SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В статье представлены результаты анализа степени включенности крупных российский производственных компаний в процесс трансформации экономики в сторону нового технологического уклада на принципах устойчивого развития. Выявлена потребность производственных компаний во взаимодействии с органами власти для реализации проектов в сфере «зеленой» экономики. На основе современных моделей социально-экономического развития авторами предлагается решение проблемы: построение прочных процессов взаимодействия производственных компаний и органов власти на основе консолидации ресурсов, необходимых для реализации проектов.
В теории маркетинга для ряда товаров и услуг выделяется нерегулярный спрос. Отмечается, что у многих предприятий сбыт товаров (услуг) колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки мощности. Настоящая статья посвящена исследованию характера спроса почтовых услуг УФПС Самарской области АО «Почта России». Приводятся результаты исследования сезонности спроса почтовых услуг по направлениям. Рассмотрены возможности использования особого маркетингового подхода - синхромаркетинга - для улучшения работы предприятия. Дополнительно рекомендовано провести оптимизацию работы почтовых отделений, используя методы расчета системы массового обслуживания.
В статье исследуются региональные особенности цифровой трансформации в Кабардино - Балкарской Республике. Если в развитых странах мира и наиболее динамично развивающихся регионах России новейшие информационно - коммуникационные технологии принимаются населением с высокой долей оптимизма и проникают в повседневную жизнь беспрепятственно, то адаптация к вызванным их распространением переменам традиционного общества, в котором люди настороженно относятся к новшествам, имеет ряд существенных особенностей. Выявление этих особенностей было основной задачей представленного в статье исследования, в ходе которого автором было проведено 50 глубинных интервью. Кабардино-Балкария является многонациональным и многоконфессиональным регионом, расположенным на Северном Кавказе. Республика находится вдали от центров экономического роста и по показателям социально-экономического развития входит в число наименее развитых регионов России. Население региона всё ещё остаётся в большей степени приверженным традиционному жизненному укладу. Данные обстоятельства накладывают отпечаток на восприятие населением различных аспектов цифровой трансформации, происходящей во всех сферах общественной жизни. Респонденты отмечают как позитивные, так и негативные стороны данного процесса. Цифровизация даёт толчок к улучшению качества жизни человека, повышается благосостояние, упрощается решение многих бытовых проблем. Вместе с тем, исследование выявило и ряд негативных сторон цифровой трансформации. Вызывает озабоченность задача сохранения в новых условиях традиций и ценностных установок коренных народов региона. Значимой проблемой выступают трансформации, происходящие на рынке труда, что в социально-экономических условиях республики грозит умножением социальных рисков.
В жизни современных детей и подростков блогосфера занимает значительное место, поскольку абсолютное большинство детей младшего школьного возраста и младших подростков являются зрителями различных видеоблогов. Особый интерес в исследованиях развития личности подростка представляет изучение деятельности книжных блогеров, которые занимаются продвижением литературы в Интернете. В своих постах молодые книжные онлайн-лидеры делятся литературными рекомендациями и контентом на разносторонние темы, освещаемые в книгах, а также говорят о своем читательском опыте. В рамках статьи представлены результаты ряда исследований, посвященных изучению книжного блогинга как механизма приобщения к чтению детей и молодежи. Качественное исследование «Продвижение книжной продукции книжными блогерами на YouTube» проведено в апреле 2023 г. методом контент-анализа пяти YouTube каналов: «Bookstop», «Anthony Uly», «Lera Zhuk», «Аля», «Alua reads». Качественное исследование «Продвижение литературы в социальных сетях в оценке книжных блогеров» было проведено в октябре-декабре 2022 г. методом глубинного интервью с участием 10 молодых книжных блогеров в возрасте от 17 до 32 лет. Качественное исследование лекции в рамках ярмарки «Нон-фикшн» по теме: «Развитие современного селфпаблишинга: как ЛитРес и OZON помогают писателям найти читателей в электронном, бумажном или аудиоформате» проведено в декабре 2022 г. на книжном фестивале «Нон-фикшен 2022» методом контент-анализа. Использование комплекса исследовательских методов позволило получить объемную картину по рассмотренной проблематике. Особенностями книжного блогинга является ориентация на потребности той аудитории, которая считает автора блога лидером или экспертом в какой-то сфере.
