В статье обосновывается возможность использования показателей и критериев оценки реализации политики вмешательства во внутренние дела государства для описания стратегии и возможного стратегического замысла вмешательства США во внутренние дела Китая в отношении Тайваня. Политические установки Вашингтонского (2024 г.) саммита НАТО обусловливают возможность вмешательства стран-членов НАТО во внутренние дела России, Китая, Белоруссии и других государств мира. При этом страны-члены НАТО уже используют обширный инструментарий для вмешательства в решение внутриполитических вопрос зарубежных государств. Это делает актуальным разработку и апробации Методики оценки эффективности реализации политики вмешательства во внутренние дела государства. Показателями реализации политики вмешательства во внутренние дела государства могут быть показатели: ограничения его независимости (суверенитета) и свободы; торможения нормального политического, экономического, социального, а также культурного развития. Критерии оценки реализации политики вмешательства во внутренние дела государства могут включать правила оценки значений таких показателей в соответствии с реализуемыми ограничениями его независимости (суверенитета) и свободы; а также торможением его нормального политического, экономического, социального и культурного развития. В статье рассматриваются стратегия и возможный стратегический замысел вмешательства США во внутренние дела (ограничения независимости (суверенитета) и свободы) Китая в отношении Тайваня.
ВВЕДЕНИЕ. Антарктический регион является уникальным с точки зрения организации эффективного управления одновременно большим числом государств. Для этой цели в 1959 г. был заключен Договор об Антарктике, который позволил предотвратить возникновение конфликтов. Тем не менее не так давно стала активна обсуждаться концепция территориального деления данного региона. Китай, являясь одной из наиболее быстроразвивающихся с экономической точки зрения государств, что влечет за собой заинтересованность в усилении влияния в Антарктическом регионе, также активно участвует в разрешении вопросов, связанных с правовым регулированием Антарктики. Цель статьи – определить позицию Китая в отношении деятельности в Антарктическом регионе в целом, а также, с точки зрения установления государственного суверенитета над территориями Антарктики.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. При проведении исследования используются документы международно-правового характера, включая международные договоры, доктринальные источники и национальное законодательство зарубежных государств. Исследование выполнено с использованием общенаучных и специальных научных методов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В статье проведен комплексный анализ китайской международно-правовой доктрины в отношении установления государственного суверенитета над территориями Антарктики, а также сформулированы предположения по дальнейшему развитию Китая в Антарктическом регионе. Были проанализированы основные направления деятельности Китая, в том числе связанные с национальной безопасностью и добычей природных ресурсов, также были проанализированы положения «Белой книги Китая по Антарктиде». Помимо этого, были рассмотрены инициативы Китая в отношении создания морских охраняемых зон, особо управляемых районов (далее – ОУР). Был дан ответ на вопрос о наличии собственной антарктической политики Китая.
ОБСУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ. Исследование проблем установления государственного суверенитета над территориями Антарктики с точки зрения Китая позволяет судить о том, что на данный момент эта страна не обладает выработанной антарктической политикой и находится на стадии ее формирования. Попытки Китая повлиять на систему управления Антарктикой начались с 2005 г., когда было предложено создание ОУР. С тех пор влияние Китая продолжает расти. Китай действовал и продолжает действовать в соответствии с системой Договора об Антарктике, что свидетельствует об отсутствии желания Китая сменить систему управления регионом на систему территориального деления. На данный момент интересы Китая в Антарктике характеризуются повышением внимания к проведению научных исследований, охране окружающей среды и международному сотрудничеству. Предполагается, что влияние Китая в данном регионе будет увеличиваться.
Цель. Выявить основные инструменты, способствующие развитию инфраструктуры технопарков и их резидентов, а также рассмотреть аспекты совершенствования правового регулирования государственной поддержки технопарков в Российской Федерации.
Процедура и методы. Для реализации поставленных задач авторы изучили, систематизировали и проанализировали значительное количество научных, учебных и методических источников. Были также обобщены нормы международного и национального права, касающиеся правового регулирования общественных отношений, связанных с организацией работы технопарков в России. Процесс систематизации и обобщения данных потребовал применения различных методологических подходов, включая диалектические методы (анализ и синтез), а также культурологический и сравнительно-правовой методы. Для выявления закономерностей использовались логические методы, в т. ч. дедукция, индукция и аналогия, а также исторический и формальноюридический подходы. Описывая и сравнивая полученные результаты с другими исследованиями, авторы применяли системный, функциональный и социологический методы.
