Санкции, введенные против России европейскими странами и Соединенными Штатами Америки, внесли коррективы в процесс импортозамещения и пространственного развития сельского хозяйства. В сложившейся ситуации под воздействием как внутренних, так и внешних факторов, проблема с рациональным размещением производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осложнилась. Необходимыми условиями обеспечения населения продовольствием являются рациональное использование биоклиматического потенциала, соответствующего эффективному производству продукции сельского хозяйства, создание специализированных зон в ареалах и регионах с наиболее благоприятными природными условиями. Цель исследования - разработка предложений по пространственному развитию отраслей сельского хозяйства России и созданию специализированных зон по производству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Методы исследования опираются на использование программно-целевого метода, предусматривающего формирование приоритетных направлений по пространственному развитию сельского хозяйства. Наличие больших различий в организации производства и особенно его подотраслей делает невозможным формирование подходов к их пространственной организации. Особого внимания требуют регионы с благоприятными природно-экономическими условиями и с небольшой численностью населения, где необходимо ведение интенсивного сельского хозяйства с высоким показателем конкурентоспособности, территории, относящиеся к приоритетным и геостратегическим, а также слабозаселенные. К ним относятся Нечерноземная зона, районы Крайнего Севера, республики Северного Кавказа. При этом с усилением дифференциации регионов по уровню производства отдельных видов продукции сельского хозяйства важную роль должно играть государство. В России особенностью пространственной организации развития сельского хозяйства является большое разнообразие территориальных, природно-климатических, социальных и экономических различий. Поэтому региональный аспект ведения не только отрасли, но и всех ее подотраслей, имеет одно из важных значений. Пространственное развитие в силу сложившихся современных условий связано с изменением производственной направленности предприятий, административных районов и регионов, нуждающихся в поступлении инвестиций и требующих определенного времени для осуществления данного процесса.
В статье доказывается важность реализации ЕSG-повестки на региональном уровне, поскольку продвижение ЕSG-принципов является условием устойчивого и сбалансированного развития региона в экологическом, социальном и управленческом аспектах, фактором повышения инвестиционной привлекательности региона. Подтверждена необходимость оценки ЕSG- трансформации регионов России на основе рейтингов устойчивого развития для определения степени их вовлеченности в ЕSG- повестку, выявления проблем в экологической, социальной и управленческой сферах, разработки путей их решения в целях повышения привлекательности регионов для населения, бизнеса и инвесторов. На примере Саратовской области на основе данных различных российских рейтингов проведен анализ степени реализации ЕSG-повестки в регионе, уровня его инвестиционной привлекательности. В результате анализа определены перспективные направления реализации ЕSG-повестки в Саратовской области в целях повышения устойчивости ее развития и привлекательности для инвесторов, представлены инструменты государственного стимулирования ЕSG- трансформации в российских регионах.
В статье дана характеристика особенностей регионального инновационного процесса, как объекта воздействия инновационной политики. Данные особенности заключаются в разной возможности субъектов формирования и реализации региональной инновационной политики влиять на те или иные инновационные процессы, протекающих частично, или полностью, на соответствующей территории. Сделан вывод о том, что независимо от стадии инновационные процессы, происходящие в регионе, с точки зрения инновационной политики могут быть ограниченно контролируемыми, контролируемыми и контролируемыми в значительной степени. Предложены рекомендации по совершенствованию оценки качества региональной инновационной политики за счет введения параметра информационно- аналитического обеспечения, отражающего степень доступности и полноты информации о региональном инновационном процессе и соответствующих аналитических наработок на Интернет-ресурсах.
Прямое участие субнациональных единиц в законодательной деятельности на национальном уровне не очень часто встречается в странах мира как реальная практика, но еще реже она представлена в виде конституционного права инициировать процедуру принятия национальных (федеральных) законов, то есть выступать в одном ряду с президентами, правительствами, депутатами и фракциями национальной легислатуры. Эмпирический анализ на основании данных Comparative Constitutions Project, Regional Authority Index, текстов конституций и прочего позволил установить, что данное право было закреплено за последние два века в конституциях 26 государств. Среди них есть как федерации, так и унитарные в конституционном смысле государства. Они также разнообразны в других отношениях. Однако большинство случаев первого появления института в конституции имеет одну общую черту – причастность политических сил, идентифицирующих себя как «левых», к созданию соответствующих конституций. Это не выглядит случайным, и исследование посвящено попытке прояснить возможный механизм работы этой связи, опираясь на теорию институционального изоморфизма. Из трех основных механизмов, посредством которых происходят институциональные изоморфные изменения, основное внимание обращено на нормативный изоморфизм, хотя и принудительный в части случаев также имеет значение. Нормативный изоморфизм может работать и в профессиональном, и в идеологическом измерениях. Хотя идеологическая ориентация профессиональных сообществ и иных сил, участвовавших в разработке конституций, и имеет значение, она сама по себе не предопределяет использование в стране права законодательной инициативы регионами и другими субнациональными единицами.
В рамках развития методического инструментария формирования моделей взаимозависимости показателей качества жизни населения региона от других факторов экономического роста, в статье предлагается трехмерная модель зависимости качества жизни населения от уровней социально- экономического и инновационного развития региона РФ, а также последовательность ее построения на примере Приволжского федерального округа. Такой подход к анализу позволит объективно оценивать различные регионы и на основе результатов разработать альтернативные варианты стратегических управленческих решений по разработке программ повышения уровня качества жизни населения региональными органами власти. Также авторы на конкретных примерах малого и среднего бизнеса раскрывают возможности методов и подходов инновационного менеджмента (инжиниринг инноваций, реинжиниринг, бенчмаркинг, бренд- менеджмент) для активизации инновационной активности предпринимательской деятельности в регионах.
