В настоящей статье проводится анализ актуальных проблем логистики в области индивидуального жилищного строительства, существующих в настоящее время. В исследовании выделены и проанализированы основные проблемы, связанные с управлением транспортировкой материалов, координацией рабочей силы. Результаты исследования позволяют выявить факторы, влияющие на эффективность логистики данной сфере и предложены рекомендации для её развития.
Развитие мультимодальных транспортных узлов имеет большое значение для транспортного комплекса России. Формируя скоординированную транспортную сеть и усиливая интеграцию различных видов транспорта, они способствуют повышению мобильности и увеличивают общую эффективность предприятий транспорта. Основные тенденции рынка транспортно-логистических услуг свидетельствуют о необходимости формирования опорной сети транспортных узлов, в частности в Дальневосточном регионе. В то же время при неоспоримой значимости транспорта недостаточность транспортной инфраструктуры является лимитирующим условием экономического развития Дальнего Востока России. Выполненное авторами исследование показало, что учет выявленных источников синергии мультимодальных транспортных узлов позволит повысить эффективность деятельности предприятий транспорта с учетом территориальных особенностей.
В статье рассмотрены основные транспортные узлы федерального значения с зонами влияния, представлена динамика грузоперевозок за 2018-2023 гг., с перспективой до 2035 г. Среди основных тенденций развития рынка можно выделить увеличение дальности перевозок, повышение роли автотранспорта в перевозке грузов, увеличение грузооборота портов, в частности в Дальневосточном регионе, и повышение тарифов на перевозку грузов. Выделены основные драйверы роста рынка транспортно-логистических услуг, и определены риски его развития. Наличие одного транспортного узла федерального значения на территории Дальнего Востока России в условиях дефицита транспортной инфраструктуры снижает возможности эффективного освоения увеличившихся транспортных потоков предприятиями транспорта.
Цель настоящего исследования - выявление источников синергии мультимодальных транспортных узлов Дальнего Востока России.
Установлено, что развитие транспортной инфраструктуры в целях формирования мультимодальных транспортных узлов на пересечении путей транспортных коридоров и территорий опережающего развития позволит получить эффект синергии предприятий транспорта и близлежащих территорий.
Данное исследование посвящено комплексному анализу приграничного экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой. В работе подробно рассматриваются ключевые направления взаимодействия в сферах транспортно-логистической инфраструктуры, сельского хозяйства и продовольственного обеспечения, трудовых отношений, финансово-расчетных механизмов, технологического обмена, энергетического сотрудничества, а также вопросы развития совместных экономических зон и трансграничных проектов. Особое внимание уделено анализу функционирования транспортных коридоров, роли рублевой платёжной системы и цифровизации финансовых операций, механизмам адаптации к международным санкциям, а также влиянию геополитических факторов на устойчивость и динамику сотрудничества. Цель исследования - выявление современных тенденций, факторов устойчивости и проблем развития двустороннего сотрудничества в условиях международных санкций. Для анализа применена комплексная методология, включающая системный и сравнительный анализ официальных статистических данных, двусторонних соглашений, документов международных организаций и открытых источников. Использованы экономико-статистические методы, контент-анализ и экспертная оценка политико-экономической ситуации. Получены новые данные о взаимосвязи развития транспортной инфраструктуры и экономических процессов в приграничных регионах. Установлена значимость рублевой платёжной системы и цифровых финансовых технологий для устойчивости двусторонних расчетов. Выявлено, что трудовое и технологическое сотрудничество способствуют повышению производительности и модернизации региональных экономик. Подтверждена стратегическая роль поставок нефти и нефтепродуктов для экономической стабильности КНДР. Результаты исследования имеют практическую значимость для государственных органов и региональных администраций при разработке мер по укреплению экономического взаимодействия и повышению устойчивости приграничных регионов. Рекомендовано активизировать развитие транспортных проектов, расширять финансовое сотрудничество и внедрять инновационные технологии для повышения эффективности и прозрачности взаимодействия. Новизна работы заключается в комплексном исследовании влияния санкционного давления на приграничное сотрудничество России и КНДР, выявлении новых адаптационных механизмов и конкретных факторов, обеспечивающих устойчивость и развитие двусторонних отношений.
В статье рассматриваются ключевые аспекты организации оптимального управления железнодорожным транспортом. Показана роль транспорта в организации национального экономического развития и международной торговли. Проанализированы основные особенности истории железнодорожной системы Республики Беларусь, ее стратегический и геополитический потенциал, а также трудности и вызовы, с которыми она столкнулась, начиная с середины XIX века. Рассмотрены экономические и географические факторы формирования железнодорожной сети в белорусских губерниях.
