SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Стратегическое значение территории Испании резко возросло с началом холодной войны. Американские базы в Испании стали неотъемлемой частью системы военных объектов США/НАТО, создававшихся в Европе в целях борьбы с СССР. После сокращения военного присутствия США в конце ХХ в. в настоящее время налицо тенденция его роста с учётом новых военно-политических реалий. Базы ВМС в Роте (Кадис) и ВВС в Мороне (Севилья) играют сегодня ключевую роль в контроле Западного Средиземноморья и Гибралтарского пролива.
В статье проанализированы аргументы Вьетнама и Китая на владение Парасельскими островами и архипелагом Спратли в Южно-Китайском море. Доказательная база сторон зиждется на исторических обоснованиях. Международный трибунал в Гааге (2016 г.) вынес вердикт о том, что претензии Китая на «исторические права» в отношении морских районов Южно-Китайского моря противоречат Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и не имеют юридической силы.
Период развития цивилизации, известный как глобализация, равно как и предшествовав-шая ему эпоха биполярного мирового устройства, становится историей. На смену уходя-щему плану приходит миропорядок, контуры которого еще не вполне понятны и неизвестны. Тем не менее основные элементы постглобальной композиции мира уже начинают проявляться. На уровне систем государственных и межгосударственных отноше-ний среди них наиболее ощутимы экономический эгоизм, склонность к автаркическим практикам, ренессанс парадигмы «закрытого общества», резкий подъем религиозного национализма, реинкарнация политики альянсов в духе времен «воюющих царств». Весомое место в процессе транзита от глобального к постглобальному порядку как в мировоззренческом плане, так и в формате реальной политики продолжает играть фактор военной силы. События последних лет указывают на возрастающее значение силовых компонентов в инструментарии политики и политиков. Государства и их лидеры стали все чаще прибегать к использованию военно-промышленных потенциалов для повышения своего статуса в мировой политике или разрешения политико-территориальных проблем. Не будет большим преувеличением суждение о том, что после эпохи относительной стабильности, последовавшей вслед за распадом СССР, мир вступает в полосу войн и военных конфликтов. В представленной публикации автор осуществит попытку проследить восходящую динамику вооруженного насилия на примере ряда военных конфликтов и произошедших по их итогам политико-территориальных изменений на евразийском геополитическом пространстве. Эту проблему автор склонен рассматривать в контексте наметившегося перехода мирового сообщества к новому порядку взаимоотношений.
Статья посвящена особенностям политики глобальных игроков холодной войны на примере Афганистана. Подчеркивая особенности афганской политики холодной войны, автор выделил модельное содержание самого понятия «холодная война», политические события в Афганистане, внутренние и внешние вызовы, этнические проблемы и проблему женщин в период холодной войны. Рассматривается влияние геополитических процессов на развитие, внутренние и внешние интересы афганского общества в XX в., социальные, экономические и политические последствия влияния, особенности развития политической системы и политической культуры Афганистана, этнические проблемы в афганском общественном дискурсе и др. Автор заключает, что холодная война сверхдержав оказала прямое влияние на внутриполитическое развитие в Афганистане, где представленные партии и общественные организации сформировались и идеологически стали политическими органами, имеющими светскую или исламскую систему ценностей. Автор приходит к выводу, что внутриполитическое единство афганского общества не было обеспечено и по той причине, что афганская элита не смогла сформировать идеологию, выражающую национальное единство, а отдельные ее части предпочли служить интересам того или иного игрока, не поддерживая национальные интересы Афганистана.
Статья подготовлена в рамках Программы международной академической
мобильности, организованной Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций (г. Москва) для молодых ученых зарубежных стран.
Современные вызовы Запада, пакеты европейских и американских санкций, специальная военная операция на Украине способствовали переориентированию России на Восток не только в торгово-экономическом и энергетическом плане. Особую актуальность приобрел вопрос военно-политического сотрудничества, в частности, между странами Организации Договора о коллективной безопасности и Китайской Народной Республикой. Согласованность их действий как по линии «ОДКБ + 1», так и «ОДКБ + Шанхайская организация сотрудничества» способствовала проявлению довольно перспективных контуров их взаимодействия, определяющих новый виток в развитии ОДКБ, хотя некоторые его участники и заявляют о возможности выхода из состава Договора (Армения). Но есть и страны, готовые принять более активное участие в его работе (Сирия, КНДР). При этом ни одна из стран ОДКБ не направила свои военные контингенты в поддержку российской
армии на СВО.
Особое место в системе взаимоотношений ОДКБ и Китая занимает Центрально-Азиатский регион: так, миротворческая операция стран ОДКБ в январе 2022 г. в Казахстане привлекла к себе пристальное внимание китайских властей, что еще раз продемонстрировало их заинтересованность в региональной стабильности. В условиях американского давления на Китай его власти неоднократно позитивно отзывались о совместном противодействии таким вызовам, как терроризм, сепаратизм и экстремизм («три зла»).
Цель данной работы – оценить перспективы сотрудничества в сфере противодействия «трем злам». Для достижения этой цели авторы используют метод сравнительного анализа и SWOT-оценку. Авторы приходят к выводу о том, что поскольку страны ОДКБ и Китай сталкиваются со схожими вызовами, то существует возможность ситуативного подключения Китая к военным операциям ОДКБ. Ввиду этого требуется более широкое рассмотрение вопроса о «смычке» ОДКБ и ШОС.