Предметом исследования являются теоретические, методические и практические проблемы оценки потенциала развития туристской индустрии в экономике регионов России. Цель работы – обоснование научно-методических положений оценивания и последующей реализации потенциала развития отрасли туризма в экономике российских регионов. Основной задачей выступает совершенствование методики оценки потенциала развития туристической деятельности на уровне региональных экономик. Методология работы включает метод логического обобщения и научного синтеза, эконометрический метод, математический метод стохастических дифференциальных уравнений. Особенностью авторского подхода является прикладная аспектизация перечисленных методов, позволяющая выявлять экономические факторы развития туристского сектора в пределах регионов. Методика содержит элемент научной новизны в виде дифференциально-стохастической модели анализа экономических факторов развития туристической деятельности, служащей построению прогнозов значений региональных финансово-хозяйственных параметров. Полученные результаты позволяют выработать практические рекомендации профильным хозяйствующим субъектам и государственным органам управления по реализации имеющегося потенциала развития экономики туризма в регионах России, в том числе ее новых территорий.
В статье рассматриваются особенности формирования организаторской компетентности будущих педагогов в системе вузовского студенческого самоуправления. В работе представлена авторская модель развития организаторской компетентности будущего педагога в системе вузовского студенческого самоуправления, описаны ее ключевые компоненты и их содержание. Также в статье рассматриваются подходы к пониманию сущности студенческого самоуправления, описана его структура, принципы организации и существующие модели его построения, в рамках которых могут быть созданы организационно-педагогические условия для развития организаторской компетентности.
В статье охарактеризованы некоторые особенности общества потребления как «научной» метафоры, означающей совокупность общественно-экономических отношений, организованных на базе феномена личного потребления в контексте глобализации товарноденежной сферы. Общество потребления основывается на стабильном, устойчивом стремлении к постоянному росту массового потребления материальных и иных благ и формировании специфической системы ценностей (консьюмеризм как уклад общества), психологических установок и поведенческих реакций на основе феномена личного потребления. Численность людей, разделяющих так называемые «ценности общества потребления» постоянно растет. Отмечено, что процесс «сглаживания» отрицательных характеристик и последствий общества потребления имеет большое значение не только в применении к языку, искусству или коммуникации, но и в применении к Человеку как важнейшей ценности
Авторы рассматривают модель и критерии, методы управления качеством реализации дополнительных профессиональных программ на основе системного и ситуативного подходов. Представлена структура и содержание единичного системного акта педагогической деятельности (педагогическая ситуация). Рассматриваются процедуры управления качеством реализации авторских учебных курсов в области дополнительного профессионального образования. Определены основные направления повышения качества и эффективности процесса личностного и профессионального развития обучающихся.
Цифровая трансформация институциональной среды, курс на эффективное государственное планирование, процессы неоиндустриализации и импортозамещения, изменчивость потребительского поведения, усиление конкуренции в новых геополитических реалиях формируют контекст функционирования современных производственных систем, что обуславливает необходимость модификации подходов к измерению их эффективности. Статья посвящена моделированию мультипликативных эффектов в сложных производственных системах. Методологической основой исследования послужила концепция эффективности производственных систем. Методы включали системный, сравнительный и регрессионный анализ. Информационную базу составили экономические и экологические показатели крупнейших российских металлургических компаний, взятые из информационного ресурса СПАРК и Рейтингового агентства AK&M за 2019–2022 гг. Обосновано, что мультипликативность сложных производственных систем представляет собой поле многочисленных эффектов от технологической, социальной, экологической, цифровой и экономической деятельности, которые влияют на научно-технологическое развитие бизнеса. Разработаны регрессионные модели взаимодействия экологической и экономической эффективностей, которые подтвердили наличие взаимодополняющих эффектов. Получена имитационная модель, отражающая взаимосвязь прямых и перекрестных эффектов от технологической, социальной, экологической, цифровой и экономической деятельности предприятия. Результаты исследования могут использоваться специалистами при формировании стратегий развития сложных производственных систем
