ГАЗЕТА «ВЕЧЕРНЯЯ КАЗАНЬ» КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА В НАЧАЛЕ 1990-Х ГОДОВ (2025)

В статье впервые рассматривается общественно-политическая городская газета «Вечерняя Казань» как значимый и содержательный источник по истории трансформации пространства постсоветской Казани в начале 1990-х годов. На основе материалов газеты «Вечерняя Казань» начала 1990-х годов выявлены ключевые направления преобразований городского ландшафта и развития городской среды Казани. Проведенный анализ газетных публикаций показывает формирование нового городского полиэтнического и многоконфессионального пространства постсоветского города. Актуальным остается выявление основных факторов трансформации городского пространства и взаимодействия различных городских систем Казани в контексте социально-политического переворота в России конца XX века. Статья раскрывает роль газеты «Вечерняя Казань» в актуализации преобразовательных процессов посредством интерактивных публикаций среди широкой читательской аудитории, ее активной позиции в области организации читателей для непосредственного участия в благоустройстве городской среды. «Вечерняя Казань» уделяла большое внимание общественным инициативам, что позволяет составить характеристику исторического контекста исследуемой эпохи, быта и досуга, поведенческих практик горожан и социокультурного пространства города изучаемого периода, а также выявить реакцию общественного мнения на создание нового образа постсоветского города.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
Автор(ы): Афанасьева Татьяна Валерьевна
Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОДХОДОВ К ИСТОРИИ В ФИЛОСОФИИ П. РИКЁРА: ТЕКСТУАЛЬНЫЙ, НАРРАТИВНЫЙ, ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ И ПУБЛИЧНЫЙ (2024)

В философии истории доминирует нарративистская парадигма, однако она нуждается в дополнениях и корректировке. Эту парадигму изменяет Поль Рикёр, выделяя не только нарративный, но также текстуальный, эпистемологический и публичный подходы к истории. С помощью метода философской реконструкции и герменевтической интерпретации в статье проанализирована взаимосвязь указанных подходов. Выявлено включение текстуального подхода в нарративное представление Рикёра об истории. Определены нарративно-текстуальные основания эпистемологического (историографического) подхода Рикёра к истории. В частности, установлено тождество между методом исторической интерпретации и диалектикой объяснения и понимания текста. Рассмотрен публичный подход к истории в виде концепции об отражении живой памяти в нарративах участников событий. В статье доказано, что в философии Рикёра нарративное определение истории усложняется текстуальным определением и является основой эпистемологического и публичного подходов к истории. Результаты исследования могут использоваться для изучения и критики как философии Рикёра, так и нарративной теории истории в целом. Помимо этого, установленная взаимосвязь подходов может стать методологической базой для философского анализа истории, а также применяться и дополняться представителями исторических и философских наук.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): СИДОРОВА МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА
Сохранить в закладках
БЫЛ ЛИ ФЕОДАЛИЗМ В ШВЕЦИИ? (2020)

Являлась ли Швеция феодальной страной? Специалисты, признающие наличие феодальных отношений в средневековой Швеции, основываются на различных концепциях феодального общества. Некоторые историки в качестве ключевого элемента феодализма рассматривают вассально-ленные связи, другие подчеркивают роль местных форм феодальной ренты, третьи акцентируют значимость делегирования судебных полномочий короны, четвертые – важность средневековых горизонтальных связей. При всех различиях подходы и точки зрения дополняют друг друга. Представляется уместным рассматривать средневековый шведский социум как локальный вариант феодального общества, принимая во внимание, в частности, такие важные черты, как вассально-ленные отношения, присутствие вотчин, наличие крестьянской ренты и роль замков как военных, фискальных и административных центров

Издание: СРЕДНИЕ ВЕКА
Выпуск: Т. 81 № 1 (2020)
Автор(ы): ЩЕГЛОВ АНДРЕЙ ДЖОЛИНАРДОВИЧ
Сохранить в закладках
ЧЕЛОВЕК КАК ПРОВОДНИК БОЖЕСТВЕННОЙ ИДЕИ ВСЕЕДИНСТВА В ПРИРОДНЫЙ МИР (2024)

