SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
После распада Османской империи тюркские общины Сирии и Ирака (туркоманы) оказались культурной периферией и для Турции, и для новых арабских государств; долгое время они были лишены коллективного голоса. Власти мандата придерживались курса на этнически однородный государственный национализм с формально равными правами граждан; арабские националисты в период независимости осуществляли проект «арабского отечества». Политическую идентичность туркоманы стали обретать только с ослаблением / распадом баасистских режимов в 1990-х-2000-х годах. Как она развивалась и каковы ее векторы сегодня? Какую роль играет Турция в поддержке исторических соотечественников и что предлагают им власти Сирии и Ирака? Туркоманский вопрос рассмотрен авторами в двух контекстах - структурном и идентичностном, т. е. вписан в рамку государственного и национального строительства. В качестве аналитического инструмента использован «треугольник Брубейкера». Результаты исследования показывают, что идентичность туркоман в дополнение к этническому и религиозному приобрела национально-государственное измерение. В частности, туркоманы и Сирии, и Ирака выступают за гражданскую полиэтническую нацию и широкие культурные права. Крупнейшие и наиболее влиятельные политические организации туркоман созданы при активной поддержке Турции, однако политически «тюркский мир» вариативен. В Ираке стремление туркоман к турецкой опеке уступает место желанию сотрудничества двух государств; в Сирии де-факто туркоманская автономия вдоль турецко-сирийской границы приобрела устойчивую значимость и для туркоман, и для «внешней родины». Есть и группы туркоман, для которых приоритетное значение имеет конфессиональная идентичность.
William C. Wohlforth is a distinguished American political scientist, serving as a faculty member in the Government Department at Dartmouth College since 2000. He holds a degree in international relations from Beloit College and has experience working as a legislative aide in the U. S. House of Representatives. Dr. Wohlforth completed his graduate studies at Yale University, where he earned both an M. A. in international relations and a Ph. D. in political science. He has previously held academic positions at Princeton University and Georgetown University. Dr. Wohlforth’s scholarly expertise encompasses international security and foreign policy. His most recent publications include America Abroad: The United States’ Global Role in the 21st Century (Oxford University Press, 2018), co-authored with Stephen G. Brooks, and the forthcoming A Measure Short of War: A Brief History of Great Power Subversion (Oxford University Press, December 2024), co-authored with Jill Kastner.
В предлагаемой обзорной статье по итогам V-й международной конференции «Topical Issues of International Political Geography» (TIPG-2023) (СанктПетербург, 22-23 декабря 2023 г.) приводятся основные направления работы конференции, а также тезисы дискуссии о перспективах ее дальнейшего развития в условиях обострения международной обстановки и некоторой переориентации в тематике публикаций. Конференция была посвящена ряду аспектов современной политической географии, социологии и международных отношений. TIPG-2023 стала платформой для обсуждения и сотрудничества ученых и экспертов в области политической географии, гуманитарной географии, геополитики, урбанистики, демографии, социологии и социальной антропологии, миграционной политики, природных ресурсов, международных организаций, региональной интеграции, конфликтов, безопасности и других смежных областей исследований. Научная часть TIPG 2023 была организована вокруг 6 тематических секций: «Идеологии регионализма и глобализации в историческом контексте. Философия политики», «Международные отношения», «Политические институты и внутренняя политика», «География культуры, образования и туризма», «Миграция и социальнодемографические процессы» и «Устойчивое развитие». Конференция TIPG с 2019 года прошла значительный путь позиционирования на международном уровне, что видно из статистики издательства Springer и наукометрической базы Scopus. В этой связи TIPG представляет собой успешную попытку найти баланс между полной национализацией науки и необходимостью международного сотрудничества.
Приоритетные области научного и образовательного сотрудничества России и Китая свидетельствуют об усилении внимании государств к взаимодействию в области науки и технологий на современном этапе. Научно-технологическое развитие обеих стран формирует запрос на реформы в системах высшей школы, качественное изменение в сфере подготовки инженерных кадров, создание новых ассоциаций и их взаимоотношения в рамках общего сотрудничества, в том числе и через партнерские межгосударственные формирования. Актуальность избранной темы определяется приоритетными направлениями текущих реформ высшего образования в сфере подготовки инженерных кадров и недостаточной изученностью роли вузовской коллаборации в этом процессе. Усилия обеих стран, направленные на достижение технологического суверенитета, рост количества совместных проектов, программ сотрудничества российских и китайских вузов проанализированы с привлечением различных типов источников: государственных документов, научных публикаций, аналитических отчетов созданных ассоциаций. В исследовании использованы историографический анализ, проблемно-хронологический метод, контент-анализ, общенаучные методы классификации, систематизации и интерпретации. На основании изучения обозначенной проблематики выделены основные сферы партнерских отношений университетов в рамках профильных ассоциаций, дана оценка эффективности современных программ и сформулированы основные результаты деятельности профильных ассоциаций, направленные на подготовку квалифицированных кадров в области инженерного образования.
Страной-председателем ЕС на первые шесть месяцев 2023 г. стала Швеция, с которой у России имеются давние противоречия и которая уже в наше время сыграла огромную роль в событиях украинского «Евромайдана». Сегодня история отошла на второй план, а на первый вышли геополитика, разногласия по Украине, вмешательство во внутренние дела РФ и намерение шведов войти в НАТО. Внутри шведской политической элиты имеется разброс мнений по вопросам, связанным с Россией, Украиной и членством в НАТО. Наиболее антироссийски и атлантически настроенные «ястребы» не пользуются поддержкой большинства населения, однако нет и ни одной крупной политической силы, выступающей с позиций понимания российских действий. Потому перспективы российско-шведских отношений не выглядят радужными, хотя к первому ряду явных противников России Швецию все же отнести нельзя.
