SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Кино является одним из наиболее развитых видов современного японского национального искусства. Особенно значительных успехов японское кино добилось за послевоенные годы, когда японскими кинорежиссерами был создан ряд высокохудожественных произведений, получивших известность далеко за пределами Японии. Но эти успехи пришли не сразу — условия для их появления созревали постепенно, по мере идейно-эстетического и художественного роста японского кино, испытавшего на себе влияние тех социально-политических изменений, которые претерпело японское общество за последние несколько десятилетий.
Желая познакомить советскую общественность с историей развития японской кинематографии с момента ее зарождения до наших дней и помочь ей лучше понять идейно-эстетические и художественные особенности японского кино как искусства, издательство «Прогресс» и предприняло издание книги Акира Ивасаки «История японского кино». Акира Ивасаки — крупнейший современный японский кинокритик-марксист, автор большого числа работ по проблемам истории и теории мирового и японского кино.
Самоорганизация — удивительное свойство живых организмов, к пониманию которого настойчиво продвигается современная наука. Изучение процессов самоорганизации имеет не только принципиальное, но и большое практическое значение, открывая возможность использовать природные механизмы при создании современных технических устройств.
В книге собрано 22 доклада видных американских и английских ученых, в том числе таких всемирно известных исследователей, как Эшби, Розенблатт, Маккаллок, Пасх и др. Тематика докладов чрезвычайно разнообразна, она охватывает пограничные вопросы математики, физики, техники, биологии, психологии и философии. Особую ценность придает книге помещенная в конце докладов дискуссия.
Монография посвящена новому и важному в теоретическом и практическом отношении вопросу: возможности ввода информации и закрепления ее в памяти человека во время естественного сна. Описываемый метод находит применение в педагогике (гипнопедия), медицине (гипнопсихотерапия), экономике, искусстве и т. д. (гипноинформация).
В книге рассматриваются состояние и перспективы развития гипнопедии за рубежом и в отечественной науке, обобщаются многочисленные опыты и наблюдения в связи с обучением иностранным языком и другими отраслями знаний, намечаются основные задачи применительно к гипнопедии в области языкознания, психологии, физиологии, педагогики, акустики и т. д.
Вопросы о природе воображения, интуиции, о их роли в творческом процессе никогда не были монополией теоретиков познания. Они всегда вызывали огромный интерес у людей, труд которых так или иначе связан с поисками новых путей или решений в науке, литературе, искусстве.
Однако все эти вопросы заняли особое место в кругу теоретико-познавательных проблем именно сегодня. Резкое повышение интереса к данному предмету объясняется прежде всего тем, что самим развитием современного духовного производства диктуется необходимость сознательного овладения «механизмом» творчества. Не только наука, но даже и искусство давно уже перестали быть частным делом гениальных одиночек, творящих в «порыве вдохновения». И хотя современная наука требует все большего количества «сумасшедших идей», она уже не может полагаться здесь лишь на счастливый случай.
В огромном книжном царстве, которое мы по привычке, скороговоркой называем Ленинкой, а если строго — Государственной библиотекой имени В. И. Ленина, шифр части книг начинается с «Рб». Почему? Сказать, что «Рб» — монограмма фамилии Николая Александровича Рубакина,— значит, ничего еще не сказать.
Несколько яснее будет ответ, если к этому добавить, что под шифром «Рб» в Ленинке хранятся книги, составлявшие некогда частную библиотеку Н. Рубакина — русского просветителя, крупного библиографа, замечательного литератора и публициста, великого энтузиаста народного самообразования и просвещения, прожившего, однако, большую часть своей жизни… в Швейцарии, вдали от своего народа. Но и такой ответ, разумеется, удовлетворит немногих. Ну что ж, в таком случае остается прочесть эту книгу — краткий, но достаточно всесторонний очерк жизни и деятельности Николая Рубакина.
Среди многочисленных знаний, необходимых современному конструктору, видное место занимает инженерная психология. Это научное направление, возникшее сравнительно недавно на стыке техники и наук о человеке, исследует взаимодействие человека с разнообразными техническими устройствами, разрабатывает методы приспособления техники к психофизиологическим характеристикам человека.
Этим достигается повышение производительности труда и эффективности действия комплексных систем управления, облегчается и становится более творческим труд человека.
Инженерная психология, являясь важнейшей частью эргономики — науки о взаимодействии человека с окружающей средой, — составляет естественнонаучную основу технической эстетики. Весьма существенна ее роль и в научной организации труда.
Любая наука как самостоятельная отрасль человеческих знаний имеет свой особый предмет изучения. Психология изучает психическую деятельность человека, это наука о закономерностях возникновения, развития и проявлений психики.
В этом определении только называется предмет изучения психологии — психика. Теперь нужно дать ответ на вопрос о том, что такое психика.
Еще в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные — окружающая природа, люди, различные предметы — и невещественные — такие, как образы, мысли, переживания, — явления скрытые, более таинственные.
В этой книге публикуются доклады и сокращенные стенограммы выступлений на симпозиуме по психологии и педагогике игры, организованном Институтом дошкольного воспитания АПН РСФСР в октябре 1963 г.
В основных докладах А. П. Усовой и Д. Б. Эльконина, в тексте в других докладах и выступлениях отражены достижения советской дошкольной педагогики в области теории детской игры и в разработке эффективных методик педагогического руководства игровой деятельностью в условиях гармоничного развития ребенка. По-новому были освещены такие проблемы игры как формы организации детской жизни.
Кое-кто из читателей, знакомых с характером прежнего преподавания логики в школе, возможно, поставит под сомнение целесообразность занимательной логики. Однако читатель, наверное, согласится с тем, что мыслить последовательно, судить доказательно, опровергать неправильные выводы должен уметь всякий: физик и поэт, тракторист и химик.
Особенно в наше время, постоянно приносящее множество необыкновенных и удивительных открытий и изобретений в разнообразных областях: в географии, политике, в общественной жизни… Тот, кто хочет по-настоящему во всем этом разобраться, кто желает иметь самостоятельное мнение и защищать его, а тем более тот, кто желает активно вмешиваться в жизнь, изобретать, выдвигать рационализаторские предложения, иначе говоря, деятельно участвовать в строительстве коммунизма, тот должен уметь логически мыслить.
И эта способность для своего дальнейшего развития требует упражнений, подобно тому, как для совершенствования лыжных навыков необходимо участвовать в лыжных соревнованиях. Возможно, что вы с этим несогласны. Что же, попробуйте тогда решить какую-нибудь логическую задачу, пусть столь же простую, как следующая.
Настоящий том «Истории европейского искусствознания» начинает свое изложение с 40-х годов XIX века, со времени наступления нового этапа в истории социалистической мысли — появления марксизма — и оканчивается, в основном, 70-ми годами XIX века.
В отмеченный период марксистская теория оказывает все более заметное воздействие на эволюцию как исторических, так и философских дисциплин. Именно в это время, под перекрестным влиянием и философским, и исторических наук, искусствознание формируется одновременно как историческая и теоретическая дисциплина. В то же время следует подчеркнуть, что только к концу означенного периода история искусства начинает занимать господствующее положение в триаде самостоятельных элементов, составляющих сложное единство искусствознания (история искусства, теория искусства, художественная критика), тогда как в первой половине XIX века, а в некоторых странах (например, во Франции и в России) и позднее руководящую роль играет художественная критика.