В статье рассмотрены история концепции сотворчества человека с природой, основные подходы к определению возможностей ее реализации в рамках учения о геосистемах В. Б. Сочавы и опыт ландшафтного планирования на базе познания ландшафтной организации различных регионов Сибири. Основным содержанием современной российской физической географии является изучение организации геосистем и ландшафтно-экологических условий дифференциации природопользования. Методология, методический аппарат их выявления и последующая интерпретация данных базируются на учении о геосистемах. К числу его важнейших социальных задач В. Б. Сочава отнес научное обоснование создания «геосистем сотворчества человека с природой». Их создание как одного из видов целенаправленного антропогенного преобразования геосистем в соответствии с присущими им тенденциями развития должно быть нацелено на выявление потенциальных сил природы, способствование развитию позитивных и торможение нежелательных процессов. Одним из способов этого сотворчества служит ландшафтное планирование, направленное на обоснование путей оптимизации землепользования, предусматривающего избежание или хотя бы минимизацию рисков природопользования, которое может быть реализовано как конструктивное развитие моделирования организации геосистем.
В современном контексте торговли вовлечение региональных предприятий кондитерского производства в сферу туризма приобретает особую актуальность. Среди последних тенденций на рынке наблюдается рост интереса к аутентичным продуктам, которые могут продемонстрировать культурные и гастрономические особенности региона. Кондитерская продукция, обладающая уникальными рецептурами и традициями, становится привлекательной для туристов, ищущих новые вкусы и впечатления.
В статье осуществляется анализ процесса трансформации кондитерской торговли в Красноярском крае, который приобретает черты туристической отрасли. Данная трансформация инициирована внедрением современных технологий Digitalмаркетинга, обеспечивающих более эффективное взаимодействие с потребителями, а также оптимизацией каналов сбыта, что, в свою очередь, создает значительные преимущества для участников рынка. Современные цифровые инструменты позволяют кондитерским производителям не только улучшить качество обслуживания клиентов, но и значительно увеличить доступность и разнообразие продукции.
Кондитерская фабрика, таким образом, преобразует традиционную производственную роль, инициируя стратегическую трансформацию в многофункциональный туристический объект. Это позволит рационально интегрировать ее в региональный перечень ключевых достопримечательностей, расширяя портфель культурно-рекреационных активов территории Красноярского края.
Следствием этого станет мультипликативный эффект от аккумуляции туристических потоков и углубления межотраслевого взаимодействия – например, с гостиничным, транспортным, ресторанным бизнесом, а также сферой услуг. Такая синергия, безусловно, послужит мощным катализатором устойчивого социальноэкономического развития
Красноярского края. В результате край значительно повысит свою конкурентоспособность, обеспечивая привлекательность как для потребителей туристических услуг, формирующих новую статью дохода, так и для привлечения долгосрочных капиталовложений, что критически важно для динамичного роста региональной экономики.
Мотивация и дисциплина являются ключевыми факторами, определяющими успешность образовательного процесса и подготовки обучающихся. Несмотря на тесное переплетение данных понятий, они имеют различную природу и реализуют разные функции в процессе обучения в вузе. Цель статьи заключается в рассмотрении сущности мотивации и дисциплины, их различия и влияния на образовательные результаты.
В статье рассматривается сущность и роль информационной компетенции в структуре цифровой культуры студентов среднего профессионального образования (СПО). Актуальность проблемы обусловлена быстрым развитием цифровых технологий, что предъявляет новые требования к профессиональной подготовке специалистов для современной экономики и общества. Проведен анализ научных подходов к определению понятий «информационная компетенция» и «информационная компетентность», показаны отличия данных понятий и раскрыта динамика их развития в педагогической науке. Описана структура цифровой культуры студентов СПО, включающая когнитивно-смысловой, мотивационно-ценностный, коммуникативный, инструментальный, морально-этический и рефлексивный компоненты. Обосновано, что информационная компетенция не выделяется в структуре цифровой культуры как отдельный компонент, а пронизывает все компоненты цифровой культуры, проявляясь в каждом из них и выступая системообразующим звеном, интегрирующим их в целостное образование. Подчеркивается, что формирование информационной компетенции способствует развитию у студентов самостоятельности, ответственности, критического мышления, способности к адаптации и профессиональному росту в условиях цифрового общества. Сделан вывод о необходимости системного подхода к развитию цифровой культуры студентов СПО, при котором информационная компетенция становится ключевым фактором успешной образовательной и профессиональной деятельности выпускников.