Результаты. Проведённый анализ позволил выявить тенденции в эволюции законодательства. Отмечена успешная регламентация деятельности технопарков, специализирующихся на высоких технологиях, на федеральном уровне, что привело к формулированию и закреплению определения технопарка на нормативном уровне. Выявлены и некоторые недостатки: возможность создания технопарков и получение поддержки только при соблюдении определённых законодательством целей, а также отсутствие правовых норм, регулирующих деятельность резидентов технопарков. Сделан вывод о необходимости дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования деятельности технопарков на основе федерального законодательства и действующих стандартов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Управление деятельностью технопарков носило фрагментарный и несистемный характер, однако в последние годы наблюдаются положительные изменения, что связано с внесением поправок и дополнений в отраслевое законодательство.
В современном мире сложилась напряженная геополитическая ситуация, обусловленная продвижением НАТО к границам Российской Федерации, угрозой нарушения ее суверенитета; стремлением коллективного Запада к разрушению российской государственности и подрыву общественной консолидации, правопорядка, национальных и социокультурных ценностей, к реставрации неоколониализма и глобальному диктату в отношении суверенных государств. Таким образом, объектом исследования статьи является агрессия коллективного Запада против культурных ценностей России, создающая угрозу ее национальному историческому коду. Предмет исследования — культурные войны между брендами и странами, обусловившие необходимость принятия антикризисных мер. Цель работы — анализ и предоставление возможных стратегий и моделей поведения брендов в период кризисных ситуаций, вызванных культурными войнами. Автор рассматривает современный феномен культурных войн; роль культурного бренда в существующих условиях; возможности использования коммерческих брендов в качестве инструмента мягкой силы; влияние брендов на формирование и изменение культурных, национальных и традиционных ценностей; феномены культурного шока и культуры отмены брендов, а также методы противодействия кризисным ситуациям.
С течением времени, с развитием искусственного интеллекта, а также массовой цифровизацией, охватившей 21 век, общепризнанные принципы суверенитета подвергаются очередному переосмыслению. Так, в качестве одного из аспектов переосмысления можно отметить, что сегодня на международном сообществе лежит ответственность за соблюдение, охрану и защиту прав и свобод людей в случаях, когда то или иное государство в силу различных причин не способно обеспечить таковую защиту. Юридической науке на сегодняшний день известно огромное количество теоретических представлений и концепций суверенитета. Так, помимо общеизвестного понятия «государственный суверенитет», в теории и политической практике используются и иные представления о суверенитете: индивидуальный, национальный, народный, парадный, суверенитет искусственного интеллекта. При этом важно отметить, что представители юридической науки проводят границы между указанными выше видами суверенитета, но всё же подчеркивают их взаимосвязанный и взаимодополняющий характер. Об общих основах государственного суверенитета, принципах государственного суверенитета, проблемах государственного суверенитета в условиях глобализации, массовой цифровизации, развитии искусственного интеллекта и трансформации человеческих принципов пойдет речь в настоящей научной статье.
Установление движением «Талибан»* фактического контроля над территорией Афганистана в 2021 г. после вывода войск США определяет актуальность исследования проблематики внешней политики страны, от которой зависят ряд региональных и континентальных проектов, гарантии безопасности стратегически важного для Российской Федерации региона Центральной Азии. Рассматриваются предпосылки формирования национальных интересов Афганистана и Российской Федерации, их декларируемые приоритеты и реализация в рамках внешней политики. Исследование базируется на диалектическом подходе. При проведении исследования использованы системный, институциональный подходы и статистические методы — контент-анализа, качественного анализа тематических изданий, исторического исследования факторов и условий реализации внешней политики государств. В качестве источников информации использованы официальные документы, отражающие состав национальных интересов, заявления политических элит, публикации в периодических издания, данные систем национальных счетов, международных организаций. Полученные результаты констатируют сходства и различия в составе приоритетов внешней политики Российской Федерации и Афганистана в XXI в., стремление к суверенитету как базовый тренд проводимой странами политики. Показано, что для обеих стран стремление к суверенитету во внешней политике сопряжено с обострением противостояния с США и их странами-партнерами по военно-политическим и экономическим союзам. Проиллюстрированы различия в состоянии гарантий суверенитета между российской и афганской внешней политикой. Представлены аргументы в пользу безальтернативности апеллирования во внешней политике обеих стран к региональным и глобальным центрам силы для повышения своей легитимности, укрепления ресурсного потенциала и, в конечном счете, проведения независимой внутренней и внешней политики. Дальнейшие исследования выбранной проблематики во многом определяются накоплением эмпирических сведений о проводимой движением «Талибан» внешней политике, формальной декларации ее целей.