В жизнь человека входят новые технологии, становятся ее неотъемлемой частью. Детей, родившихся в начале XXI в., сегодня называют «цифровыми аборигенами», поскольку они выросли среди компьютерной техники, интернет-технологий и потому легко осваивают их. Исследования последних 20 лет показывают, что именно юные пользователи активнее всего осваивают интернет-пространство, и сегодня дети буквально «рождаются со смартфоном в руке». Однако можно ли с уверенностью говорить о «цифровом детстве» поколения начала 2000-х гг.? С целью выяснения особенностей взросления детей этого периода, определения возраста, в который возникали различные жизненные события, и изучения изменений, происходящих в событийности детства, для сравнения с аналогичным исследованием 2018 г. было проведено повторное исследование молодежи 17-23 лет «События вашего детства 2023». Анкета 2018 г. была доработана в соответствии с изменениями, произошедшими в обществе в течение последних пяти лет. Был добавлен блок вопросов о субкультурах, расширен список вопросов, касающихся потребительского поведения, интернет-практик и др. Результаты исследования показали, что в интернет-событийности наблюдается тенденция к снижению среднего возраста начала использования мобильных устройств и онлайн-практик. Самым «ранним» событием среди интернет-практик стало появление собственного мобильного телефона - оно происходило в 8,7 лет. Самым «поздним» - учеба на онлайн-курсах - в 15,7 лет у респондентов 2023 г. Все события, связанные с ИКТ, по-прежнему начинались в школьном возрасте. Полученные данные не подтверждают гипотезу о раннем начале использования информационных технологий детьми начала XXI в.
Целью данной работы являлось выявление основных трендов в трансформации потребительских предпочтений россиян, значимо связанных последнее время с пандемической ситуацией внутри страны, беспрецедентным влиянием экзогенных и эндогенных факторов, санкционным давлением, с уходом большого числа «брендов» с российского рынка. Всё это в совокупности коренным образом повлияло на потребительские предпочтения. Объект исследования - потребительские доминанты выбора россиян. Предмет - современные тенденции изменения предпочтений, обусловленные внешними и внутренними факторами, а также отношение к ним со стороны российских потребителей товаров и услуг. Пандемия внесла значительные изменения не только в социально-экономическую ситуацию в стране, но и в значительной степени повлияла на потребительский выбор. Изменения претерпели не только сами предпочтения, но и способ/структура приобретения товаров. В значительной степени «покупки» переместились в Интернет. Не успев адаптироваться к «жёстким» условиям «приобретения товаров на удалёнке» российский потребитель столкнулся со значительными изменениями на внутреннем рынке товаров и услуг, вызванными санкциями со стороны зарубежных производителей, частичным или полном уходом «привычных» брендов. Изменение социально-экономической ситуации, уровня доходов граждан, потребительской уверенности, кредитного доверия в значительной мере предопределяют сегодня поведение отечественного потребителя. В статье авторы использует аналитические подходы и статистические методы сравнения, основанные на проведении анализа вторичных и получении первичных данных по изучаемой проблематике. Уникальность исследования заключается в том, что сложившаяся ситуация «нестандартна» для отечественного рынка, когда экономические и социальные проблемы обусловлены не только кризисными явлениями, но и беспрецедентным негативным поведением иностранных производителей, традиционно представленных на внутреннем рынке. В качестве первичной информации использованы данные авторских исследований, проведённых до и в период пандемии. Они были связаны с изучением особенностей потребительских предпочтений. Результаты работы могут быть практически значимы для учёных, специалистов, а также исследователей, изучающих потребительское поведение россиян.
Статья посвящена изучению организационно - управленческого контекста развития проектного обучения в российских вузах. Выборочная совокупность исследования представлена двенадцатью университетами разного типа (федеральные, научно - исследовательские, опорные) Приволжского, Уральского, Сибирского и Южного федеральных округов. На основе традиционного документов - официальных документов, размещённых на официальных сайтах университетов, - осуществлена оценка ключевых аспектов политик университетов в реализации проектного обучения студентов, отражающих развитие организационной инфраструктуры анализируемой практики и формирующей среду социального взаимодействия студентов, преподавателей, кураторов, работодателей и представителей образовательного менеджмента. Разработка оценочного инструментария основывалась на методологии системного, организационно - управленческого, процессного, ситуационного и темпорального подходов. Цель исследования - проанализировать организационно-управленческий контекст проектного обучения в российских университетах. Установлено, что институциональные практики внедрения проектного обучения в исследуемых университетах имеют разные ресурсные возможности и реализуются по различным траекториям, имеющим свою логику. В исследовании зафиксировано, что в информационном пространстве, а соответственно и в организационно - управленческой среде, представлено многообразие в определении целей и результативности проектного обучения. Демаркационными линиями в существующих организационно - управленческих моделях являются стратегические развилки, обеспечивающие: массовость или избирательность проектного обучения в вузах; ориентацию на образовательный и/или продуктовый результат; интеграцию проектного обучения в образовательный процесс или реализацию проектной деятельности студентов за рамками их учебных активностей. Выявлена зависимость между организационным дизайном проектного обучения и его ресурсным обеспечением - нормативно-правовым, кадровым, информационным сопровождением. Масштабность и интенсивность управленческих инноваций, связанных с переходом образовательного процесса на форматы проектного обучения, в большей степени характерна для университетов, входящих в программу развития университетов «Приоритет-2030». Они детерминируют не только серьёзные институциональные и организационные изменения, но и трансформацию практик социального взаимодействия в высшем образовании.
