SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Статья исследует актуальные вопросы этики потребления в современном обществе, подчеркивая взаимосвязь между индивидуальными выборами, стилем жизни и последствиями для общества и окружающей среды. Анализируется философское осмысление потребительской этики, выявляющее ценности и принципы, формирующие основание потребительских практик. Вопросы о том, что значит быть «этичным» потребителем и какие моральные обязательства возникают в процессе выбора товаров и услуг, обсуждаются через призму литературы авторов как зарубежной, так и отечественной. Рассматриваются проблемы потребления как явления, возникшего в условиях современного общества, когда процесс потребления стал целью, а не средством достижения выживания. Статья также фокусируется на роли этики в потребительских решениях, отмечая, что компании вынуждены учитывать этические аспекты, внедряя концепции корпоративной социальной ответственности.
Статья посвящена теме изменений в структуре потребительских расходов российских домохозяйств. Потребительское поведение выступает важным индикатором как процессов, происходящих в экономике в целом, так в отношении изменения качества жизни граждан. Новизна исследования заключалась в определении тенденций изменения в объеме потребления групп товаров и услуг, установлении корреляционных зависимостей между показателями удельного веса потребления отдельных групп и с ресурсами домохозяйств за 2004–2020 гг. В статье показано, что продовольственные и непродовольственные товары и услуги можно распределить по пяти группам, характеризующим взаимосвязь с реальным располагаемым ресурсом домохозяйств. В итоге были сделаны выводы о том, что увеличение реального располагаемого ресурса домохозяйств приводило к росту расходов на услуги, сокращению расходов на непродовольственные товары и наоборот. Удельный вес расходов на продукты питания в России остается стабильно высоким, что связано с высоким темпом роста цен на продовольствие и значительной долей бедного населения. Практическая значимость полученных результатов определяется возможностью их применения в практике государственного регулирования экономики и экономической деятельности предприятий для принятия взвешенных решений по обеспечению продовольственной безопасности и формированию конкурентоспособного ассортимента товаров и услуг.
Целью исследования является анализ отношения населения к окружающей природной среде и природным ресурсам как характеристики человеческого потенциала. В первой части статьи экологическое поведение населения рассматривается в аспекте склонности к ресурсосбережению и сокращению образования отходов. Проанализировано водо- и энергопотребление в быту в различных регионах, отмечена их сильная дифференциация. Аналогичная ситуация выявлена с образованием твёрдых коммунальных отходов на душу населения. Определены факторы, воздействующие на рассматриваемые показатели экологического поведения, основным из которых являются среднедушевые денежные доходы. Отмечено, что семьи склонны экономить свои расходы на водо- и энергопотребление, на обращение с отходами, но не сохранять осознанно сами эти природные блага. Предложен индекс экологического поведения населения, который построен из частных индексов по водо-, энергопотреблению, образованию отходов в быту. Проведён сравнительный анализ значений индекса по всем российским регионам. Также индекс даёт возможность отслеживать динамику изменения экологического поведения и оценивать эффективность мер, воздействующих на это поведение. Во второй части статьи проблема экологического поведения населения обобщена до анализа её первичного источника - потребностей населения. Показано, что пирамида потребностей в современном мире преобразилась, и удовлетворение первичных материальных потребностей ведёт не к формированию духовных запросов, а к избыточному потреблению материальных благ. Высказано предположение, что избыточное потребление ещё более опасно для выживания человечества, чем перенаселение планеты. Рассмотрена концепция ответственного потребления как программа борьбы с избыточным потреблением. Отмечено, что проблема экологизации потребностей населения не нашла ещё своего места в большинстве документов по устойчивому развитию. Поскольку потребительские привычки и экологическое поведение формируются в детстве, то подчёркнута доминирующая роль семьи в экологическом воспитании.
