SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В последние годы, особенно после Объединенной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященной проблемам физиологического учения академика И. П. Павлова, состоявшейся в 1950 г., советские психиатры с помощью физиологов и патофизиологов создали новые основы понимания различных психопатологических расстройств.
Многое из уже сделанного в этом отношении является прочно установленным, другое же требует дальнейших исследований.
Психолог, исследующий проблемы обучения, не может при обзоре истории вопроса обойти вниманием труды педагогов и методистов. Это вполне естественно, так как отрасль собственно педагогической психологии возникла лишь на рубеже XX в., в то время как педагогика имеет за собой многовековую давность.
Изучая работы педагогов и методистов, исследователь получает возможность представить себе картину исторического развития данной отрасли обучения, на фоне которой отдельные проблемы, возникавшие перед педагогикой, представляются в своем истинном значении.
Составитель настоящей хрестоматии П. Н. Груздев преследовал задачу с наибольшей полнотой представить в ней высказывания Маркса и Энгельса о воспитании и образовании.
Широко понимая эту задачу, составитель включил в хрестоматию некоторые статьи и выдержки из отдельных работ Маркса и Энгельса, не имеющие на первый взгляд отношения к данной теме. Таковы, например, статья Энгельса «Об авторитете», ряд мест из работ «Немецкая идеология», «Диалектика природы», «Развитие социализма от утопии к науке» и некоторых других произведений. В них нет прямых высказываний о воспитании и образовании, но они имеют большое принципиальное значение для педагогической науки, для разработки основных проблем воспитания и образования.
Настоящая книга освещает одну из важнейших проблем философской мысли—вопрос о природе психического, сознания в их отношении к бытию, к материальному миру. В книге рассматривается ряд основных проблем теории познания — об идеальном и материальном, о субъективном и объективном и т. д. В решении ряда важнейших проблем, поднимаемых в этом труде, центральное место занимает диалектико-материалистическое понимание детерминизма.
Последняя часть книги посвящена теоретическим вопросам психологии, в частности, психологии личности.
Недавно в серии «Фантастика и приключения» Трудрезервиздата вышел сборник «Полет на Луну». Он заканчивался описанием высадки астронавтов на Луне.
О том, как завершилась первая лунная экспедиция, говорится в очерке, открывающем эту книгу. А в следующих очерках писатель Б. Ляпунов рассказал о внеземной станции, о полетах на Марс и ближайшие к Солнцу планеты и, наконец, о более отдаленных перспективах — межзвездных перелетах, освоении Солнечной системы.
Очерки «Мечте навстречу» — научнофантастические. Но «эпоха более пристального изучения неба», о которой мечтал основоположник звездоплавания К. Э. Циолковский, уже наступает. В ближайшие годы начнется систематическая разведка мирового пространства. Предстоит запуск автоматических искусственных спутников Земли, будет создана внеземная научная станция; вероятно, состоятся путешествия на Луну и Марс. Научная фантастика откликается на эти важнейшие события недалекого будущего и заглядывает еще дальше.
Книга посвящена изучению научного и фольклорного новеллистического стиля древнегреческого историка Геродота. В работе дается анализ стиля, разбираются политические и социальные термины, употребляемые Геродотом, доказывается родство научной прозы Геродота с документальной прозой.
В книге рассматривается влияние научного стиля на стиль фольклорных рассказов, отмечается городской характер и разнообразие типов новелл, изложенных Геродотом.
Книга рассчитана на научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов филологических и исторических факультетов.
Когда человек, побуждаемый к самому непосредственному наблюдению природы, вступает в борьбу с ней, то сначала он испытывает чрезвычайно сильное желание подчинить себе предметы. Однако это продолжается недолго; предметы так властно теснят его, что он ясно начинает чувствовать, как много у него оснований признать их мощь и чтить их воздействие.
Едва он убедится в этом взаимном влиянии, как замечает двоякую бесконечность: в предметах — многообразие бытия и становления и живо перекрещивающихся отношений, а в самом себе — возможность бесконечного совершенствования, выражающегося в том, что свою восприимчивость и свое суждение он постоянно приспосабливает к новым формам восприятия и противодействия.
Эти состояния доставляют высокое наслаждение и могли бы составить счастие всей жизни, если бы внутренние и внешние затруднения не создавали препятствий этому прекрасному движению к совершенству. Годы, ранее дарившие, начинают отнимать; приходится в меру своих возможностей удовлетворяться приобретенным, наслаждаться им в тиши, тем более, что искреннее, чистое, оживляющее участие извне встречается так редко.
В Третьяковской картинной галерее можно увидеть картину замечательного русского художника Николая Николаевича Ге «Что есть истина?» Сюжет ее взят из христианской мифологии и состоит в следующем. Римлянин Пилат задает Христу вопрос: «Что есть истина?» Лицо Пилата, необыкновенно реалистически изображенное художником, выражает нескрываемую иронию и даже злорадство.
Задавая вопрос, он вместе с тем как бы говорит: «Не верю, что ты дашь ответ. Этот вопрос не могли разрешить крупнейшие философы прошлого. На него вообще нельзя дать сколько-нибудь удовлетворительный ответ».
Что такое материя? Каково ее строение? — эти вопросы уже давно волновали умы человечества. От ответов на них зависит определение места человека в окружающем его мире, выяснение основы и путей познания этого мира, а также решение многих других подобных проблем, которыми занимается философия.
Но вопросы о материи и ее строении имеют значение не только для философии, но и для нашей практической деятельности. Их нужно выяснить, для того чтобы научиться управлять процессами, совершающимися в природе.
Около трех тысяч лет философы, физики, химики и другие ученые различных стран работают над этими вопросами. За это время люди очень многое узнали о природе и научились использовать в своих интересах ее грозные и непонятные ранее явления. Мы живем в такой век, когда человечество приступило к покорению новой колоссальной силы природы — атомной энергии.
В антирелигиозной пропаганде при разъяснении научного материалистического взгляда на действительность ценным подспорьем и яркой иллюстрацией могут быть произведения великих мыслителей и художников прошлого — борцов с идеализмом и поповщиной. На необходимость использования этого наследства указывал В. И. Ленин в статье «О значении воинствующего материализма».
К таким художникам и мыслителям прошлого относится и А. С. Пушкин. В данной работе предпринята попытка очень сжато изложить основные черты материалистических и атеистических взглядов А. С. Пушкина.