьников (2025)

Введение. В условиях возрастающей глобальной значимости китайского языка особую актуальность приобретает разработка методик его преподавания для младших школьников. Цель исследования – оценить эффективность методики игрового проектирования в обучении китайскому языку детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы. В ходе исследования применялся комплексный подход, включающий экспериментальное обучение с использованием игрового проектирования, анкетирование для оценки мотивации, а также качественный анализ созданных учащимися игров ых проектов.

Результаты исследования. Проведен анализ когнитивных и лингводидактических преимуществ игровых методов, включая развитие тонального восприятия, зрительно-пространственного мышления и металингвистической осознанности. Представлены результаты экспериментального исследования, в котором применялись развивающие игры, проектная деятельность и цифровые инструменты. Разработанная методика доказала свою результативность в повышении мотивации и успеваемости учащихся при изучении китайского языка. Обоснована целесообразность внедрения данной методики в практику языкового образования.

Обсуждение и заключение. Методика игрового проектирования доказала свою эффективность как инновационный подход к обучению китайскому языку в начальной школе, сочетающий развитие языковых навыков с формированием метакогнитивных и социальных компетенций. Выводы автора способствуют развитию активных методов обучения китайскому языку младших школьников.

Издание: ОГАРЁВ-ONLINE
Выпуск: № 3 (220), Том 13 (2025)
Автор(ы): Гордина Екатерина Павловна
Сохранить в закладках
ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (2024)

В статье раскрываются цели и содержание проектной деятельности иностранных студентов, обучающихся по направлению 45.03.01 Филология (профиль «Преподавание русского языка как иностранного»), организуемой на основе принципа диалога культур как ведущего в современном иноязычном образовании. Диалог культур в качестве принципа профессиональной подготовки будущих учителей русского языка как иностранного/неродного нуждается в конкретизации как на уровне целей, так и на уровне технологий реализации. С учетом требований профессиограммы преподавателя русского языка как иностранного целью профессионального обучения является сконструированная на основе принципа диалога культур педагогически значимая межкультурная компетенция как способность осуществлять педагогическую деятельность на основе принципа диалога культур, транслировать иноязычную культуру и приобщать к ней, обучая языку с учетом принципов кросс-культурной дидактики. Достижению данной цели способствует проектная деятельность студентов, организуемая как учебный аналог деятельности преподавателя-билингва по реализации принципа диалога культур в практике обучения языкам. В статье описывается модель организации проектной деятельности иностранных студентов-филологов на примере поэтапной организации работы с проектами в рамках изучения дисциплины «Обучение РКИ в аспекте кросс-культурного образования» в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарёва.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 13, № 2 (2024)
Автор(ы): Филиппова Ольга Викторовна
Сохранить в закладках
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАРТАП КАК ФОРМА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА (2024)

В статье рассматривается и анализируется опыт работы Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ) по программе «Стартап как диплом», которая реализуется в российских университетах с 2019 г. В ее рамках студенты выпускного курса - будущие учителя разрабатывают образовательные бизнес-проекты, представляя и защищая их в форме выпускных квалификационных работ (ВКР). Автор статьи делится опытом руководства подготовкой и защитой дипломной работы в форме стартапа студентами факультета математики, физики и информатики СГСПУ. Ее основу составил проект создания и продвижения на рынке учебно-методического пособия с электронным сопровождением для преподавания пропедевтического курса «Знакомство с физикой» в начальной школе. В пособии представлена авторская программа летней физической школы для учащихся 1-4 классов, конспекты занятий и сопроводительные иллюстративные материалы. Помимо теоретических и практических аспектов педагогического исследования, ВКР в форме стартапа содержит финансово-экономическое обоснование проекта, разработка которого осуществлялась при поддержке специалистов в данной области. Анализ результатов эксперимента по внедрению в СГСПУ методики итоговой аттестации выпускников на основе программы «Стартап как диплом» позволил автору статьи выявить положительные и отрицательные аспекты ее реализации в педагогическом вузе.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 13, № 2 (2024)
Автор(ы): Макеева Екатерина Дмитриевна
Сохранить в закладках
ИЗУЧЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА, ВОСТРЕБОВАННОГО В ПРОМЫШЛЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ (2024)

