SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Развитие рекреации, ключевой модели восстановления жизненных сил человека, в условиях возрастания роли внутреннего туризма требует анализа территориальных особенностей с возможностью включения в конкретные туристские программы. При широком разнообразии рекреационного туризма особое место занимают спортивно-оздоровительные виды отдыха, в том числе конный туризм.
Цель исследования в данном контексте - на основе обобщенного опыта дать оценку организационно-правовым и территориальным особенностям развития конного туризма как элемента туристской рекреации и вида спортивно-оздоровительного туризма. Методическим подходом является систематизация организационно-правовых требований при проектировании программ конного туризма. В статье исследованы основные дефиниции и предложена авторская типология конного туризма, проведен анализ принципиальных требований к проектированию и организации конного туризма, проведен опрос потенциальных потребителей и дана территориальная оценка перспектив развития конного туризма. Научной новизной работы является авторская типология конного туризма и базовая схема программы конного тура на основе специфических особенностей формирования паспорта маршрута и технологической карты. Практическим результатом является разработка портрета потребителя и обоснование технологических характеристик программы маршрута для конного тура на юге Приморского края.
Общественный транспорт играет ключевую роль в транспортной системе города, обеспечивая мобильность населения и доступность различных услуг. Целью исследования является оценка текущего состояния системы общественного транспорта и транспортной инфраструктуры города Краснодара в 2019-2023 году. Исследование показало, что система городского общественного транспорта города Краснодара охватывает достаточно обширную сеть. Она включает в себя автобусы, маршрутные такси, троллейбусы и трамваи. Оценка динамики развития общественного транспорта показала, что количество транспортных средств в городе остается относительно постоянным. Для обеспечения высокого уровня комфорта и безопасности пассажиров, а также для повышения эффективности транспортной системы в целом, требуется постоянное обновление парка общественного транспорта. Также в статье рассмотрены успешные примеры применения новых технологий, таких как интеллектуальные транспортные системы, которые способствуют улучшению качества обслуживания населения. Для эффективного развития системы общественного транспорта и транспортной инфраструктуры город Краснодар осуществляет ряд важных проектов, включая реализацию национального проекта «Безопасные качественные дороги». Анализ показал, что в настоящее время система общественного транспорта города Краснодара столкнулась с рядом проблем, среди них перегруженность транспортной инфраструктуры, невозможность расширения транспортной системы в некоторых частях города из-за исторически сложившегося ограниченного городского пространства, которые негативно влияют на функционирование системы общественного транспорта города. Установлено, что все проблемы усугубляются достаточно быстрым ростом количества населения и, как следствие, количества автомобилей. В связи с этим общественный транспорт все еще остается слабым звеном транспортной инфраструктуры и нуждается в довольно масштабных преобразованиях.
Охарактеризовано современное оленеводство как важнейший элемент этнической культуры на Чукотке. Исследование основано на материалах, собранных у оленеводов Анадырского, Билибинского, Иультинского, Чаунского и Чукотского районов Чукотки. Несмотря на изменения, произошедшие в XX - начале XXI в., оленеводы смогли сохранить свои традиции, обряды и праздники, сопряженные с кочевой культурой. Наблюдения показали, что наиболее устойчивыми оказались именно те хозяйства, в которых еще были сильны традиции.
Высокие транспортные издержки и узость местного рынка сбыта- ключевые ограничения развития арктических городов, особенно удаленных. Однако есть факторы, способствующие диверсификации экономики арктических городов: 1) специфический местный спрос на уникальные товары и услуги (в том числе на так называемые освоенческие услуги), 2) условия транспортной изоляции способствуют развитию производств товаров и услуг, которые нецелесообразно / невозможно доставить из более южных районов (особенно на ранних стадиях освоения территории). Целью статьи является выявление особых механизмов формирования спектра экономической деятельности в населенных пунктах в условиях удаленности. Решаются задачи: 1) теоретическое обоснование факторов развития экономики арктических городов, 2) подбор показателей для оценки степени разнообразия видов экономической деятельности в удаленных городах и поселках Российской Арктики, 3) анализ полученных результатов. Для повышения разнообразия видов экономической деятельности малых населенных пунктов оказалась особенно значима степень удаленности от ближайшего более крупного населенного пункта. В удаленных городах и поселках Якутии, Чукотки и др. с численностью около 5 тыс. жителей и даже меньше наблюдается умеренно повышенное разнообразие видов экономической деятельности (как по общему числу предприятий и организаций на тысячу жителей, так и по числу кодов ОКВЭД на тысячу жителей). Предлагаемое объяснение: в условиях удаленности малые населенные пункты выполняют городские функции, в «нормальных» условиях свойственные более крупным городам: функции экономических и социокультурных центров окружающей территории, по сути- опорных населенных пунктов арктических территорий. В расширении функциональной роли малых населенных пунктов в условиях удаленности состоит важная особенность развития городской сети Арктики и Севера. Результаты будут полезны при разработке мер государственной политики в отношении опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации.