Актуальность исследования обусловлена тем, что феномен реинтеграции мигрантов, возвращающихся из России в Кыгргызстан, недостаточно изучен. Мало исследованы проблемы, с которыми мигранты сталкиваются при повторном включении в общество страны происхождения, такие аспекты реинтеграции, как экономическое и социальное положение, социально-психологическое самочувствие мигрантов, уровень реинтеграции. Целью исследования стала социологическая оценка устойчивости реинтеграции возвращающихся из России в Кыгргызстан мигрантов. Научная новизна состоит в конкретизации понятия «реинтеграция» как многоаспектного процесса, позволяющего мигрантам восстановить экономические, социальные и психосоциальные отношения, необходимые для поддержания жизни, и понятия «устойчивая реинтеграция» как достижения возвратившимися определенного уровня экономической самодостаточности, социальной стабильности и психосоциального благополучия; в разработке эмпирических показателей устойчивой реинтеграции, таких как способность вернувшегося мигранта обеспечивать себя и свою семью, участвовать в экономической деятельности, наличие жилья, выстраивание прочных социальных отношений и вовлеченность в местное сообщество, психологическое благополучие, возможность пользоваться базовыми услугами, отсутствие миграционных планов после возращения. Дана социологическая оценка устойчивости реинтеграции возвращающихся из России в Кыргызстан мигрантов, опирающаяся на результаты анкетного опроса 515 возвратных мигрантов, фокусированного интервью 37 возвратных мигрантов в Кыргызстане в октябре - ноябре 2022 года. Выявлено, что реинтеграция возвратных мигрантов из России в Кыргызстан носит достаточно устойчивый характер во всех сферах: экономической, социальной и социально-психологической. Вместе с тем у возвратившихся есть определённые проблемы, что отразилось в недостаточно высоком уровне оправдания ожиданий от возвращения и в возможных намерениях снова мигрировать в Россию или другие страны.
В статье подводятся итоги эксперимента по формированию доверия к процедуре семейной медиации - мирному разрешению семейных споров через внедрение технологии первой информационно-разъяснительной встречи. Проведен анализ статистики брачно-семейных отношений, количества разводов в России, Москве, странах мира за 5 лет, в том числе во время пандемии COVID-19, статистики исполнительных производств по семейным отношениям и порядку общения за несколько лет, а также социологических исследований 2022-2023 гг. Приведены результаты экспериментальной супервизии с использованием технологий двух нейронных сетей. Проанализированы особенности семейной медиации как наиболее эффективного внесудебного способа разрешения семейных споров. Показано, что достижению результата, мирного урегулирования семейных споров, способствовала экспериментальная разработка и реализация Центром медиации и социально-правовой помощи, совместно с управлениями социальной защиты населения города Москвы, новой для России процедуры - первой информационно-разъяснительной встречи. Приведены первые результаты: эффективность 98 %, почти все семейные пары по итогам встречи дали согласие на медиацию, и первые медиации успешно проведены. Выявлены одни из главных причин малой распространенности досудебного урегулирования семейных конфликтов - нормативная необязательность процедуры семейной медиации для семейных пар с несовершеннолетними детьми при подаче заявления на развод, неинформированность семейных пар о преимуществах и выгодах обращения к семейной медиации. Приведены аргументы, доказывающие, что первая информационно-разъяснительная встреча является успешной стратегией построения доверия и первым шагом к медиации и сохранению семьи, семейной идентичности, духовных ценностей для последующей передачи их следующему поколению в непрерывной цепи социокультурной идентичности
Библиотеки являются лидирующим актором, развивающим дискуссию об открытой науке в российском научном поле в конкурентной борьбе с издателями, репозиториями и научными институтами. Понимание роли библиотек в условиях открытой науки позволит определить контуры возможной реализации концепции открытой науки в России. На основе анализа круга релевантных источников автор на базе реконструкции представлений библиотек описывает трансформацию их роли в условиях открытой науки. Для достижения поставленной цели в статье выполняется ряд задач, среди которых: выявление контекста формирования представлений о роли библиотек, выявление предпосылок для изменения роли библиотек, выявление старой и новой роли библиотек в условиях открытой науки, выявление барьеров для реализации новой роли библиотек в условиях открытой науки. Отмечается, что интерес к открытой науке со стороны российских библиотек возникает в соответствии с мировыми трендами. Открытая наука для библиотек представлена в российском научном поле как вызов, обусловленный усложняющейся научной средой. Подобные вызовы стимулируют библиотеки переопределить свое место в информационной экосистеме будущего, и открытая наука является ключевым аспектом, на основе которого библиотеки выстраивают свое стратегическое развитие. Активная роль библиотек в развитии открытой науки обусловлена синергетическими факторами. Однако автор отмечает и наблюдающийся вынужденный характер участия библиотек в развитии открытой науки. Автор приходит к выводу, что лидерство библиотек в дискуссии в отношении открытой науки в российском научном поле не просто обусловлено конкуренцией за владение ресурсом, но имеет экзистенциальный характер на фоне рисков вытеснения библиотек из процесса научной коммуникации.