SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В статье проанализирована одна из наиболее изученных находок средневековой Сугдеи, полученная в ходе археологических исследований. Предмет дважды был опубликован, но оба раза с ошибочной атрибуцией. Тем не менее, анализ материалов раскопок древнерусских памятников позволяет безошибочно определить данный предмет как дробницу и датировать, исходя из четкого археологического контекста, концом X - первой половиной XI в. Интересно, что для древнерусских памятников это достаточно редкая находка. Причины ее попадания в Сугдею остаются пока непонятными. С уверенностью можно утверждать только то, что она входила в состав погребального инвентаря захороненного в христианском склепе. К сожалению, основываясь на чрезвычайно плохой сохранности костяков и пермешанности находок, опередлить полный состав погребального инвентаря и связать его с конкретным костяком затруднительно. Тем не менее, находки дробницы и других древнерусских предметов, сделанных в последние годы, позволяют расширить наши представления о древнерусском импорте в византийской Сугдее. Ранее в Сугдее отмечался только набор вещей (прясла, браслеты, предметы христианского культа, гривна киевского типа), типичный для крупного города, имевшего тесные экономические связи с Русью. Однако, учитывая находки фрагментов керамики с древнерусскими надписями, печати тмутараканских князей и такую знаковую и редкую вещь, как дробница, есть основания для того, чтобы возобновить дискуссию о политическом статусе восточного Крыма в период наивысшего расцвета Тмутараканского княжества.
В настоящей статье рассматривается символическая взаимосвязь четырех основных элементов - серебро/металл, камень, дерево и кость, их осмысление и трактовки в творчестве известного казахстанского ювелира Ильи Казакова. По мнению автора статьи, эти понятия не только символизируют различные аспекты степной вселенной, но и объединяются в синкретический союз с эстетикой информационных технологий. Молодой, но уже опытный карагандинский художник Илья Казаков особо выделяется в арт-пространстве современного Казахстана, а его творчество, на наш взгляд, представляет собой «сплав» степного мировоззрения и мышления современного человека, живущего в век информационных технологий. Создавая ювелирные изделия на основе местной художественной обработки металла, художник вносит в свое творчество активное экспериментальное начало, навеянное архисовременной эстетикой. Степные мотивы и коды цифровой эпохи слились в его творчестве в гармоничном симбиозе. Через анализ художественных приемов, выбор материалов и образных решений в работах И. Казакова автор статьи стремится постичь процесс слияния традиционных культурных символов с современными технологическими реалиями. Методологический подход, используемый в работе, позволяет увидеть творчество И. Казакова в контексте не только индивидуального выражения, но и в качестве рефлексии по поводу современной культурной идентичности.
В работе рассмотрены особенности дизайна фурнитуры модной одежды, галантереи и обуви. Отмечено, что в сложившихся условиях глобальной конкуренции производителей применение оригинальных решений в дизайне обуви, швейных и галантерейных изделий, основанных на применении новых материалов, новых методов проектирования и изготовления, способствует успешному продвижению товаров на рынке за счет расширения ассортимента, создания авторских и массовых ультрамодных изделий с уникальными эстетическими свойствами. Отмечены различия в условиях эксплуатации различных групп фурнитуры и требования к их эксплуатационным характеристикам. Рассмотрены возможные технологии и материалы для их изготовления. Показано, что возможной альтернативой используемым при их производстве технологиям является гальванопластическое формообразование фурнитуры, обладающее рядом неоспоримых преимуществ.
В работе рассмотрены особенности технологии формообразования ювелирных изделий с использованием «прямого» литья, его преимущества по сравнению с традиционным литьем по выплавляемым моделям. Показано, что уникальные возможности технологии «прямого» литья создали условия формирования нового направления в дизайне ювелирных украшений, подтверждая неразрывную связь дизайна, материала и технологий изготовления ювелирных изделий. Показано на конкретных примерах, что дизайн изделий необычен, обладает особенностью визуально придавать изделиям воздушность и легкость, кажущуюся массивность при относительно небольшом весе, что ранее при использовании других технологий формообразования было затруднено или невозможно. Показано, что очевидные преимущества рассмотренной технологии столь очевидны, что она начинает доминировать при изготовлении эксклюзивных ювелирных украшений.
В работе исследована возможность создания микромозаики с помощью зерни из горячих эмалей. Эмалевая зернь изготавливается из кусочков дробленных горячих эмалей, приобретающих сферическую форму в процессе обжига в муфельной печи. Мозаичное изображение формируется путем плотного выкладывания на металлическую основу с нанесенным клеевым слоем сферической эмалевой зерни одинакового или различного диаметра в интервале 0,4…5 мм в соответствии с художественным замыслом. Эмалевая зернь обладает широкой цветовой палитрой, красивым блеском, твердостью, долговечностью и другими преимуществами, характерными для горячих эмалей. Все это делает эмалевую зернь очень перспективным материалом для выполнения мозаичных работ. С ее помощью можно формировать разнообразные по тематике и колористике рельефные узоры, изображения, орнаменты, обладающие яркой художественной выразительностью. Способ позволяет расширить возможности декоративного эмалирования и ассортимент ювелирно-художественной продукции.
В статье впервые представлен систематизированный обзор творчества выдающегося уральского ювелира и камнереза Владимира Николаевича Шицалова – яркого представителя декоративного искусства Свердловска-Екатеринбурга конца ХХ века, сделаны выводы о сходстве и отличиях его образования, основных аспектах творческого метода с деятельностью классических представителей Уральской ювелирной школы. Авторами выявлены самобытные черты работ В.Н. Шицалова на основе атрибутирования и анализа более 150-ти произведений, созданных в разных видах декоративноприкладного искусства (камнерезные и ювелирные предметы, проектная графика) и хранящиеся в музейных собраниях и частных коллекциях Урала. Предложена последовательная ретроспектива эволюции творческих подходов мастера в рамках трёх основных направлений его деятельности: камнерезной пластики, ювелирных украшений и интерьерных декоративных предметов.
Статья посвящена изучению ювелирного творчества уральского мастера-камнереза, дизайнера, художника А.К. Денисова-Уральского. В основу исследования легли сохранившиеся в фондах Горного музея документы, вывезенные в 1920-е годы из петербургского магазина мастера и представленные в этой публикации впервые. В исследовании поставлена цель,изучив сведения о ювелирной деятельности А.К. Денисова-Уральского и его известные произведения, реконструировать два утраченных колье по авторским рисункам. На основании архивных документов восстановлена последовательность исторических событий, в результате которых было утрачено имущество А.К. Денисова-Уральского. Проведен сравнительный анализ изображений существующих ювелирных изделий мастера, представленных на современном антикварном рынке, а также репродукций, опубликованных при жизни художника. Определены использованные мастером типы плетения цепей, особенности оформления кастов камней, форма огранки, состав драгоценных камней, авторский почерк ювелира. С помощью метода моделирования предложена реконструкция двух колье, краткие сведения о которых и авторские рисунки сохранились лишь в накладных 1915 года в коллекции Горного музея. Результаты сопоставительного анализа, а также применения современных аддитивных технологий позволили ввести в научный оборот новые сведения о ювелирном творчестве А.К. Денисова-Уральского.