Макроэкономическая концепция человеческой глупости, предложенная Карло Чиполлой в 1976 г., позволяет рассматривать влияние группы лиц с деструктивным поведением на траекторию экономического роста. Статья посвящена построению макроэкономической теории деструктивности на основе формализации участия двух социальных групп – «глупцов» и «умников» – в национальной экономике. Методология исследования состоит в распространении теории производственных функций на гетерогенное население страны, которое распадается на две качественно неоднородные по своим поведенческим свойствам социальные группы. Метод включал динамизацию производственной функции с учетом структуры населения для получения дифференциального уравнения экономического роста, которое позволяет определить свойства моделируемой системы. Полученное уравнение установило критические доли группы «глупцов» для локального и глобального режимов развития. В первом случае нарушается рост душевого ВВП, а во втором – рост объема ВВП. Аналитическое исследование режимов построенной модели выявило свойство минимальной разумности общества, согласно которому для поддержания режима макроэкономической эффективности умные люди должны обеспечить себе минимальное влияние в системе управления и производства. Построенная модель может иметь три эквивалентные трактовки – макроэкономики глупости, ошибок и вреда. В первом случае рассматриваются два типа экономических агентов с рациональным и иррациональным поведением, во втором – успешно или неудачно решаемые задачи, в третьем – совместное действие населения, ведущее созидательную деятельность по увеличению ВВП, и когорты «диверсантов», занятых контрпродуктивной работой по нарушению общественного порядка и нанесению национальной экономике ущерба. Расширение интерпретаций исходной модели позволяет перейти к обобщенной трактовке в терминах макроэкономики деструктивности
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью прогнозирования долговечности бетонных конструкций с учетом их сложного многоступенчатого характера разрушения. Цель исследования – получение критериев разрушения, позволяющих проанализировать процесс трещинообразования на различных масштабных уровнях.
Материалы и методы. Для изучения данной проблемы использовались бетонные призмы и установка WilleGeotechnik (модель 13-PD/401). Полученные данные проанализированы с учетом методов фрактального анализа.
Результаты исследования. В ходе исследования проведен анализ моделей разрушения сжатых бетонных элементов. Доказано, что разрушение бетона – сложный многоступенчатый процесс, имеющий иерархию структур и включающий несколько механизмов разрушения. Выявлены закономерности накопления и расхода энергии, затрачиваемой на разрушение структурных элементов в процессе образования магистральной трещины.
Обсуждение и заключение. Предложенные критерии разрушения позволят определить, как протекает механизм разрушения на различных масштабных уровнях и каким образом происходит смена накопления и расхода энергии. Данные результаты будут полезны для исследователей механики разрушения бетона, так как позволят более точно определять процесс микротрещинообразования, что позволит повысить надежность конструкций из бетона.
В статье проводится компьютерное моделирование погодных условий на основе данных атмосферного давления с привлечением теории нечетких множеств. В среде компьютерной математики Maple2021 с привлечением библиотеки линейной алгебры LinearAlgebra был реализован алгоритм расчета детерминированных и интегральных индексов ранжирования для нечетких множеств, которые характеризуют погодные условия. Исследования показали, что при умеренном атмосферном давлении на следующий день наблюдается более солнечная погода по сравнению с ситуацией, когда давление крайне низкое. На конкретных примерах было показано, что интегральные индексы ранжирования обеспечивают более точные результаты, чем детерминированные индексы ранжирования.
В рамках развития методического инструментария формирования моделей взаимозависимости показателей качества жизни населения региона от других факторов экономического роста, в статье предлагается трехмерная модель зависимости качества жизни населения от уровней социально- экономического и инновационного развития региона РФ, а также последовательность ее построения на примере Приволжского федерального округа. Такой подход к анализу позволит объективно оценивать различные регионы и на основе результатов разработать альтернативные варианты стратегических управленческих решений по разработке программ повышения уровня качества жизни населения региональными органами власти. Также авторы на конкретных примерах малого и среднего бизнеса раскрывают возможности методов и подходов инновационного менеджмента (инжиниринг инноваций, реинжиниринг, бенчмаркинг, бренд- менеджмент) для активизации инновационной активности предпринимательской деятельности в регионах.