Переживание собственной деструктивности приобретает все большее значение в жизненном контексте современного человека. Вопреки интенсивному росту исследовательского интереса к проблематике деструктивного поведения и деструктивности, остается не проясненным вопрос о роли целостной системы личности в реализации разрушительной активности. В статье проводится теоретико-методологической анализ соотношения и взаимосвязи понятий деструктивности и целостности личности. Традиционное для научного дискурса понимание деструктивности предполагает определение данного феномена в качестве «негативного» и отрицательного свойства «дезинтегрированной» личности, а также акцент на обусловленности деструктивного поведения психическими расстройствами и нарушениями эмоционально-волевой регуляции. В то же время феноменологический анализ переживаний собственной деструктивности позволяет обнаружить активность и вовлеченность субъекта, произвольную инициацию и реализацию разрушительных действий и поступков. Деструкция и целостность лишь на первый взгляд кажутся оппозициями, посредством которых можно описать внутреннюю конфликтность личности и амбивалентные тенденции во внутриличностной динамике. Процессуальный подход к исследованию личности позволяет рассматривать бинарные оппозиции с точки зрения принципа комплементарности, согласно которому противоположные личностные тенденции являются взаимодополняющими. В связи с этим переживание личностью собственной деструктивности включает также интегративные процессы и обусловлено не только нарушением функционирования целостной системы личности, но и её последующим восстановлением, реконструкцией и самоорганизацией. Обзор психологической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что конкретные теоретические подходы к изучению деструктивности человека основаны на имлицитных или эксплицитных представлениях авторов о личности как о целостной или дифференцированной сущности. По результатам исследования предложено описание интеграционных и дезинтеграционных аспектов переживания личностной деструктивности. Доминирующей тенденцией является поддержание целостности и устойчивости, поскольку деятельность переживания направлена на интеграцию подсистем личности с целью преодоления трудной жизненной ситуации, а также на интеграцию жизненного опыта.
Индия сегодня - это динамично развивающаяся страна с эффективной экономикой и стабильной политической системой, основанной на принципах представительной демократии и федерализма. Индийское общество представлено индуистами, мусульманами, христианами, сикхами и др. Индуисты разделены на множество каст и четыре варны. Конституция объявила дискриминацию на основе касты незаконной. Разобщенность индийского общества воздействует на общественное развитие. В основу единого федерального государственного устройства положен национально-территориальный принцип. Британские колониальные чиновники были убеждены в том, что после их ухода Индия распадется на десятки самостоятельных государств. Однако Конституция заложила основы единства страны, формирования республиканского строя и утверждения парламентской демократии. Она предусматривает сильный центр и автономные штаты, полномочия которых четко разграничены. В состав Индии вошли княжества; Джамму и Кашмир получил особый статус в соответствии со статьей 370 Конституции Индии. В 2019 г. эта статья была отменена и образованы две союзных территории - Джамму и Кашмир и Ладакх с целью большей интеграции их в состав Индии. В 1962 г. был создан Совет национальной интеграции для обсуждения проблем общинности, кастовой системы, терроризма, поликонфессиональности и языковой разобщенности. После прихода к власти БДП Совет фактически перестал существовать. Главным для индийского государства остается сохранение территориальной целостности и единства страны.