Несмотря на популярность концепта «Евразия» в российском политическом дискурсе нельзя сказать, что его содержание и географические границы отличаются определенностью. Данная статья посвящена анализу трансформации представлений о «Евразии» и нарративов регионостроительства в дискурсе В. В. Путина с 2011 по 2024 г. В рамках интерпретативистских парадигм в статье предлагается оригинальный нарративный подход к изучению процесса конструирования региона. Заимствуя концепцию «нарративного шаблона» Дж. Верча и используя герменевтическую теорию нарратива, автор осуществляет нарративный анализ ключевых выступлений В. Путина, связанных с темой «Евразии» за 14 лет. Исходя из специфических нарративов о «Евразии», артикулировавшихся Путиным в различных контекстах, в статье были выделены повторяющиеся темы и общие нарративные элементы, на основе которых были реконструированы нарративные шаблоны.
Результаты исследования показывают, что в дискурсе Путина концепт «Евразия» приобретает три основных значения с разными географическими границами: государства (Россия), региона (постсоветское пространство) и континента («Большая Евразия»). Также в дискурсе Путина выделяются два нарративных шаблона о «Евразии»: функционально-экономический и цивилизационно-суверенный. В рамках этих шаблонов формируются различные сюжетные линии и образы «других», основанные на различных представлениях о будущем, что раскрывает двойственную логику воображения о «Евразии».
Современная внешняя политика России направлена на выстраивание устойчивого взаимодействия со странами Африки, несмотря на то, что в целом континент не отличается стабильностью. В этой связи важно учитывать потенциал регионального участия в реализации единого внешнеполитического курса страны. Субъекты Российской Федерации могут внести существенный вклад в образовательное, экономическое, культурное сотрудничество, а также взаимодействовать практически по всем социально-гуманитарным и экономическим аспектам со странами Африки. Вместе с тем, есть объективные проблемы в развитии такого регионального взаимодействия. В статье на основе системного и исторического подходов обозначены ряд таких проблем. С позиции формально-юридического анализа российской федеративной модели сформулированы выводы о перспективах сотрудничества субъектов Российской Федерации с африканскими акторами.
В работе представлен анализ комплексного развития инфраструктуры регионального экономического пространства, обеспечивающий его технологическую, транспортную, институциональную и информационную интеграцию. Для этого использованы методологические подходы, изложенные в национальном проекте «Инфраструктура для жизни», сформирован показатель «Улучшение качества среды для жизни в регионе» и представлен анализ ключевых показателей в регионе. Исследование проведено на примере Республики Башкортостан. В регионе реализуются комплексные меры, направленные на совершенствование инфраструктурной системы с целью достижения установленных целевых показателей в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни», предпринимаются мероприятия по модернизации инфраструктуры, что способствует повышению качества жизни населения и обеспечению устойчивого социально-экономического развития региона
Глобализация, информатизация и постиндустриализм, пандемия коронавируса и рост спроса на внутренний туризм, в том числе на уникальные этнотуры, коренным образом изменили статус историкокультурного наследия и этнокультурного туризма. Комплексное, разноплановое исследование исторического и культурного наследия и сфер его использования в туристских практиках актуально с точки зрения эффективности реализации национальной политики в полиэтнических регионах России. Если ранее туризм был просто формой времяпрепровождения и досуга, то сейчас за счет эффективного стратегического планирования и проектирования его развития он постепенно превращается, благодаря эффективной монетизации, в мощную туриндустрию, активно использующую потенциал этнокультурного наследия народов для повышения уровня дохода и качества жизни населения Республики Башкортостан
В статье рассматривается актуальная проблема снижения численности и ухудшения качественных параметров населения трудоспособного возраста, являющегося самой востребованной в экономике частью трудовых ресурсов. В рамках междисциплинарного подхода изучены основные характеристики трудоспособного населения Республики Башкортостан, определены показатели, требующие первостепенного внимания и корректировки в рамках проводимой в регионе социально-экономической и демографической политики для достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года
Целью статьи является выявление налоговых источников обеспечения финансовой самодостаточности региона на современном этапе развития. В статье проводится анализ основных проблем в формировании налоговых доходов с позиции обеспечения бюджетной самодостаточности региона на примере регионов Приволжского федерального округа (ПФО). Рассматриваются основные показатели оценки налоговой компоненты в обеспечении финансовой самодостаточности регионов, выявляются регионылидеры по уровню бюджетной самодостаточности и динамике уровня бюджетной самодостаточности. Также в статье проводится анализ основных пропорций в распределении налоговых доходов в консолидированные бюджеты регионов ПФО, выявляются возможности в обеспечении основных статей расходов консолидированных бюджетов регионов и их объемы
В статье рассматривается региональная экономическая политика как фактор устойчивого развития региона, также рассмотрены экономическая сущность региона и функции региональной экономической политики, её методы и инструменты. Актуальность темы подтверждается существенной дифференциацией регионов, в том числе новоприсоединенных, и недостаточной эффективностью существующих инструментов регионального развития