Данная статья посвящена особенностям формирования гражданской позиции школьников средствами краеведческих материалов на английском языке. Изучая историю, культуру и традиции своего региона, учащиеся развивают чувство принадлежности и ответственности перед своим сообществом. Кроме того, краеведение помогает сохранять и популяризировать наследие малой Родины, способствуя более глубокому пониманию прошлой и настоящей жизни региона. Включение местной истории в учебную программу не только расширяет знания учащихся, но и развивает критическое мышление, терпимость и гражданскую активность. Когда молодые люди узнают об истории и достижениях своих предков, они с большей вероятностью осознают важность активного участия в формировании будущего своего сообщества. Изучая край, учащиеся также могут извлечь ценные уроки о сохранении окружающей среды, социальной справедливости и развитии общества. Изучая уникальные особенности своего региона, у детей развивается чувство гордости за свое культурное наследие, и мотивация вносить свой посильный вклад в его сохранение и развитие. Вследствие этого в современной образовательной среде одной из важнейших целей является формирование гражданской позиции школьников. Авторы статьи предлагают фрагмент из авторской программы, разработанной для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. В программе предлагается комплекс заданий на базе краеведческого материала об известных персоналиях Самарской губернии, которые родились или проживали(-ют) в регионе в конце XX - начале XXI веков; а также знаковых географических локациях Самарской области. В статье представлен материал для уроков в рамках внеурочной деятельности или для самостоятельной работы учащихся общеобразовательных организаций. Завершением изучения каждого Модуля авторы предлагают создание творческих и проектных работ.
Объектом исследования явлется художественное образование. Предметом исследования являются стратегии модернизации художественного образования. Автор особое внимание уделяет рассмотрению особенностей педагогического синкретизма и преимуществ внедрения междисциплинарных учебных планов. Также описывается и анализируется образовательная модель STEAM. Автором выдвигается гипотеза о широком потенциале включения в процесс обучения искусству инновационных технологий (в том числе и технологий виртуальной и дополненной реальности). Целью данного исследования является выявление стратегий модернизации художественного образования, применение которых позволит повысить эффективность образовательного процесса и преодолеть недостатки действующей системы. Для достижения этой цели использовались аналитический и описательный методы, позволяющие выявить наиболее продуктивные пути преобразования образовательной системы. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении инновационных инструментов (в частности, возможностей искусственного интеллекта), которые потенциально могут быть применены для разрешения задач художественного образования. Исследование показывает, что проектный метод обучения позволяет развивать междисциплинарные способности учащихся, а технологии искусственного интеллекта и виртуальной реальности открывают совершенно новые возможности для художественного творчества. В результате системного реформирования учебных программ, а также применения междисциплинарных методов к организации учебного процесса и внедрения в него передовых технологий, художественное образование будет способно подготавливать специалистов, обладающих компетенциями, достаточными для профессиональной реализации в условиях глобализации современного мира. Выводы, сформированные в результате проведения исследовательской работы, могут быть использованы в образовательной среде.