В статье обсуждаются вопросы обеспечения информационной и экономической безопасности, являющиеся одними из важнейших качественных характеристик логистических систем, определяющих способность соблюдать в процессе товародвижения установленные параметры материальных потоков при внедрении современных информационных систем и технологий. Проводится анализ современных рисков и угроз, характерных для развития цифровых экосистем транспортно-логистического обслуживания. Исследуются ключевые факторы обеспечения экономической безопасности и их значение в логистике с точки зрения обеспечения оперативного контроля за соблюдением установленных ключевых показателей товародвижения. Затрагиваются вопросы обеспечения параметров товародвижения в рамках установленных пороговых значений с целью достижения оптимальности функционирования товаропроводящей системы и обеспеченности хозяйственной деятельности предприятия всеми необходимыми ресурсами. Исследуются логистические системы на предмет эффективной организации и управления материальными потоками, направленных на обеспечение надежности функционирования и реализации стратегии хозяйственных субъектов. Обосновывается необходимость использования современных цифровых технологий для повышения уровня экономической безопасности в логистических системах и обеспечения прозрачности, контролируемости и прослеживаемости материальных потоков в сфере товародвижения. При этом сам факт цифровизации процессов доставки грузов рассматривается с позиции экосистемной парадигмы и платформенной концепции. Обосновываются закономерности трансформации традиционных логистических операторов в провайдеров цифровых логистических услуг. Разработана модель киберфизической экосистемы в логистике, обеспечивающей сквозное управление бизнес-процессами и обмена данными в процессе товародвижения.
В условиях стремительного роста объёмов грузоперевозок и усложнения логистических процессов особую актуальность приобретает внедрение интеллектуальных технологий, способных адаптироваться к быстро меняющимся требованиям рынка. Одним из таких решений является применение методов машинного обучения на графах для построения рекомендательных систем в логистике. Целью данной работы является исследование возможностей персонализированных графовых моделей, предназначенных для оптимизации логистических процессов за счёт более точного подбора маршрутов, перевозчиков и сопутствующих услуг с учётом индивидуальных предпочтений участников логистической цепочки. В работе исследуется применение графовых методов машинного обучения для построения рекомендательных систем в сфере транспортной логистики с учётом индивидуальных предпочтений пользователей. Предложен подход к персонализации графовых моделей на основе интеграции пользовательских характеристик и динамического пересчёта весов связей в графе. Разработанная модель позволяет оптимизировать логистические процессы, повышая релевантность рекомендаций по выбору маршрутов и перевозчиков. Эффективность предложенного метода подтверждена экспериментальными результатами на реальных данных: достигнуты значения Precision 88 %, Recall 81 % и NDCG 0,94. Представленные результаты демонстрируют преимущества разработанной системы по сравнению с традиционными методами логистического планирования в условиях динамически изменяющейся среды.
В статье выполнен сравнительный анализ и оценка транспортной инфраструктуры и логистического обеспечения межправительственной организации «Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика». Объектом исследования является базовый состав и расширенный в 2024 г. состав членов данной организации. Показателями анализа являются три глобальных индекса, рассчитываемые международными организациями с целью составления глобальных рэнкингов стран по уровню развития транспорта и логистики: индекс развития логистики, индекс устойчивости грузоперевозок и оценка развития транспортной инфраструктуры в индексе глобальной конкурентоспособности. Анализ сделан также по компонентам глобальных индексов. Выполнен детальный анализ и составлен профиль стран по компонентам каждого индекса. Для оценки общего состояния транспорта и логистики блока рассчитаны индекс организации как среднее значение стран-членов. Дисперсионный анализ установил наличие взаимосвязи и согласованности в оценках индексов. В результате анализа установлено значительное различие в уровнях развития транспорта и логистики стран - членов межправительственного объединения. В блоке лидером рэнкингов по транспорту и логистике являются Объединенные Арабские Эмираты. Транспорт и логистика Российской Федерации соответствуют средним оценкам по объединению. Показатели развития транспорта и логистики исследуемой межправительственной организации значительно уступают лучшему достигнутому мировому уровню. Автор предлагает рассматривать выявленное отставание как потенциал для роста и качественного улучшения экономики государств на основе модернизации транспортной инфраструктуры и цифровизации логистики.