В статье рассматривается вопрос о смысле бытия как процесса восстановления всеединства мира и роли человека в этом процессе. Миссия человека, по мысли русских религиозных философов «серебряного века», заключается в организации жизни таким образом, чтобы обеспечить собирание мира в единую, цельную социальную систему. Именно человек является проводником идеи всеединства в природном мире. Такое духовное преобразование мира под руководством человека должно достигаться в результате органического субъектно-объективного или духовно-материального единения всего миропорядка. В статье рассмотрен закон всеединства как единство всего сущего, особая модель построения мира. Всеединство есть принцип тождества двух миров (божественного и природного). Воплощение Божества в человечество входит в общий план мироздания. Цивилизационный процесс направлен на достижение всеединства. Показаны этапы исторического развития. Исторический процесс рассматривается как процесс теогонический. Для восстановления внутреннего единства человек должен пройти все этапы религиозного развития, которые представляют три эпохи теогонического процесса, соответствующие трем эпохам мирового процесса. Иерархическая структура человека отражает все ступени космического бытия. Человек представляет микрокосмос, связанный с макрокосмосом. Трансцендентное средоточение человеческого бытия есть Бог, таким образом, человек творит историю, реализуя замысел Бога. Методом достижения всеединства во всех сферах деятельности человек является устремленность к достижению высшего нравственного состояния человека и общества.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): ПЕРЕХОД СТАНИСЛАВ ОЛЕГОВИЧ
Сохранить в закладках
ИСТОРИЯ ФАКУЛЬТЕТА КАК ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА (2024)

В статье рассматривается проблема истории развития факультета в аспекте воспитательного воздействия на обучающихся с целью формирования у них образовательных результатов. Актуальность исследования обусловлена значимостью исторического прошлого вуза и факультета как его основного подразделения для воспитания у студентов базовых национальных ценностей, а также для выбора абитуриентами конкретной образовательной организации. Материалом для исследования послужила систематизированная авторами история факультета педагогики и методики начального образования Борисоглебского государственного педагогического института, ныне - Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Пятибратова Ираида Ивановна, Алексеева Галина Юрьевна
Сохранить в закладках
ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ АРХИВОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ОБ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОМ НАСЛЕДИИ ГОРОДА ГЯНДЖИ (2025)

Целью данного исследования является анализ отдельных архивных материалов, имеющих большое значение в изучении исторического прошлого, а также богатого архитектурного наследия Азербайджана. Разные архивы Российской империи содержат довольно значимые сведения об истории этой страны. Один из таких - Российский государственный военно- исторический архив (РГВИА). Его документы являются важными историческими источниками в изучении материальной культуры и архитектурного прошлого Азербайджана периода Гянджинского ханства. Они были привлечены к исследованию историко-культурного наследия, в том числе строительной отрасли, города Гянджи в качестве довольно значимых ресурсов. В архиве сохранились сведения о крепостных стенах, дворцах, караван-сараях, банях, домах, мостах и других постройках азербайджанских городов; имеется множество документов об истории Гянджинского ханства. Официальные военные документы бывшей Российской империи содержат подробные исторические сведения об экономике, культуре, демографии и политической истории Гянджинского ханства и города Гянджи. Материалы фондов Российского государственного военно-исторического архива вместе с другими источниками того периода позволяют уточнить многие аспекты истории культурного наследия Гянджинского ханства и этого древнего города. Кроме того, отдельные письменные документы, в том числе карты, изображения разных архитектурных памятников исследуемого исторического периода содержат в себе уникальные сведения, способствующие более углубленному изучению культурной жизни, экономического состояния и архитектурно-строительного наследия города и Гянджинского ханства в целом. Благодаря вышеуказанным документам исследование приобрело прикладное значение с выявлением малоизвестных до сих пор исторических фактов.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ
Выпуск: № 2 (69) (2025)
Автор(ы): Гасанов Эльнур Лятиф оглы
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О ПРИНЯТИИ ПОПРАВОК К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (2025)