В условиях стремительного технологического развития традиционные методы обучения демонстрируют недостаточную эффективность в формировании инженерных компетенций у младших школьников, что требует перехода к образовательной экосистеме. Цель статьи - теоретическое обоснование, разработка идей модели образовательной экосистемы, направленной на комплексное формирование инженерных умений через интеграцию междисциплинарных методик, цифровых технологий, сетевого взаимодействия. Объект исследования - процесс формирования инженерных умений в начальной школе, предмет - образовательная экосистема как инструмент развития инженерных компетенций. Подход предполагает интеграцию проектных инженерных классов, междисциплинарных программ, цифровых инструментов, сетевого взаимодействия с внешними партнерами. Особое внимание уделяется адаптации учебных программ. Статья анализирует эволюцию образовательных систем - от локальных моделей античности до глобальных цифровых экосистем. Философская основа подхода базируется на идеях Л. С. Выготского о роли среды в развитии личности, концепциях Дж. Мура о динамичных сообществах. Используется комплекс методов: сравнение традиционного и экосистемного подходов, историко-философский обзор эволюции образовательных систем с выделением ключевых трансформаций; критический анализ существующих проектов по параметрам; проектирование модели на базе проектных инженерных классов; пилотная модель в 2 школах. Использовались качественные - тесты, количественные - экспертные оценки, психометрические методы - опросники мотивации. Научная новизна заключается: 1) первой адаптации экосистемного подхода именно для младшей школы, преодолевающей узость существующих проектов (TEXcommunity, «ПиктоМир»); 2) расширении понятия инженерных умений: математико-научные основы, проектное мышление, креативность, коммуникация, цифровая грамотность, что дает более точечно подходить к обучению; 3) синтезе междисциплинарности, цифровизации, сетевого взаимодействия в гибкой модели. Можно сделать вывод: формирование инженерных навыков - комплексный, многогранный процесс, требующий создания образовательной экосистемы, ориентированной на развитие широкого спектра умений. Пилотное внедрение в 2 школах подтверждает эффективность формирования инженерных навыков с помощью PISA-подобных диагностик, но есть ограничения, связанные с малым сроком существования проекта; перспективы включают масштабирование модели, разработку цифровой платформы, инструментов. Дальнейшие исследования пилотного проекта в рамках формирования инженерных умений в образовательной экосистеме позволят получить точные результаты и привести к созданию нового образовательного подхода.
Статья посвящена описанию опыта организации индивидуального проекта в процессе изучения физики в современном школьном образовании. С позиций анализа принципов проектной деятельности отмечается ее значимость для развития самостоятельности, инициативности и самоорганизации обучающихся. Внимание автора сфокусировано также на выявлении ключевых проблем при реализации проектной деятельности и предложении возможных путей их решения.
Автор настоящей статьи обращает внимание на необходимость применения универсального подхода к обучению иностранным языкам при помощи проектной деятельности. В статье приводятся причины, которые усиливают целесообразность применения единого подхода на всех уровнях образования при обучении иностранным языкам. Автором изучены общие направления научных подходов, которые прослеживаются в педагогике в последние годы в связи с применением в образовательной среде проектной подхода. В целях демонстрации перспективности применения единого подхода в рамках проектной деятельности автором представлена модель обучения иностранному языку с учетом включения различных мероприятий и развития одновременно ряда компетенций. К предложенной модели прилагается содержательное обоснование на примере всех уровней образования. Автор делает вывод о том, что предложенная модель может быть адаптирована на всех уровнях образования, что является ее главным преимуществом в качестве универсального решения для педагогов, стремящихся углубить знания обучаемых и подготовить их к дальнейшей коммуникации на иностранном языке.
Данная статья посвящена описанию практических результатов применения метода проектов в процессе обучения иностранному языку на уровне среднего профессионального образования в вузе. Приводятся результаты анкетирования обучающихся по направлениям среднего профессионального образования в Башкирском государственном аграрном университете. Несмотря на то, что проектная деятельность практикуется на всех ступенях образования, начиная со старшей школы, многие студенты не имеют навыка подготовки результатов исследования в виде проекта. Метод проектов нацелен на индивидуализацию образования, с одной стороны, и выработку навыка групповой работы - с другой. Раскрываются возможности проектной деятельности на занятиях по иностранному языку, позволяющие обучающимся применять накопленные языковые знания в речи, развить не только языковые и речевые, но также и коммуникативные компетенции. Исследование базируется на положении о том, что проект - это от души выполняемый замысел на основе личного интереса студента, направленный на повышение мотивации к изучению иностранного языка.
