SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В этой книге публикуются избранные работы по языкознанию Е. Д. Поливанова, одного из наиболее талантливых представителей отечественного языкознания. Некоторые публикуемые статьи издаются впервые, другие перепечатываются с изданий, ставших библиографической редкостью
Вот уже несколько дней домом служит мне маяк у рифа Санганиб, вблизи Порт-Судана. Это самое подходящее место для того, чтобы приняться за книгу, в которой я собираюсь рассказать читателям о коралловых рифах и их необычайно разнообразных обитателях.
Мои волосы еще совсем мокрые от морской воды. Словно живые встают перед моим взором картины, которые мне довелось увидеть сегодня за долгий день, проведенный под водой. Всего лишь несколько минут назад я плыл по мелководью над рифом, покрытым ослепительно белым песком и усеянным шишковатыми кораллами с кормившимися там пестрыми рыбами-попугаями. Я направлялся туда, где шельф круто обрывается, уходя в голубую бездну. Отсюда, с высоты моего наблюдательного пункта, отчетливо видна граница: светлая зелень мелководья вдруг сразу переходит в густую, почти чернильную синеву.
Миновав эту границу, я поплыл дальше над обрывом. Еще несколько ударов ластами - и меня со всех сторон окружает голубая вода, а риф, оставшись позади, угадывается лишь по слабой, расплывчатой тени. Мимо проплыла стая серебристых каранксов, пристально разглядывая пришельца. Описав круг, рыбы бесшумно исчезли в глубине. И снова я остался один, словно паря в этой бесконечности, опьяненный ни с чем не сравнимым чувством счастья, которое испытывает человек, находясь в состоянии невесомости.
Что такое психическая деятельность человека и в чем выражаются ее нарушения? Каковы их причины? Как их лечить? Излечимы ли они вообще? От чего зависят речь, мысли, воля, характер человека? Отвечая на эти вопросы, каждый из нас обычно пытается отыскать грань между нормой и патологией, взглянуть с этой точки зрения на себя и окружающих. В результате мы учимся более внимательно относиться к людям, глубоко и всесторонне оценивать их поступки.
Популярно рассказать о психиатрии необходимо еще и потому, что среди разных слоев населения упорно держится ошибочное отношение к ней; это заставляет заболевшего человека и его родственников непозволительно оттягивать момент обращения к врачу-психиатру. Причем интерес к больному и его лечение невольно отходят на второй план: лишь бы не быть в «сумасшедшем доме», не числиться психически больным. Так неосведомленность, отсутствие хотя бы элементарных знаний оказываются гораздо хуже, чем даже самая горькая истина.
Настоящая книга возникла как попытка обобщения итогов не только ряда теоретических и экспериментальных исследований. Она является также результатом долгих и порой очень страстных споров.
Обстоятельства сложились так, что автору пришлось на протяжении нескольких лет участвовать в дискуссиях по поводу разных сторон теории «бессознательного», в которых противопоставлялись психоаналитические, психосоматические и феноменалистические подходы к этой теории, с одной стороны, и диалектико-материалистическое понимание проблемы неосознаваемых форм психики и высшей нервной деятельности — с другой. У нас интерес к подобным противопоставлениям заметно возрос после специального совещания при Президиуме Академии медицинских наук СССР, посвященного вопросам критики фрейдизма (1958).
За рубежом же присутствие советских делегатов на научных конгрессах, на которых затрагивались вопросы теории сознания, теория функциональной организации мозга, вопросы клинических расстройств психики и т. п., нередко приводило к обсуждению (иногда даже «сверхпрограммному») темы «бессознательного» как области, в которой особенно резко проявляется различие исходных методологий и стилей подхода к коренным вопросам учения о мозге.
В монографии на основании изучения многочисленных работ отечественных и зарубежных ученых-медиков и представителей общественного здравоохранения дан анализ наиболее распространенных в современной медицине и здравоохранении общих теорий и концепций таких, как психосоматическая медицина, неогиппократизм, концепция стресс и синдром общей адаптации, этология, социальная дезадаптация, теория факторов и др.
Автор характеризует факторы, определяющие возникновение этих теорий, в частности сдвиги в состоянии здоровья населения капиталистических стран, показывает связи теорий и концепций в медицине и здравоохранении с современными школами и течениями буржуазной философии и социологии (экзистенциализмом, прагматизмом, неопозитивизмом, психосоциологией, микросоциологией и др.).
В книге автор обобщает многолетние исследования по проблемам формирования личности ребенка, проводившиеся в лаборатории воспитания Института психологии АПН СССР. На основе этих исследований раскрываются условия и движущие силы формирования личности ребенка, дается психологическая характеристика трех школьных возрастов (младшего, среднего и старшего).
Книга содержит также критический анализ различных взглядов на личность и ее изучение в зарубежной и советской психологической литературе.
Каждая из наук стремится раскрыть структуру предмета своего исследования. Осуществляя такую цель, она достигает подлинной зрелости, ибо раскрытие элементов изучаемых ею объектов, их внутренних связей делает науку способной выяснить сущность явлений действительности, закономерности их возникновения, изменения и развития.
Науки, изучающие духовную жизнь общества, исследуют проблему структуры общественного сознания. В условиях социализма актуальность такой проблемы обусловливается в особенности тем, что управление общественным развитием предполагает и управление процессами духовной жизни.
Последнее же требует знания закономерных связей общественного сознания и общественного бытия, внутренних закономерностей развития общественного сознания, т. е. существенных взаимосвязей структурных элементов сознания, специфических закономерностей общественного сознания. Оно требует также в каждый данный период времени и знания степени распространения и усвоения идей и взглядов широкими массами, конкретных состояний общественного сознания.
Это лето я провел вдали от города. Через раскрытые окна доносился шум деревьев и запах трав; на столе лежали старые пожелтевшие записи, и я писал книжку о странном человеке — неудавшемся музыканте и журналисте, который стал мнемонистом, встречался со многими большими людьми, и так и остался до конца своей жизни каким-то неустроенным человеком, ожидающим, что вот-вот с ним случится что-то хорошее. Он многому научил меня и моих друзей, и будет справедливо, если эта книжка будет посвящена его памяти.
В книге автор обобщает многолетние исследования по проблемам формирования личности ребенка, проводившиеся в лаборатории воспитания Института психологии АГН СССР. На основе этих исследований раскрываются условия и движущие силы формирования личности ребенка, дается психологическая характеристика трех школьных возрастов (младшего, среднего и старшего).
Книга содержит также критический анализ различных взглядов на личность и ее изучение в зарубежной и советской психологической литературе.
В наше время, когда мысль человека приближается к раскрытию загадки жизни, проникает в недра земли и бесконечность вселенной, все с большей настоятельностью и остротой встает вопрос: а что же такое сама мысль? Как может быть она изучена, измерена и, главное, подчинена воле человека?
В этой книге ведется разговор о сложной и интересной науке, призванной раскрыть тонкий механизм мыслительной деятельности человека, — о психологии мышления. Ее автор, старший научный сотрудник Института философии АН СССР, знакомит читателя с различными точками зрения на природу мышления, вводит его в лабораторию исследования человеческой мысли, рассказывает о том, как преодолеваются трудности, вслающие здесь перед учеными. Книга выходит в серии «Над чем работают, о чем спорят философы», назначение которой — дать читателю представление о новых идеях, спорных проблемах философии, этики, психологии и т. п.