В данной статье проводится исследование поправок к федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», принятых Государственной думой 6 декабря 2023 г. Поправки к данному закону были приняты в связи с развитием технологий, ростом конфликтных ситуаций между педагогами и учащимися, ростом конфликтных ситуаций между учащимися, требованиями к трудовому воспитанию учащихся, воспитанию патриотизма в молодежной среде, обеспечению большего доступа к образовательным услугам для учащихся с ОВЗ. 29 февраля 2024 г. законопроект о единых подходах к образованию детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов был принят в 1-м чтении. 27 февраля 2024 г. было решено размещать флаг РФ во всех образовательных учреждениях.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 1 (2025)
Автор(ы): Гуляев Андрей Анатольевич
Сохранить в закладках
Юбилей гения историко-правовой науки — Игоря Андреевича Исаева! (2025)

В статье анализируется творческий путь Игоря Андреевича Исаева — авторитетного ученого в области истории государства и права, философии права, теории государства и права. Предпринята попытка проследить этапы становления И. А. Исаева как исследователя, формирование и трансформацию его научных интересов, проанализированы основные идеи и выводы, которыми руководствовался юбиляр. Предложен анализ его основных трудов с указанием ключевых мыслей, повлиявших на формирование соответствующих сфер научного познания. Отмечены его идеи, ставшие основой для многих современных теорий и научных школ. Несмотря на то что И. А. Исаев прошел непростой преподавательский и профессиональный путь, его творческий пытливый ум всегда занимали сложные и важные вопросы — в области как теории права, так и теории государства, истории права и философии. Наибольший научный интерес вызывали проблемы, связанные с взаимодействием власти и государства. Вклад И. А. Исаева в науку и ее развитие неоценим, и как один из способов отдать дань уважения творчеству великого мастера подготовлена настоящая работа.

Издание: LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)
Выпуск: Том 78, № 6 (2025)
Автор(ы): Лукашевич Дмитрий Александрович
Сохранить в закладках
ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2025)

Статья посвящена анализу особенностей преподавания истории в системе среднего профессионального образования (СПО). Авторами подчёркивается значимость дисциплины «История» в формировании у студентов понимания роли исторической науки и знания истории в обществе. Актуальность исследования обусловлена тем, что система исторического образования в России должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности. В статье рассматриваются цели и задачи обучения истории на уровне СПО, а также специфика перехода от школьной системы к профессиональному образованию. Особое внимание уделено сравнению занятий по истории в системе СПО (лекции и практические занятия) и уроков истории в средней общеобразовательной школе, выявлены как общие черты, так и отличия в методологическом и содержательном аспектах, особенно в отношении объема материала и степени самостоятельности студентов. В проведенном исследовании показано, что преподавание истории в образовательных учреждениях СПО выполняет важную адаптационную функцию, подготавливая студентов к дальнейшему обучению в высшей школе.

Издание: ПРОФЕССИОНАЛ: НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ОПЫТ
Выпуск: № 1 (1) (2025)
Автор(ы): КЕРИМОВ К.А., РЯПОЛОВ В.В.
Сохранить в закладках
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОГО НОРМОКОНТРОЛЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ (2023)

Статья посвящена исследованию исторических этапов развития судебного нормоконтроля по административным делам. Отмечается, что применение положений КАС РФ о судебном контроле в сфере нормотворчества по административным делам обеспечивает законность в деятельности органов публичной власти.

Издание: ЖУРНАЛ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Выпуск: № 2 (2023)
Автор(ы): ФЕДЯЕВА Л.И.
Сохранить в закладках
ОТ ПИРАМИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ - К ПИРАМИДЕ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ (2024)

Введение. Иерархия потребностей А. Маслоу (известная как Пирамида Маслоу) стала предметом анализа многих исследований (Н. Р. Букейханов, С. И. Гвоздкова, А. П. Никишечкин, З К. Анаева, С. И. Хайдаева), не потеряв актуальность до сих пор. Она выражает утвердившуюся в современном обществе (основанном на западной системе ценностей) иерархию, выражающую приоритеты индивидуализма, гедонизма, потребительства. Отечественная культура, основывающаяся на христианстве (как базовой религиозно-этической системе), исходит из противоположных приоритетов соборности, солидарности, жертвенности. Последние находят выражение, в частности, в этике долженствования (имеющей ключевое значение для соборной русской культуры), выступающей оппозицией которой этике индивидуализма. Актуализация и отстаивание данных этических парадигм является одним из аспектов «диалога культур », что и предстаёт предметом настоящего исследования.