Одной из задач образовательного процесса в современных условиях является организация проектной деятельности обучающихся. Эта задача зачастую решается в отрыве от формирования готовности к данному виду деятельности, которая в идеале должна осуществляться в стенах школы. По этой причине подготовка проектов в образовательных структурах нередко превращается в простую формальность. В исследовании мы проверяем на прочность авторскую методическую модель формирования у школьников готовности к проектной деятельности при непосредственном участии научной организации. В статье представлены результаты первого этапа экспериментального исследования, посвященного обобщению возможностей формирования готовности к проектной деятельности в управляемых и неуправляемых условиях. Основой для эксперимента стало формирующее воздействие программы целенаправленных действий в рамках просветительского проекта «Я хочу стать ученым!», проведенного в 2022-2023 гг. в стенах Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (ФГБУН ВолНЦ РАН). В рамках этого этапа сформирована теоретическая модель структуры готовности к проектной деятельности, которая состоит из ряда процессных компонентов: ценностно-ориентационной готовности (ЦОГ), психологической готовности (ПГ), компетентностной готовности (КГ) и мотивационной готовности (МГ). Определена методика оценки каждого компонента в виде субиндексов и итогового индекса ГПД. Разработан авторский инструментарий (тест) для проведения измерений по компонентам готовности, сформированы контрольная и экспериментальные группы. На примере этих групп проведен констатирующий замер начального уровня сформированности готовности к проектной деятельности. На данных констатирующего замера апробирована методика, рассчитаны соответствующие индексы, а также определены стратегические ориентиры для формирующего воздействия, которые будут использованы для планирования второго этапа исследования.
Развитие компетентностного подхода в образовании в настоящее время актуализирует проблему формирования разных видов функциональной грамотности, которая определяется как предпосылка развития компетентностей. Цель исследования - выявление дефицита научных знаний по проблеме формирования математической функциональной грамотности, конкретизация ее сущности для будущих инженеров и обоснование целесообразности использования кейс-заданий и проектов для ее формирования. Достижение поставленной цели определяет необходимость решения следующих исследовательских задач: выявить предпосылки и основные направления в решении проблемы формирования функциональной математической грамотности, конкретизировать сущность математической функциональной грамотности как основы формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих инженеров; обосновать потенциал профессионально ориентированных кейс-заданий и проектной деятельности будущих инженеров как результативных средств поэтапного формирования математической функциональной грамотности. Решение поставленных исследовательских задач осуществлялось на методологии полипарадигмальности как непротиворечивом единстве системного, личностно ориентированного, компетентностного и деятельностного подходов, позволяющих ориентировать образовательный процесс на формирование математической функциональной грамотности как базиса профессиональных компетенций в активной деятельности субъектов в процессе решения личностно значимых профессионально ориентированных кейс-заданий и проектов. Использовался теоретический анализ психолого-педагогической литературы, в том числе статьи, монографии, диссертации по рассматриваемой проблеме, общенаучные методы (анализ, синтез, классификация, систематизация и др.). Результатом решения проблемы формирования математической функциональной грамотности будущих инженеров явилось уточнение понятия, выдвижение и теоретическое обоснование идей поэтапного развития исследуемого феномена посредством формирования предметных математических знаний и умений, способностей воспроизведения математических факторов, применение методов, выполнение вычислений с последующим решением профессиональных задач и проблем жизненных ситуаций с использованием средств и методов математики. Обоснована целесообразность использования кейс-заданий и проблемной деятельности профессиональной направленности для результативного формирования функциональной математической грамотности будущих инженеров. Исследование актуализирует проблему разработки пула профессионально ориентированных кейс-заданий и тем проектов, учитывающих специфику профессиональной деятельности конкретных направлений подготовки.
Рассматривается актуальная проблема формирования межкультурной компетенции иностранных студентов. Для них значимы не только адаптация к учебному процессу вуза, но и адаптация к инокультурному социуму в целом, а также налаживание бесконфликтного сосуществования с представителями иных культур. Целью данного исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности проектной деятельности как средства повышения уровня сформированности межкультурной компетенции иностранных студентов. В процессе работы применялись методы теоретического исследования, эмпирического познания и математической статистики. Результаты исследования позволили доказать эффективность проектной деятельности как средства формирования межкультурной компетенции.