Исследование посвящено оценке экономических эффектов технологических инноваций в обрабатывающей промышленности регионов России с детализацией Дальнего Востока. Исследование выполнено на материалах официальной статистики Росстата и охватывает интервал 2006-2020 гг. с детализацией периодов 2006-2013 и 2014-2020 гг. Установлено, что в 2006-2020 гг. технологические инновации значимо и положительно влияли на производительность российских обрабатывающих предприятий регионов в среднем по стране. Эффект продуктовых инноваций наиболее сильно проявлялся в 2006-2013 гг. на фоне финансово-экономического кризиса и последующего восстановления российской промышленности. Эффект процессных инноваций, напротив, набрал силу только в 2014-2020 гг. по мере закрытия для российских производителей внешних рынков. Показано, что технологические инновации не являются доминирующим фактором наращивания производительности обрабатывающих предприятий. В обрабатывающих отраслях производительность в большей степени зависит от авторегрессионного эффекта, а также от отраслевого окружения предприятий и инфраструктурных ограничений, в рамках которых они функционируют. Суммарно эффект этих факторов на производительность в 1,5 раза превышает эффект инноваций. Показано, что в обрабатывающей промышленности Дальнего Востока эффект совокупного объема технологических инноваций на производительность в 1,5-2 раза меньше, чем в целом по стране, что можно объяснить низкой эффективностью процессных инноваций. При этом обрабатывающие предприятия округа демонстрируют повышенный относительно среднероссийского уровня (на 25-40%) эффект продуктовых инноваций, что связывается с большей зависимостью предприятий округа от выполнения единичных заказов.
Статья посвящена исследованию влияния структуры экономики на индекс научно-технологического развития в разрезе субъектов Российской Федерации. Для этого с помощью экономико-математических методов был проведен кластерный анализ, который позволил выделить регионы со сходными характеристиками научно-технологического развития. Расчеты осуществлялись на основе регулярных статистических данных, предоставляемых Росстатом, Минобрнауки, а также информационного каталога о состоянии инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности в регионах Российской Федерации (МИИРИС) за 2021 год. Актуальность исследования вызвана тем, что вопрос стимулирования научно-технологического развития как базы достижения технологического суверенитета с учетом региональной специфики стал особенно важен в настоящее время. Новизну работы составляет авторская методика расчета индекса научно-технологического развития, включающая показатели, описывающие развитие ИТ-инфраструктуры и цифровизацию бизнеса. Данный аспект особенно актуален, поскольку вопросам научно-технологического развития в региональном разрезе в литературе уделяется недостаточно внимания. В работе были использованы методы математического моделирования, в частности двухуровневый кластерный анализ, который позволил выделить на первом этапе группы регионов со сходным уровнем научно-технологического развития, а затем среди регионов, составляющих основную массу, провести анализ влияния на этот уровень отраслевой структуры производства. В результате исследования выявлено, что три четверти регионов России имеют очень низкий индекс научно-технологического развития. Общая развитость экономики регионов дает более высокое научно-технологическое развитие. Регионы с более высокой долей обрабатывающих производств имеют более высокий индекс научно-технологического развития. Использование цифровой инфраструктуры является одним из слабых мест регионов с низким индексом научно-технологического развития.