Цель. Построение иерархии (Пирамиды) долженствования, противоположной Пирамиде потребностей, а в некоторых параметрах, связанных с ней, является целью настоящего исследования.

Методы. Для выявления основных аспектов формирования ценностных иерархий используется историко-генетический метод исследования. Для построения Пирамиды долженствования используется метод социокультурной рефлексии. С целью соотнесения Пирамиды потребностей и Пирамиды долженствования используется сравнительно-исторический метод исследования. В качестве основной системы ценностных координат используется христианская этика (базовая для отечественной культуры). Методологическим основанием явились работы русских религиозных философов (В. С. Соловьёва, Н. Ф. Фёдорова, Н. А. Бердяева). Материалом для исследования послужили произведения литературы и искусства. Научная новизна исследования. Статья не ограничивается критическим анализом Пирамиды потребностей, а, исходя из неё и, в связи с ней, предлагает альтернативную иерархию ценностей, выстроенную (исходя из приоритетов отечественной христианско-философской традиции) в Пирамиду долженствования.

Результаты. Пирамида Маслоу нацелена на стремление к тому, что «равно» мне (на поиски и реализацию своей идентичности) как высшей и последней цели. Пирамида долженствования исходит из данного устремления, идентифицируя его как выполнение долга перед самим собой (своим предназначением, судьбой, божьим замыслом), но не останавливается на нём, считая его исходным и «сквозным». Оно вписано во все другие предназначения человека, раскрываясь, развиваясь («взрастая ») через их осуществление. Пирамида долженствования нацелена на стремление к тому, что «больше» меня, что выходит за границы моего я, не позволяя ему превратиться в эгоцентризм, эготеизм. Это - выполнение долга (исходящее из чувства ответственности) перед близкими и дальними людьми. Вместе с первой ступенью, последние образуют «круги» моей ответственности в собственно человеческом мире (всё более выходящим за границы моего я). Следующим кругом является мой долг перед земной родиной, то есть перед природно- сверхприродным бытием, в котором рождается и актуализируется собственно человеческое настоящее бытие. Сюда входит ответственность перед природой и историей (прошлым, предками, традициями, сложившейся национальной культурой). Высшей ступенью является долг перед небесной родиной, перед Богом. Долг перед Богом исполняется через выполнение своего божественного предназначения (связь исходной и высшей ступени), через выполнение долга перед близкими и дальними людьми, перед своей земной родиной (всё это выражено в соответствующих христианских заповедях); через богосотворчество. Тем самым все ступени Пирамиды долженствования образуют взаимосвязанное, иерархически выстроенное целое, восходя по которым, человек становится «больше», чем он есть, становясь в богочеловека.

Издание: СОЦИУМ И ВЛАСТЬ
Выпуск: № 4 (102) (2024)
Автор(ы): Казаков Евгений Фёдорович
Сохранить в закладках
НОВЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ХАНСКОЙ СТОЛИЦЫ ГОРОДА КАСИМОВА (2025)

В статье представлены результаты археологических исследований 2008-2024 гг. культурных слоев средневекового Касимова. Выделены этапы археологического изучения. Прослежена динамика развития средневекового города, этапы освоения территорий, преемственность развития средневековых поселений от домонгольского Касимовского археологического комплекса (IX-XIII вв.) к Городцу Мещерскому в районе, известном как Старый Посад (XIII - первая половина XV в.), на территории которого с второй половины XV в. формируется ханская столица. К середине XVI в. политический центр ханства переносится на территорию, известной сейчас как Татарская слобода (Хан-Керман). Установлено, что культурный слой в районе Татарской слободы города Касимова начал формироваться не ранее конца первой половины XVI в. Обобщены результаты исследований Ханской мечети и мавзолея хана Шах Али. Анализ картографического материала и данные полевых исследований позволил локализовать предполагаемое место расположения ханского дворца. Установлены границы культурного слоя исторических районов средневекового города: Старопосадское кладбище, городище Старое Мещерское, резиденция баскака Мусина. Представлены результаты исследований мавзолея Афган Мухаммед султана на Старопосадском татарском кладбище и выявленного рядом остатками мавзолея хана Арслана.

Издание: ПОВОЛЖСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (51) (2025)
Автор(ы): Ахметгалин Фарид Альбертович, Ситдиков Айрат Габитович
Сохранить в закладках