Необходимость устойчивого развития сектора транспорта признана на международном уровне и обусловлена достижением глобальных целей в области устойчивого развития. Международная конференция по торговле и развитию Организации Объединенных Наций является организацией, направляющей и отслеживающей развитие грузового транспорта стран и мира. Цель статьи - рассмотреть методологический подход данной организации к определению и оценке устойчивости грузовых перевозок как сектора экономики страны и сделать анализ позиции Российской Федерации в международном рэнкинге устойчивости грузовых перевозок. В статье представлена мировая концепция по устойчивым грузоперевозкам, ее ключевые идеи, аспекты и факторы устойчивого развития транспорта. Раскрыто содержание методики определения и расчета индекса устойчивости сектора грузовых перевозок. Сделан вывод о недостатках действующей международной методики, в особенности недостаточном наборе показателей, и о необходимости ее совершенствования. Проанализированы значения индекса устойчивости сектора грузовых перевозок, присвоенного транспортному сектору России, и места страны в международном рэнкинге по этому индексу. Автор выполнил сравнение оценок России по категориям устойчивого развития транспорта и установил приближенность оценок российского транспортного сектора к среднемировому уровню, а также явное отставание от уровня развитых стран. Присутствует дисбаланс в структуре устойчивости транспорта и диспропорции в развитии видов транспорта. Наиболее проблемным станет переход на устойчивое развитие автомобильного транспорта. Следует ожидать сложностей для повышения позиции России в рэнкинге в части транспортной инфраструктуры и транспортных затрат.
В настоящее время индустрия контейнерных перевозок активно развивается благодаря внедрению новых технологий и современных информационных систем. Они позволяют оптимизировать процессы управления цепочками поставок и автоматизировать транспортно-логистические процессы, что в свою очередь повышает эффективность управления. При этом, одной из важных задач при планировании интермодальной перевозки является выбор оптимального маршрута, что напрямую влияет на стоимость и скорость доставки груза. Для ее решения необходимо разработать инструмент, с помощью которого будет возможно оперативно анализировать все сценарии перевозки, выбирать оптимальный маршрут и предлагать его клиенту. В статье рассматриваются существующие методы машинного обучения, применяемые для оптимизации маршрута транспортных средств. Основная цель данной статьи заключается в исследовании разработанных решений для их дальнейшего применения в транспортно-логистических процессах. Внедрение изученных инструментов поможет участникам транспортно-логистического рынка эффективно сопоставлять инфраструктурные возможности с возникающим спросом на перевозки.
Внешние факторы требуют от логистики поиска новых решений для оптимизации процесса перевозок и снижения себестоимости услуг. В эпоху цифровизации платформенные экосистемы могут помочь компаниям снизить себестоимость и оптимизировать основные бизнес-процессы в области транспортной логистике. В статье рассмотрены понятия платформы и экосистемы, типы экосистем. На примере транспортной отрасли логистики показаны функционирующие на рынке платформенные экосистемы. Сделан анализ эффективности использования экосистем для заказа транспортных услуг
Организация транспортно-экспедиционных услуг является важным аспектом современного бизнеса, поскольку она напрямую влияет на эффективность логистических процессов и, как следствие, на конкурентоспособность компаний. Объектом данного исследования выступает организация транспортно-экспедиционных услуг, которая охватывает широкий спектр процессов, связанных с перевозкой грузов, управлением логистическими цепями и взаимодействием с различными участниками рынка. Предметом исследования являются процессы и методы, используемые в организации транспортно-экспедиционных услуг, что позволяет глубже понять механизмы, влияющие на их эффективность.
Цифровизация логистики стремительно трансформирует инфраструктуру и логистический комплекс по перевозке сборных грузов в международном сообщении. В данной статье рассматривается, в чём конкретно заключается влияние цифровизации на инфраструктурно-логистический комплекс и какой потенциал имеет его будущая трансформация. Внедрение цифровых услуг, таких как искусственный интеллект, Интернет вещей, беспилотные транспортные средства, автоматизированные складские системы, большие данные и технология блокчейн в логистику, может значительно повысить эффективность, снизить затраты и повысить прозрачность цепочки поставок. В статье приведен расчет эффективности внедрения цифровых сервисов в комплекс перевозки сборных грузов для иллюстрации потенциальных преимуществ. Однако внедрение цифровых услуг в логистику требует значительных инвестиций, новых навыков и изменений в традиционных бизнес-моделях. Статья завершается обсуждением проблем и возможностей логистических компаний в адаптации к цифровизации и трансформации своей деятельности для удовлетворения будущих потребностей по организации международных перевозок сборных грузов.