В статье рассматривается влияние изучения дисциплины «Основы проектной деятельности» на развитие проектных компетенций у студентов четвертого курса бакалавриата, обучающихся по направлению 18.03.01 Химическая технология в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. Исследование проводилось на кафедре Инноватики в химической технологии и заключалось в анкетном обследовании студентов четвертого курса. Проведенное анкетное обследование показало, что в результате изучения данной дисциплины процент теоретических знаний в области проекта и проектной деятельности возрастает, происходит развитие практических навыков по решению конкретных проектных задач и кейсов, студент становится способным принимать правильное решение при разработке проекта. Помимо этого, проанализированы мягкие компетенции студента и выявлены наиболее востребованные из них при работе в проекте. Установлено, что студенты готовы заниматься проектной деятельностью в любом секторе экономики, готовы примерять на себя проектные роли в команде, при этом не испытывая страха или неуверенности в себе. Однако существует ряд барьеров на пути к проекту, предложена система мотивации студентов к развитию проектных компетенций и устранению выявленных барьеров.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 13, № 1 (2024)
Автор(ы): Маляшова Анна Юрьевна, Гадельшина Светлана Владимировна
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (2025)

Данная статья посвящена особенностям формирования гражданской позиции школьников средствами краеведческих материалов на английском языке. Изучая историю, культуру и традиции своего региона, учащиеся развивают чувство принадлежности и ответственности перед своим сообществом. Кроме того, краеведение помогает сохранять и популяризировать наследие малой Родины, способствуя более глубокому пониманию прошлой и настоящей жизни региона. Включение местной истории в учебную программу не только расширяет знания учащихся, но и развивает критическое мышление, терпимость и гражданскую активность. Когда молодые люди узнают об истории и достижениях своих предков, они с большей вероятностью осознают важность активного участия в формировании будущего своего сообщества. Изучая край, учащиеся также могут извлечь ценные уроки о сохранении окружающей среды, социальной справедливости и развитии общества. Изучая уникальные особенности своего региона, у детей развивается чувство гордости за свое культурное наследие, и мотивация вносить свой посильный вклад в его сохранение и развитие. Вследствие этого в современной образовательной среде одной из важнейших целей является формирование гражданской позиции школьников. Авторы статьи предлагают фрагмент из авторской программы, разработанной для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. В программе предлагается комплекс заданий на базе краеведческого материала об известных персоналиях Самарской губернии, которые родились или проживали(-ют) в регионе в конце XX - начале XXI веков; а также знаковых географических локациях Самарской области. В статье представлен материал для уроков в рамках внеурочной деятельности или для самостоятельной работы учащихся общеобразовательных организаций. Завершением изучения каждого Модуля авторы предлагают создание творческих и проектных работ.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 14, № 1 (2025)
Автор(ы): Кулаева Ольга Александровна, Портнов Илья Алексеевич, Ярышкина Софья Викторовна
Сохранить в закладках
Исследование новых образовательных стратегий для повышения эффективности художественного образования (2025)