Во внешней политике Чешской Республики происходят существенные изменения, связанные как с внутренними, так и с международными факторами. Коалиционный кабинет Петра Фиалы еще в самом начале своего пребывания у власти, независимо от последующего военного конфликта на Украине, в качестве одного из приоритетов поставил задачу пересмотра отношений с Россией и Китаем. Победа Петра Павела на президентских выборах в январе 2023 г. придала дополнительный импульсреализации этой программы. Его избрание ознаменовало окончательное завершение эпохи М. Земана и В. Клауса, которые были приверженцами многовекторной и прагматичной внешней политики. В статье анализируются политические взгляды, интересы и действия нового президента в рамках изменений в чешской внешней политике как на нормативном, так и на практическом уровнях, с акцентом на антироссийский и анти-китайский векторы.
Проблематика данного исследования этнических федераций в настоящее время в значительной степени сохраняет актуальным вопрос о способах поддержания внутренней стабильности, отмечая важность различных интегративных механизмов в данном процессе. Однако в данной работе фокус смещается на отношения между автохтонными народами и ресурсодобывающими компаниями в контексте этнического федерализма в России и Канаде. Для этого рассматриваются нормативно-правовая база, институциональные механизмы и практика разрешения соответствующих конфликтов в данных странах. Этнические принципы, положенные в основания территориального выделения соответствующих федеративных единиц, в случае автохтонных народов затрагивают права на природные ресурсы, защиту окружающей среды, а также обеспечение их социально-экономического развития при осуществлении добычи ресурсов. Корпус международного законодательства в области прав человека и внедрение парадигмы корпоративной социальной ответственности, особенно в части обеспечения «социальной лицензии на деятельность», формируют различные уровни формального и неформального признания прав групп на территориях проживания. Основная мысль статьи заключается в том, что в условиях этнофедерализма учёт интересов автохтонных народов при ресурсодобыче является важным аспектом стабильности и существования территориально обособленных групп в этнических федерациях. При этом в России и Канаде права автохтонных групп на территориях до сих пор находятся в процессе институциализации как в силу очень медленного признания правосубъектности в случае автохтонных общин в Канаде, так и из-за сохраняющихся ограничений со стороны федеральных органов власти или законодательства.
Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью информационного фактора в современных условиях. Объемы информации стремительно увеличиваются, силовые методы ведения борьбы уступили место информационному противоборству, все больше стран включают обеспечение информационной безопасности в перечень национальных интересов в документах доктринального характера. В статье подчеркивается, что ФРГ не является исключением: в стране существует сложившаяся развитая система информационно-аналитического сопровождения лиц, принимающих решения, которая состоит из нескольких элементов: частных, подконтрольных аналитических структур и партийных фондов. Автор отмечает, что темы исследований информационно-аналитических центров посвящены разным актуальным направлениям внешней политики. Одним из основных приоритетов информационно-аналитических отчетов на современном этапе выступает Российская Федерация. В статье выявляются основные направления исследований в отношении России: военные действия на Украине, энергетический кризис, современное состояние политики безопасности, внутренние проблемы российского общества, отношения России с другими факторами международных отношений. Значимость статьи заключается в необходимости учета результатов работы информационно-аналитических центров ФРГ при формировании внешнеполитического курса России на германском направлении.
Целью настоящей статьи является рассмотрение милитаризации космоса как непрерывно происходящего процесса от «первой космической гонки» до настоящего времени и возможных путей ограничения международной военно-политической напряжённости в области освоения космоса. Большое внимание в статье уделяется военным космическим программам и типам космического оружия, развиваемым в разных странах, в первую очередь в США и России. Применение хронологического метода и метода системного анализа позволяет установить преемственную связь развивающихся в настоящее время космических систем военного назначения, в том числе систем, испытываемых новыми участниками процесса освоения космического пространства (Китай, Индия). В статье рассматривается связь между нормативно-правовыми документами по космосу времён холодной войны и международными договорами по ограничению ядерного вооружения, анализируются основные подходы по ограничению развёртывания военной деятельности в космическом пространстве и даётся оценка возможному их применению. По мнению автора, на основании проведения испытаний Россией ракеты «Сармат» и объявления моратория США на испытание противоспутникового оружия идея воплощения в жизнь «Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве» представляется заслуживающей внимания. При этом одно лишь создание системы космической ситуационной осведомлённости, по мнению автора, является недостаточным. Вместе с тем американский мораторий 2022 г. на испытание противоспутникового оружия представляется одним из элементов американской политики, нацеленной не только на демонстрацию собственных технических возможностей, но и на установление ограничительных линий для военной деятельности в космосе.
25 апреля 2024 г. департамент мировой экономики НИУ ВШЭ провел круглый стол на тему «Перспективы развития мировой экономики в условиях глобальной экономической фрагментации». Участники обсудили основные направления развития мировой экономики на современном этапе, рассмотрели факторы происходящей фрагментации, оценили перспективы и проблемы экономического роста в мире в целом и в отдельных странах и регионах, а также обозначили ряд ключевых вызовов, стоящих в этом контексте для России.