Актуальность исследования обусловлена потребностью оценки влияния социально-экономических факторов на рождаемость в России. Цель работы состоит в обосновании и апробации методического инструментария оценки вклада наиболее важных факторов в показатели рождаемости. Нами выдвинута гипотеза о комплексном влиянии как объективных социально-экономических факторов, так и субъективных их оценок населением, обусловливающем как положительное, так и отрицательное воздействие, характеризуемое различной силой влияния на рождаемость. В качестве целевых показателей в данном исследовании используются суммарный коэффициент рождаемости за 2021 г. как в целом, так и по очерёдности рождений и среднее число рождённых детей у 40-44-летних по данным переписи населения 2020 г., фактически проводившейся в 2021 г., что позволяет говорить о сопоставимости использованных данных.Новизна исследования состоит в использовании комплексного подхода, заключающегося в оценке как объективного, так и субъективного факторного воздействия на репродуктивное поведение и рождаемость. Для анализа социально-экономического факторного влияния на рождаемость использованы официальные данные Росстата по 85 российским регионам за 2021 год. Субъективная оценка факторного влияния на рождаемость проводилась с использованием микро-данных Комплексного наблюдения условий жизни населения, проведённого Росстатом в 2022 г. Ещё одним факторным показателем стала потребность в детях, которая в значительной мере регулирует репродуктивное поведение. Методический аппарат исследования основан на применении методов машинного обучения и интеллектуального анализа данных, что дало возможность выделить долю каждого из статистически значимых факторов в общей картине факторного влияния на целевые показатели. Полученные результаты исследования свидетельствуют о разной силе факторного влияния на рождаемость в целом и очерёдность рождений, что определяет необходимость ведения мониторинга и оценки степени факторного влияния при разработке и корректировке государственных программ по стимулированию рождаемости.
Статья представляет новый подход к оценке маркетингового потенциала в сельских территориях. В работе рассматриваются основные аспекты виртуального маркетинга и его влияние на развитие сельских территорий. Авторы представляют методику оценки виртуального маркетингового потенциала на основе системного подхода и использования комплекса индикаторов. Методика описывает целесообразность в изучении маркетингового потенциала не отдельных сельских территорий, а их агломераций. В целом, статья представляет важный вклад в область оценки маркетингового потенциала сельских территорий и позволяет разработать эффективные стратегии развития в этой области. Результаты работы могут быть полезны для участников аграрного рынка, а также для организаций и органов государственной власти, занимающихся развитием сельской местности.
В данной работе рассмотрены основные модели развития городов, с учетом всех современных трендов развития. Главный акцент сделан на том, что представленные модели рассмотрены исходя из принципа человекоцентричности. В качестве объекта исследований рассмотрены наукограды, ЗАТО ГК «Росатом», ГК «Роскосмос» и технополисы, являющиеся по сути, городами с высоким научно-технологическим потенциалом. В работе сделан вывод о том, что ни одна из рассмотренных моделей не может быть взята для применения в целом. Необходимо, с учетом имеющихся ресурсов и целей развития, выбрать набор ключевых элементов из разных моделей для формирования индивидуальной модели для каждого города.
В статье рассматривается роль туризма в экономическом развитии Республики Дагестан. Определены цель и задачи исследования, а также выявлены основные направления развития туризма как фактора экономического роста. Отметим также, что в XXI веке туризм становится особенно важен для развития именно локальных, региональных экономик. В связи с этим авторами подробно раскрыты туристические возможности Республики Дагестан, дана оценка текущего состояния туристской отрасли во взаимосвязи с хозяйственным комплексом региона, представлены основные показатели развития внутреннего туризма за период с 2019 по 2021 год.
В ходе исследования были использованы следующие научные методы: кабинетное исследование информации, а также анализ статистических и аналитических данных.
В качестве основных проблем, препятствующих развитию туризма в регионе, были выделены следующие: низкое качество обслуживания; недостаточно развитая туристская инфраструктура; недофинансирование индустрии туризма в целом; слабая нормативно-правовая база; административные барьеры. Авторами сделан вывод о том, что Республика Дагестан обладает туристическими ресурсами, позволяющими развивать различные виды туризма, однако для реализации обширного туристского потенциала необходимо использовать соответствующую маркетинговую стратегию. Важно, что в нынешних кризисных условиях развитие региональной экономики на основе инноваций является лучшим выбором для развития туризма в условиях неопределенности.