Объектом исследования явлется художественное образование. Предметом исследования являются стратегии модернизации художественного образования. Автор особое внимание уделяет рассмотрению особенностей педагогического синкретизма и преимуществ внедрения междисциплинарных учебных планов. Также описывается и анализируется образовательная модель STEAM. Автором выдвигается гипотеза о широком потенциале включения в процесс обучения искусству инновационных технологий (в том числе и технологий виртуальной и дополненной реальности). Целью данного исследования является выявление стратегий модернизации художественного образования, применение которых позволит повысить эффективность образовательного процесса и преодолеть недостатки действующей системы. Для достижения этой цели использовались аналитический и описательный методы, позволяющие выявить наиболее продуктивные пути преобразования образовательной системы. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении инновационных инструментов (в частности, возможностей искусственного интеллекта), которые потенциально могут быть применены для разрешения задач художественного образования. Исследование показывает, что проектный метод обучения позволяет развивать междисциплинарные способности учащихся, а технологии искусственного интеллекта и виртуальной реальности открывают совершенно новые возможности для художественного творчества. В результате системного реформирования учебных программ, а также применения междисциплинарных методов к организации учебного процесса и внедрения в него передовых технологий, художественное образование будет способно подготавливать специалистов, обладающих компетенциями, достаточными для профессиональной реализации в условиях глобализации современного мира. Выводы, сформированные в результате проведения исследовательской работы, могут быть использованы в образовательной среде.

Издание: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Ян Юйцзинь
Сохранить в закладках
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (2025)

В условиях стремительного технологического развития традиционные методы обучения демонстрируют недостаточную эффективность в формировании инженерных компетенций у младших школьников, что требует перехода к образовательной экосистеме. Цель статьи - теоретическое обоснование, разработка идей модели образовательной экосистемы, направленной на комплексное формирование инженерных умений через интеграцию междисциплинарных методик, цифровых технологий, сетевого взаимодействия. Объект исследования - процесс формирования инженерных умений в начальной школе, предмет - образовательная экосистема как инструмент развития инженерных компетенций. Подход предполагает интеграцию проектных инженерных классов, междисциплинарных программ, цифровых инструментов, сетевого взаимодействия с внешними партнерами. Особое внимание уделяется адаптации учебных программ. Статья анализирует эволюцию образовательных систем - от локальных моделей античности до глобальных цифровых экосистем. Философская основа подхода базируется на идеях Л. С. Выготского о роли среды в развитии личности, концепциях Дж. Мура о динамичных сообществах. Используется комплекс методов: сравнение традиционного и экосистемного подходов, историко-философский обзор эволюции образовательных систем с выделением ключевых трансформаций; критический анализ существующих проектов по параметрам; проектирование модели на базе проектных инженерных классов; пилотная модель в 2 школах. Использовались качественные - тесты, количественные - экспертные оценки, психометрические методы - опросники мотивации. Научная новизна заключается: 1) первой адаптации экосистемного подхода именно для младшей школы, преодолевающей узость существующих проектов (TEXcommunity, «ПиктоМир»); 2) расширении понятия инженерных умений: математико-научные основы, проектное мышление, креативность, коммуникация, цифровая грамотность, что дает более точечно подходить к обучению; 3) синтезе междисциплинарности, цифровизации, сетевого взаимодействия в гибкой модели. Можно сделать вывод: формирование инженерных навыков - комплексный, многогранный процесс, требующий создания образовательной экосистемы, ориентированной на развитие широкого спектра умений. Пилотное внедрение в 2 школах подтверждает эффективность формирования инженерных навыков с помощью PISA-подобных диагностик, но есть ограничения, связанные с малым сроком существования проекта; перспективы включают масштабирование модели, разработку цифровой платформы, инструментов. Дальнейшие исследования пилотного проекта в рамках формирования инженерных умений в образовательной экосистеме позволят получить точные результаты и привести к созданию нового образовательного подхода.

Издание: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Парьев Артём Эдуардович
Сохранить в закладках
Опыт организации проектной деятельности школьников в процессе изучения физики: решения и проблемы (2025)

Статья посвящена описанию опыта организации индивидуального проекта в процессе изучения физики в современном школьном образовании. С позиций анализа принципов проектной деятельности отмечается ее значимость для развития самостоятельности, инициативности и самоорганизации обучающихся. Внимание автора сфокусировано также на выявлении ключевых проблем при реализации проектной деятельности и предложении возможных путей их решения.

Издание: ВЕСТНИК ВЛАДИМИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА СТОЛЕТОВЫХ. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: №1 (79) (2025)
Автор(ы): ДЕНИСОВА Ксения Николаевна
Сохранить в закладках