Статья посвящена почти пятилетней эпохе российского владычества в Восточной Пруссии середины XVIII в. (1758-1762). История этого эпизода в ходе Семилетней войны анализируется в контексте аналогичных режимов военной оккупации в Европе раннего Нового времени, а также в сравнении с политикой имперской интеграции остзейских провинций России. Практики режима на занятой территории определялись утилитарными целями в рамках военных усилий страны - сбор контрибуций, обеспечение логистики и тыловой базы действующей армии. Одновременно требовалось добиться и сохранить лояльность местного населения, что в итоге удалось. Наряду со свидетельствами личного происхождения с прусской стороны, в статье использованы неопубликованные документы Российского архива древних актов, Отдела рукописей Российской национальной библиотеки и Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, которые позволяют воссоздать с разных перспектив картину «русской эпохи» в Кенигсберге и провинции. Охарактеризованы становление и структура российской имперской администрации. На более общем уровне выявляются долгосрочные стратегии интеграции, характерные в целом для северо-западной периферии Российской империи. «Русская эпоха» Восточной Пруссии изображается не случайным эпизодом неудачной войны, а примером осуществления таких стратегий. Представленный материал демонстрирует переход от военной оккупации к режиму владения, применение модели осуществления общеимперского принципа непрямого господства на основе договора с местными корпорациями, роль в реализации этого сценария, которую играли имперский центр, армейские власти и остзейские элиты, выступавшие в качестве посредников и проводников политики Петербурга.
Новые регионы Российской Федерации (Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская и Запорожская области) обладают значимым социально-экономическим потенциалом. Суммарная площадь этих территорий достигает 110 тыс. км2, а численность населения составляет примерно 8 млн чел. На данный момент продолжение на их территории специальной военной операции и только начавшийся процесс интеграции в российскую экономику не позволяет точно оценить состояние их социально-экономического развития, однако доступные статистические данные делают возможным оценку их потенциала. Целью данного исследования является анализ социально-экономических показателей новых регионов Российской Федерации с целью оценки возможностей их развития. Поскольку интеграция регионов в единое статистическое пространство нашей страны началось только в 2023 г., социальные и экономические показатели развития оценивались по данным Государственной службы статистики Украины по состоянию на начало 2022 г. Анализ статистических данных показал достаточно высокий уровень экономической активности в Донецкой Народной Республике и Запорожской области, что обусловлено развитым на их территории промышленным производством. В целом динамика социально-экономических показателей продемонстрировала значимое отставание по уровню развития регионов в составе государства Украина от среднероссийских показателей, что является следствием неэффективной политики правительства. Новые регионы РФ имеют значительный экономический потенциал и трудоспособное население, которое стремится работать и развивать свои навыки. Для их восстановления и развития принята Программа развития новых регионов РФ, которая уже сегодня демонстрирует свои результаты.
Цвет является одним из ключевых элементов визуального искусства, играя важную роль в передаче эмоций и создании художественных образов. Предметом исследования: Современные подходы к развитию цветовосприятия в профессиональном художественном образовании, включая интеграцию цифровых технологий и совершенствование методик обучения. Актуальность исследования обусловлена необходимостью интеграции новых технологий, таких как виртуальная реальность и цифровые платформы, а также разработки объективных критериев оценки. Цель статьи - проанализировать современное состояние преподавания цветовосприятия в художественном образовании и предложить пути его совершенствования. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические и практические аспекты обучения цвету, выявить проблемы в оценке и обратной связи, разработать рекомендации по внедрению цифровых технологий и обновлению учебных программ, предложить меры по улучшению подготовки преподавателей. Методология исследования: Использован комплексный подход, включающий теоретический анализ научной литературы по проблеме цветовосприятия, сравнительное исследование традиционных и современных методов обучения, анализ практического опыта внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено изучению опыта китайских учебных заведений в данной области. Новизна исследования, выводы: В данной статье дан системный анализ современного состояния и существующих проблем в сфере развития цветовосприятия в профессиональном художественном образовании, а также показана важная роль цвета как интуитивного и выразительного визуального языка в творчестве и преподавании искусства. Впервые выполнен комплексный анализ современных методов обучения цветовосприятию с учетом цифровых инноваций. Разработаны практические рекомендации по модернизации учебных программ, внедрению цифровых технологий и совершенствованию системы оценки для китайских художественных учебных заведений. Показана эффективность сочетания традиционной теории цвета с современными концепциями дизайна и применением цифровых платформ. Полученные результаты могут быть использованы в художественных школах и вузах различных стран для повышения качества подготовки специалистов в области визуальных искусств.