Изучение взаимосвязи между изменениями белка и качеством яиц в процессе хранения имеет огромное значение в товарной экспертизе (оценка свежести яиц) и пищевых технологиях (повышение стабильности белковых продуктов при их обработке). Цель исследования - прогнозирование эквивалентного возраста пищевых куриных яиц по содержанию s-овальбумина белка. Объектом исследования стали яйца кур кросса «Хайсекс Браун». Яйца хранились в лабораторных условиях при температуре воздуха 22±1°С и относительной влажности 60-65% в течение 1, 5, 10, 15, 20 и 30 сут. Свежесть яиц оценивали по индексу желтка, рН белка и в единицах Хау. Содержание s-овальбумина определяли колориметрическим методом с биуретовым реактивом на спектрофотометре при длине волны 540 нм. В зависимости от весовой категории яиц выявлены широкие вариации по индексу желтка (CVср.=5,24%), рН белка (CVср.=1,04%) и единицам Хау (CVср.=1,55%). Изменчивость содержания sовальбумина 0,28%. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о весьма высокой взаимосвязи (r˃0.9) между сроком хранения и содержанием s-овальбумина, индексом желтка и единицами Хау, высокой корреляции (r˃0,8) между сроком хранения и рН белка. Содержание s-овальбумина имело весьма высокую отрицательную корреляцию с единицами Хау и положительную - с pH белка. Взаимосвязь между изученными показателями и массой яиц разных весовых категорий умеренная положительная для s-овальбумина и рН белка и отрицательная для индекса желтка и единиц Хау. Полученные данные легли в основу модели прогнозирования эквивалентного возраста яиц, хранившихся при температуре 22 оС, на основе использования концентрации s-овальбумина в качестве независимой переменной. Модель характеризуется высокой надежностью (R2 =0,963). Результаты исследования свидетельствуют о возможности прогнозирования конформационных изменений белка и изучения влияния деградации белка на процессы пенообразования и порчи яиц при хранении.
Предложена модель процесса тестирования в нотации раскрашенных сетей Петри. Перед началом моделирования исследованы информационные потоки процесса освоения студентами кафедры прикладных информационных технологий ИОН РАНХиГС дисциплины «Информатика» в нотации IDEF3. В процессе построения модели решалась следующая задача: пусть дана сеть Петри, состоящая из множества позиций P = {p1, p2,…, pn } и множества переходов T = {t 1, t 2,…, t m }.
Вопрос формирования ценностных ориентаций выпускников образовательных учреждений с каждым годом приобретает все большую актуальность. Деятельность медицинского работника направлена на спасение человеческих жизней, сохранение и укрепление здоровья граждан, предотвращение распространения и профилактику различных заболеваний. В связи с этим к выпускникам медицинских колледжей предъявляются высокие требования: одним из требований ФГОС по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» к результатам освоения программы является овладение общей компетенцией 6 – «проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений…» [1, с. 6]. Дисциплина «Иностранный язык» обладает широким спектром возможностей реализации аксиологического подхода при обучении студентов медицинского профиля, которые в настоящее время недостаточно исследованы и разработаны. Вышеуказанное противоречие легло в основу исследования и послужило мотивом к созданию соответствующей модели обучения. Данная статья посвящена описанию аксиологически направленной модели обучения иностранному языку будущих медицинских работников на уровне среднего профессионального образования. Модель включает в себя следующие блоки: целевой, теоретический, технологический и оценочно-результативный. Предлагаемая модель рассматривается как теоретический и технологический фундамент процесса формирования аксиосферы будущих медицинских работников на занятиях по иностранному языку. Описываемая модель реализуется на основании следующих подходов: аксиологического, коммуникативно-когнитивного, проблемно-деятельностного и предполагает соблюдение следующих принципов: принципа национальной идентичности, принципа социокультурной направленности, принципа гуманистической направленности. В исследовании определены организационно-дидактические условия реализации модели, такие как применение комплекса аксиологически направленных заданий, развитие критического мышления обучающихся, интеграция дисциплины «Иностранный язык» с дисциплинами медицинской направленности