* Признано в Российской Федерации террористической организацией
Проанализированы природа современных конфликтов и перспективы адаптации систем коллективной безопасности в условиях становления полицентричного мирового порядка. В качестве ключевых выступили такие факторы, как гибридизация конфликтных взаимодействий в современном мире, актуализация цивилизационного подхода в практической международной политике, а также легитимность, в той или иной мере присущая коллективным действиям.
Цель исследования - дать ответ на вопрос, сохранится ли в будущем за международными организациями роль регуляторов и страховочных механизмов от новых глобальных конфликтов. В числе задач - охарактеризовать международный контекст, формирующий и одновременно отражающий изменения в природе конфликтности, выявить ключевые изменения в природе современных конфликтных взаимодействий, а также определить новые требования к системам коллективной безопасности в условиях полицентричного мира. Параметры рассматриваемой проблемы определяются тем, что природа конфликтов существенно трансформировалась за последние полвека и продолжает меняться, в то время как изменения в базовых принципах существования международных организаций либо не происходят вовсе, либо представляют собой достаточно скромные попытки определить приемлемые для мирового сообщества форматы. Именно этот разрыв выступает в качестве одной из ключевых проблем современной мировой политики, отражающих структурные изменения в системе международных отношений. В качестве методологической базы исследования наряду с системным анализом был привлечен триадический подход, позволяющий определять комплексные характеристики тех или иных явлений. Применение триадического подхода с целью определения характеристик современных конфликтов (путем «сопряжения» феноменов стратегии, суверенитета и гибридности) и систем коллективной безопасности в условиях полицентризма (используя триаду «цивилизация - коллективные действия - безопасность») позволило определить основные параметры изменений природы современных конфликтов в переходный период и требования к системам коллективной безопасности в новых международно-политических реалиях, а также наметить контуры новых подходов к анализу международной обстановки с учетом современных глобальных потрясений.
В статье рассматривается экзистенциальное измерение политического в концепциях Макса Вебера и Карла Шмитта. Анализируется, как Вебер и Шмитт понимают политическую реальность через призму расколдовывания мира и конфликта, выявляя различия в их подходах к природе власти, рациональности и ценностей. Анализ экзистенциального измерения политического в концепциях Макса Вебера и Карла Шмитта позволяет выявить два фундаментально различных ответа на проблему утраты политического смысла в условиях модерности. Если Вебер констатирует разочарование мира и фрагментацию ценностей, превращая политику в сферу конкурентной борьбы за власть в рамках рационально-административных структур, то Шмитт предлагает альтернативное решение - реполитизацию смысла через экзистенциальное различие между другом и врагом. В отличие от веберовского релятивизма, который делает политику ареной субъективных предпочтений, шмиттовская концепция утверждает, что политика укоренена в коллективной идентичности и неустранимом конфликте. Статья показывает, что политическая экзистенциальность у Шмитта не является идеологической апологией конфликта, но служит инструментом осмысления природы политической жизни, где смысл и ценности приобретают объективный статус через коллективные обязательства, что позволяет по-новому взглянуть на вызовы современной политической теории, связанные с кризисом легитимности, суверенитета и демократического порядка.