Статья посвящена зарубежному опыту деятельности интеграционных объединений в кризисных условиях. Автор анализирует опыт Европейского союза, МЕРКОСУР и АСЕАН (Европейский союз сталкивался с финансовым кризисом, страны - участницы МЕРКОСУР различным образом реагировали на коронакризис, АСЕАН принимала решительные меры при возникновении военного кризиса в одном из государств - участников организации). Мерами реагирования на кризисные ситуации могут служить увеличение товарооборота и выстраивание новых институциональных механизмов сотрудничества, в то же время государства могут проявлять раскоординированные действия в связи с политическими противоречиями между основными участниками.
В свете современных технологических и образовательных тенденций, где активное участие и мотивация обучающихся играют ключевую роль, геймификация и игрофикация выделяются как инновационные методы, направленные на стимулирование учебного процесса и повышение его эффективности. Предметом исследования являются игровые техники и практики, применяемые в образовательном процессе. Целью исследования является выявление значимости и роли геймификации и игрофикации в образовании. В статье представлен комплексный обзор концепций геймификации и игрофикации применяемых в образовательном процессе; приводятся определения понятий с установкой их отличительных черт; дается исторический обзор развития данных методик с практическими аспектами применения игровых механик в образовательных контекстах; разрабатываются рекомендации для интеграции игровых методик в образовательный процесс с целью повышения мотивации учащихся и общей эффективности обучения. Для выявления эффективности данных геймификации и игрофикации проводится экспериментальное исследование на запоминание английских слов уровня С1, позволяющее в количественном виде показать их результативность и эффективность. В работе выделяются основные игровые механики, такие как «достижения», «награда за компетентность», «большая идея» и «планирование»; определяется их роль в достижении различных образовательных целей. Особым вкладом авторов исследования является систематизация и выявление основных правил внедрения игрофикации в образовательный процесс, таких как: образовательная ценность, интеграция в образовательную программу, структурированность, баланс между образовательной и развлекательной функциями игры, интерес, командная работа, индивидуальный подход, оценка результатов. В заключении подчеркивается значимость интеграции игровых механик в образовательный процесс, которые не только способствуют эффективному усвоению знаний, повышению мотивации, вовлеченности и заинтересованности обучающихся, но и делают процесс обучения более разнообразным и увлекательным, стимулируя творческое мышление, развитие профессиональных умений и навыков, а также обеспечивая активное взаимодействие обучающихся и преподавателей в образовательной среде.
В статье отмечается, что в современном Китае на волне модернизации системы профессионального образования меняются подходы к подготовке художественных кадров. Дана оценка того, как в ходе обучения отражается процесс интеграции международного опыта, который в синтезе с национальными традициями превращается в инновации. В статье описаны варианты организации образовательного процесса в китайских колледжах (Школа искусств Шэньчжэня) и вузах (Школа архитектуры и экологического искусства Института изящных искусств в провинции Сычуань), которые создают инновационные модели формирования необходимых компетенций для будущих специалистов с учетом передовых достижений мировой педагогики и искусства, собственного опыта. Сделано обращение к разным вариантам и формам реализации в Китае такого явления, как «интеграция». Теоретико-методологическую основу составили труды, изучающие феномен интеграции в образовании. Учтен теоретико-методический комплекс системы многоуровневой подготовки художника: методологические принципы художественного образования; модель системы многоуровневой подготовки художника; нормативно-методическая база и программное обеспечение учебного процесса. Научно-теоретические методы включали анализ проблемы, изучение литературы по теме, программных документов, выставочного материала. Объект исследования - высшее и среднее художественное образование Китая в начале XXI века. Предмет - теоретическое осмысление и практическое применение «интеграции» как методологического принципа построения многоуровневой подготовки художника в китайских вузах и колледжах, основанной на идее синтеза преемственности, традиций, современных тенденций и инноваций. Цель связана с определением вариантов применения концепции «профессиональной и инновационной интеграции» в художественно-творческой подготовке будущих специалистов в системе среднего и высшего профессионального художественного образования современного Китая. Поставленные задачи включили изучение различных аспектов понятия «профессиональной и инновационной интеграции» через призму художественно-творческой подготовки; характеристику сложившихся в различных учебных заведениях Китая на разных уровнях подходы к интеграции и ее интерпретации.