Книга “Будущее потребления” предлагает читателям взглянуть на тенденции в современной индустрии розничной торговли и их влияние на будущее потребления. Редакторы, Кристина Бекстрем, Кэрис Иган-Уайер и Эмма Самсиое, представляют материал в дедуктивной манере, сначала излагая общую тему каждой части, которая дает читателю общее представление. Они знакомят читателя с технологиями, устойчивым развитием, благополучием и качеством обслуживания клиентов, которые тесно взаимосвязаны и формируют практику потребления. Далее они разделяют части на более мелкие элементы, каждый из которых отражает важнейшие тенденции в современной практике потребления, которые должны определить будущее потребления. В каждой главе авторы раскрывают неотъемлемые элементы современного дискурса о потреблении, которые к концу книги помогают читателю собрать мозаику и получить полное представление о будущем потребления. Несмотря на то, что книга представляет собой чисто маркетинговую точку зрения и представляет собой руководство для исследователей рынка и практиков, читатель может найти множество доказательств того, что описанные факторы имеют гораздо более глубокую социальную природу, чем просто модели потребления. Современное потребление - это уже не только приобретение и использование товаров и услуг. Речь идет о самоидентификации и самоопределении, когда через потребление люди рассказывают, кто они, какое социальное положение они занимают, какие ценности и убеждения отражают. Роль розничной торговли также претерпевает определенные изменения. Современные ритейлеры и бренды рассматриваются как проводники социальных и политических идей, те, кто способен формировать общественное мнение и существенно изменять потребительское поведение. Все игроки современной розничной торговли взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Раскин (Субсидирование риса) и PKH (Условные денежные выплаты для семей с низкими доходами) — это программы социальной защиты, направленные на снижение уровня бедности в Индонезии. Используя метод разницы в различиях, в этом исследовании тщательно изучается влияние Раскина и PKH на расходы на питание бедных индонезийских домохозяйств. В анализе использовались данные обследования семейной жизни Индонезии (IFLS) 2007 и 2014 годов. Результаты показывают, что реализация программы Раскина оказывает значительное влияние на потребительские расходы бедных домохозяйств. Это связано с тем, что большинство бедных домохозяйств получают Раскин в качестве основного продукта питания для удовлетворения потребительских потребностей своего домохозяйства, особенно в периоды кризиса, изменения климата или неурожая. Другие факторы, которые также влияют на объем расходов бедных домохозяйств на потребление продуктов питания, включают возраст главы домохозяйства, количество членов домохозяйства и местонахождение домохозяйства. С другой стороны, PKH не оказывает существенного влияния на потребительские расходы из-за отсутствия достоверных данных о целевых получателях, поскольку его реализация требует соблюдения поведенческих норм, связанных с посещением детьми школы и дородовым медицинским осмотром. Таким образом, улучшения программы как для Раскина, так и для PKH осуществляются путем постоянного обновления целевых данных бедных домохозяйств, чтобы предоставляемая помощь могла быть получена правильной целью. Кроме того, очень важно способствовать пониманию и повышению осведомленности, чтобы побудить детей посещать школу, а беременных женщин пользоваться услугами здравоохранения с интенсивной социализацией и помощью, особенно для бедных домохозяйств.
В обзоре, посвящённом дискуссии вокруг исследований потребительских ожиданий, внимание сфокусировано на методологических особенностях и актуальных проблемах измерения Индекса потребительских настроений (ИПН) в пространстве социологии. Обосновывается необходимость обсуждения роли неэкономических факторов формирования потребительских ожиданий - социологических (социально- демографических) оснований, влияния социального окружения (институтов), укоренённой роли массмедиа. Такой подход позволяет объяснять аномалии, возникающие в моделях временных рядов, особенно в периоды экономической турбулентности. В рамках исследования приведена история развития психологической экономики (теоретическое основание ИПН), рассмотрены ключевые подходы, тезисы и исследования. Большинство исследований потребительских настроений до 1990-х гг. выстроены в виде описания экономических моделей и результатов без включения в описание социологической рефлексии. С 1990-х гг. появляются новые направления и исследования, в которых ставится задача поиска содержательной аргументации изменения индекса в периоды экономических перемен. Полученные результаты зачастую носят разрозненный характер, в них отсутствуют звенья, системно связывающие потребительские ожидания, социальные факторы и макроэкономику. Одним из вариантов поиска «теории среднего уровня» является выработка концептуальной рамки, основанной на концепции укоренённости, предложенной Ш. Зукин и П. Димаджио. В обзоре показано, что некоторые формы укоренённости позволяют объяснять на содержательном уровне отклонения либо устойчивую направленность потребительских ожиданий в ходе анализа временных рядов. Массмедиа в таком случае может не только методически дополнять анализ ИПН, но и выступать в качестве одной из сторон укоренённости экономического действия. Важным результатом работы стала разработка обновлённой концептуальной схемы, включающей укоренённость в качестве значимой переменной при построении эконометрических моделей, указывающих на специфику и возможные ограничения такого подхода. Статья вносит вклад в расширение практик включения ИПН в состав социологических лонгитюдных исследований, в том числе с добавлением массмедиа в качестве дополнительной переменной.
Статья посвящена исследованию сбережений россиян как одному из показателей финансовой (не)устойчивости домохозяйств. Основная цель исследования - выявление взаимосвязи между доверием населения финансовым институтам, сберегательным поведением россиян и их установками на сбережение. Изучение финансовой (не)устойчивости важно для разработки мер экономической и социальной политики, особенно в отношении тех условий, на которые государство способно повлиять. Новизна исследования заключается в обращении к российским данным и включении доверия институтам и сберегательных установок в число ковариат наличия сбережений у домохозяйств. Эмпирическая база исследования - данные всероссийских опросов населения 2009-2023 гг. Финансовая устойчивость большей части россиян в силу того, что лишь около трети населения имеет сбережения и их размер невелик, находится на низком уровне. Опросы также показывают высокий уровень недоверия большинству социально-политических и финансовых институтов. На основе метода главных компонент выделены два латентных фактора доверия. Первая компонента связана с доверием социально-политическим институтам, Сберу и Банку России, Агентству по страхованию вкладов (АСВ) и банкам с государственным участием; вторая включала доверие всем негосударственным финансовым институтам. С помощью регрессионного анализа установлено, что и сберегательные установки, и обе компоненты доверия положительно связаны с наличием сбережений. Ассоциативный анализ показал, что при наличии установки на сбережения наиболее часто встречающимися неслучайными сочетаниями ответов являются отсутствие сбережений, недоверие банкам (за исключением Сбера) и АСВ. Таким образом, недоверие социально-политическим и финансовым институтам выступает препятствием для роста сбережений населения и повышения финансовой устойчивости домохозяйств.