Страны Южного Кавказа в настоящее время находятся в стадии становления цифрового суверенитета. Изучение политологического измерения феномена цифрового суверенитета позволило установить концептуальные рамки исследования, сводящиеся к определению уровня цифрового развития и суверенитета южно кавказских стран в условиях новых рисков и угроз региональной безопасности. Изучение институциональных основ развития цифровых инфраструктур в странах Южного Кавказа дало возможность оценить уроень их готовности к осуществлению цифровой трансформации. В этой связи особое внимание уделено вопросам законодательного регулирования цифровой отрасли. Выявлены стратегические подходы стран региона к перспективам цифрового развития и суверенитета, отраженные в официальных стратегических документах. Показано, что проистекающая на Южном Кавказе ожесточенная конкуренция между двумя ключевыми транспортно-логистическими стратегиями «Север - Юг» и «Восток - Запад» сказывается также на логике и географии проложения цифровых коридоров. В частности, многосторонняя интеграция в телекоммуникационные коридоры интернет-трафика рассматриваются нами в качестве ключевого вызова диверсификации путей обеспечения национальной цифровой безопасности и повышения цифрового суверенитета стран региона. В этой связи анализ логистической архитектуры цифровых коридоров на двух уровнях - региональном и макрорегиональном - позволил определить основные проблемы и перспективы цифровой интеграции на Южном Кавказе. Методология работы включает межстрановой сравнительный анализ, а также методы количественной оценки уровня цифровизации (индекс сетевой готовности, проникновение мобильного и фиксированного интернета и пр.).
Цель исследования - выявление наиболее важных подходов и перспектив государственной политики в сфере видеоигр. В качестве методологической оптики автор обращается к принципам критического дискурс-анализа академических работ, сравнительного анализа кейс-стади и приема сценариотехник. Среди наиболее значимых направлений государственной видеоигровой политики автором выделены либеральный, консервативный и гибридный подходы. Кроме того, акцентируется отличие активной видеоигровой политики от ее реактивного варианта. Выявленные подходы, проблемы, перспективы и аспекты актуализируются с точки зрения значимости для задач государственной политики современной России. Также предпринята попытка концептуализации ойкуменной модели государственного суверенитета. Обоснована важность сотрудничества государства, представителей разработчиков и сообщества игроков в регулировании индустрии и рынка видеоигр. Перспективы и риски такого взаимодействия обозначены через авторское осмысление феномена политической индустрии. Для понимания перспектив трансформации российской государственной видеоигровой политики определены базовые сценарии ее развития.
Цель исследования - анализ способов совместного осмысления понятий суверенитета и воды как политической сущности (речь о самом широком спектре ее проявлений, от предмета конкретных соглашений, регулирующих отношения на границах национальных государств, до места в современной политической философии). Работа опирается на теорию суверенитета, поэтому ее методологическая основа - сравнительный анализ концепций. Политическая рефлексия по поводу воды связана с понятием суверенитета. Так, вода истолковывается как нечто, неразрывно связанное с национальными границами, разделяющими или, напротив, преодолеваемыми. Использование теории суверенитета дает возможность говорить о реках, протекающих на территории разных государств, об их бассейнах, о доступе к Мировому океану, о климате, питьевой воде, ставить вопросы о локальности и глобальности, об угрозах и безопасности, о сотрудничестве и конфликтах, о прошлом и будущем, о реальном и о потенциальном. Это напрямую влияет на создание общей и понятной всем нормативной системы управления водой (в смысле политической категории), которая активно формируется в последние десятилетия. Для того чтобы определить то, какую связь имеют вопросы воды и суверенитета, был собран и проанализирован большой объем текстов. Каждый из них оценивался с точки зрения значения для создания интерпретационных моделей, лежащих в основе конкретных политических действий: от разработки международных соглашений до описания в медиапространстве предвыборных программ. Основные результаты исследования показали, что суверенитет стал не просто неотъемлемой характеристикой политического осмысления воды, но и инструментом решения конкретных задач. Он создает язык, на котором можно говорить о воде как о ресурсе, который ограничен, требует справедливого распределения, внешнего вмешательства, стоит под угрозой исчезновения, обладает первостепенной важностью для человека и человечества вообще. При этом размытые границы понятия «суверенитет» и споры о его значении лишь способствуют его востребованности, он встраивается в настолько широкий спектр тем, что их может объединять лишь отсылка к воде.
В работе проводится теоретическое исследование экономической категории духовного капитала. Рассматриваются подходы и точки зрения различных ученых, на основании которых проводится анализ и высказывается собственная позиция, изучаются составляющие духовного капитала. Также в работе рассматриваются понятие, виды и методы обеспечения духовной безопасности, ее аспекты, составляющие возможные угрозы. Исследуется нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности, рассматривается международная и военная безопасность. В результате делается вывод о необходимости принятия государственной идеологии для обеспечения духовной безопасности населения.