SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Автора этой книги, научного исследователя, профессора, доктора физико-математических наук А. И. Китайгородского, никак не упрекнешь в робости. На какие только вопросы не пытается он дать ответ на страницах своей книги! Как найти меру терпения? Возможна ли телепатия? Как оправдываются расходы на научные командировки и конференции? Каков сравнительный вес естественных и прикладных наук? Что значит слово «объяснение»? Есть ли различия между человеком и машиной? Как изменилось физическое мышление со времен Аристотеля? Как юноше выбирать профессию?..
И это только небольшая часть проблем, затронутых автором. Но рассказы о них служат одной цели — показать читателю роль физики в естествознании и роль естествознания в науке и жизни.
Книга «Нигилизм Джона Дьюи» написана видным американским философом П. К. Кроссером. В ней критически рассматривается прагматистская философия Джона Дьюи, в особенности в ее отношении к вопросам естествознания, социологии, логики, эстетики и педагогики. Автор характеризует позиции Дьюи как в целом субъективно-идеалистические и нигилистические. Он обвиняет американского прагматиста-инструменталиста в релятивизме, алогизме, субъективизме. Автор, не защищая открыто и последовательно материалистическую точку зрения, требует от философии более трезвого, реалистического взгляда на мир.
Книга П. Кроссера дает возможность ознакомиться с важными сторонами критики американского прагматизма зарубежными учеными и философами.
Неотомизм — одно из наиболее влиятельных течений современной буржуазной философии. Неотомистские теоретики активно выступают в качестве буржуазных «критиков» и фальсификаторов марксизма-ленинизма. Неотомисты возрождают средневековую схоластическую систему Фомы Аквинского.
Однако было бы неправильно рассматривать неотомистскую философию как простое возрождение средневекового томизма; неотомисты вносят в это традиционное католическое учение новое, буржуазное содержание, приспосабливая его к современным задачам империалистической реакции. Модернизируя сформулированный Фомой Аквинским принцип «гармонии» знания и веры, неотомистские философы идеалистически истолковывают открытия современного естествознания, стремясь доказать, что современная наука не только не опровергает религии, а, напротив, подтверждает христианские догмы о начале мира, о неизбежности светопреставления и т. д.
Демагогически выступая под флагом «критики» капитализма, неотомистские социологи пропагандируют «средний путь» общественного развития, якобы пролегающий между капитализмом и коммунизмом. Эта реакционная социальная утопия является замаскированной злодотней капитализма и направлена на то, чтобы увести трудящихся с пути классовой борьбы.
Предлагаемая брошюра на большом фактическом материале подвергает критике основные философские и социологические догмы немецких, французских, итальянских и американских неотомистов.
Почему?
Дорогу перебежала черная кошка — быть неприятности. Разбилось зеркало — большое несчастье. Поговорить через порог — поссориться… Кто не знает этих примет, пришедших в наш век из далеких времен? Уже давно забыты причины, вызвавшие их к жизни, а нелепое суеверие все живет. Оно таится где-то в нашей памяти, рядом с огромным запасом полезных, нужных для жизни знаний, и вылезает наружу даже помимо нашей воли.
Несколько лет назад я отдыхал в деревне, в одном из колхозов Вологодской области. Здесь жил мой фронтовой приятель старшина-разведчик, теперь колхозный бригадир Федор Лопатин. Уже несколько лет он звал меня приехать к нему отдохнуть, и, наконец, я собрался. Хотелось повидать друга, с которым прошел вместе тысячи километров по дорогам войны.
Изучение проблемы взаимоотношения принципа партийности и естествознания является актуальной задачей в борьбе с буржуазной идеологией, с различного рода концепциями «дендеологизации науки».
В работе показывается сущность ленинского понимания принципа партийности в его отношении к научному знанию. Раскрываются следующие аспекты этого принципа: социальнополитический, мировоззренческогносеологический, общеметодологический и нравственноэтический. Выявляется, в частности, роль классов полезных оценок в отношении выбора научной информации и очерчивается сфера действия этих оценок в области естествознания. В работе также дается критика левооппортунистической концепции «социализации науки».
Работа рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей вузов.
«Едва ли можно еще найти такие естественные процессы, которые производили бы на человека столь сильное впечатление и создавали представление о сверхъестественных силах природы, как атмосферные явления и процессы, зарождающиеся в недрах Земли или в космосе. Дождь и снег, гром и молния, засухи, разрушительные ветры или землетрясения, наводнения или вулканические извержения с давних пор привлекали внимание человека. На заре цивилизации, когда люди не могли правильно объяснить происходящее вокруг, неизбежно возникали представления о существовании сверхъестественных сил, вызывающих такие явления…»
«Замечательные подвиги отважных космонавтов, и прежде всего советских космонавтов, идущих первыми по неизведанным космическим дорогам, вызывают восхищение всех людей Земли. Ведь штурм небес — это такое захватывающее дух дерзание, о котором человек в течение тысячелетий мог лишь мечтать, но которое казалось неосуществимым. И вот теперь вступление человечества в космическую эру своей истории стало фактом…»
«Только факты. Мы ничего не придумывали. Так свидетельствует святая Библия. В свое время бог решил устроить… Всемирный потоп. Утопить сразу «весь земной шар! Да так основательно утопить, чтобы над самой высокой горой было не меньше 15 локтей воды (приблизительно 7,5 метра). Он приказывает Ною, который «человек праведный и непорочный в роде своем», построить из какого-то неизвестного дерева «гофер» ковчег, в котором должны спастись во время потопа Ной, его семья и представители всех животных, птиц и пресмыкающихся…»
«… Все шире и дерзновенней вторгается человек в мир природы. Познавая его тайны, законы, он на практике убеждается в том, что нет в нем ничего сверхъестественного, непознаваемого, ничего такого, что невозможно рано или поздно постичь. Изучая явления природы, человек научно опровергает религиозные утверждения о том, что пути «господни неисповедимы», что якобы он, человек, должен уповать лишь на милость господню, молить о свершении своих желаний, не пытаясь ничего изменить…»
«… Когда в 296 году Александрию захватил римский император Диоклетиан, до него донесся слух, что записи египтян по алхимии хранятся в Александрийской библиотеке. Это была крупнейшая библиотека древности, насчитывавшая около 700 000 рукописных свитков, ее недаром называли восьмым чудом света. Диоклетиан испугался, что люди узнают секрет превращения металлов в золото, и тогда его деньги будут обесценены. Он приказал сжечь библиотеку. Так крепка была в то время вера в возможность превращения металлов…»