Рассматриваются вопросы научного поиска и обоснования новых форм взаимодействия макро-субъектов образования, которые бы отвечали требованиям времени BANI-мира. В связи с этим обозначена цель исследования - научно обосновать «сетевой проектный офис» как одну из форм взаимодействия школы и аграрного вуза в рамках профориентации обучающихся. Для её достижения использовались общенаучные методы (анализ научно-педагогической литературы, обобщение, синтез), анализ опыта работы взаимодействия аграрных вузов и школ, педагогическое моделирование. По результатам исследований выявлены предпосылки для создания «сетевого проектного офиса», ключевыми из них являются: многообразие существующих форм взаимодействия; ориентация традиционных форм на решение узких организационно-педагогических задач; потребность макросубъектов в количественно-качественном расширении участников форм взаимодействия и развитии связей между ними. Разработана структурно-функциональная модель «сетевого проектного офиса» как формы взаимодействия школы и аграрного вуза, ключевыми элементами которой являются: соруководители «сетевого проектного офиса» - представители аграрного вуза и школы; обучающиеся (школьники и студенты); педагоги (учителя и преподаватели); заинтересованные в результатах образования субъекты (родители и представители сельхозпредприятий). Охарактеризована система связей, которая обеспечивает взаимодействие между элементами модели.
В статье рассматривается ресурсная функция личностных проектов молодых людей в диапазоне от 18 до 25 лет. Гипотеза исследования: субъективная оценка ресурсности предполагает существование взаимосвязи между личностными проектами. Описываются результаты исследования, полученные на выборке (N=209), с использованием адаптированной методики «Анализ личностных проектов» Б. Р. Литтла (B. R. Little в адаптации Е. Ю. Рязанцевой). Обнаружено, что психологическое содержание личностных проектов молодых людей (18-25 лет) обусловлено актуальными возрастными задачами (получение образования, профессиональная деятельность, создание семьи), где молодые люди, в первую очередь, ориентированы на получение образования (при p ≤ 0,05), а ресурсной функцией здесь выступают поведенческие навыки, смыслы и ценности. Выявлено, что в проектах, направленных на профессиональное самоопределение, молодые люди ориентированы на обретенный опыт. Обнаружено, что проекты молодых людей, касающиеся образования и работы, оцениваются ими как труднореализуемые, где, на их взгляд, необходим ресурс извне (помощь родных и близких). Показано, что молодые люди выбирают проекты, рассчитанные на среднесрочную перспективу (при p ≤ 0,01), где ресурсом выступает саморегуляция, показывающая поиск идентичности и личной автономии в данном возрасте. Обнаружена взаимосвязь между проектами, которая обусловлена механизмом взаимовлияния одного проекта на другие, где ключевые проекты выступают ресурсом для самого важного. В целом полученные данные позволяют говорить о личностных проектах в возрасте 18-25 лет как о ресурсной функции, определяющей личностно-профессиональное направление в молодости.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом, самостоятельность и инициативность являются личностными результатами, которые должны быть сформированы на ступени начального общего образования. Это планируемые универсальные учебные действия, от которых зависит не только успешная социализация обучающихся в образовательной среде, но и вся учебная и внеурочная деятельность, а в будущем и успешное профессиональное становление молодых людей.
На основе теоретического анализа проблемы и собственных педагогических наблюдений, автор пытается определить эффективные способы развития самостоятельности современных детей. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что наиболее эффективными в этом отношении являются методы проблемного обучения, активные и интерактивные технологии, проектная деятельность и др.
В статье представлены результаты экспериментальной работы по формированию самостоятельности у обучающихся 1 «А» класса при изучении курса «Окружающий мир». Они свидетельствуют о том, что даже полугодовое использование предложенных способов по развитию самостоятельности у первоклассников способствовали положительной качественной и количественной динамике.