SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
С 2014 г. ключевым внешним шоком, определяющим развитие российской экономики, являются геополитические факторы, в том числе санкционного характера, которые оказывают влияние на ее стратегически важных бизнес-акторов. Среди них ПАО «Газпром» - лидер газовой отрасли России с исключительными правами на экспорт трубопроводного газа страны. Цель исследования - оценка влияния динамики экспортных трубопроводных поставок газа Российской Федерации в Европу на финансовые показатели «Газпрома», а именно на его валовую прибыль, в контексте формирования геополитических угроз финансовой устойчивости и долгосрочного развития компании, а также ослабления позиций России как одного из ведущих поставщиков природного газа в Европу. Отмечается, что сокращение экспорта трубопроводного газа Российской Федерации в Европу с форсированием динамики в 2022-2023 гг. было преимущественно обусловлено выключением из логистики поставок по европейскому вектору газопроводов «Северный поток», «Северный поток - 2», «Ямал - Европа», «Союз», «Уренгой - Помары - Ужгород» и «Прогресс». Это негативно повлияло на валовую прибыль «Газпрома», особенно в условиях снижения экспортных цен на газ в 2023 г. Адаптация компании к внешним шокам ограничена волатильностью ценовых трендов и дальнейшим охлаждением отношений с Европейским союзом и связана с расширением сотрудничества со странами Азии и с Турцией, наращиванием производства и экспорта сжиженного природного газа и нефти и частичной переориентацией на внутренний рынок.
Выход на внешние рынки является для МСП важным направлением стратегического развития. Он позволяет обеспечить более высокие темпы роста, расширить возможности использования ограниченных и часто уникальных ресурсов, получить доступ к ключевым стратегическим партнерам, продлить жизненный цикл выпускаемой продукции, диверсифицировать риски и др. Как любое стратегическое решение, организация экспортной деятельности требует тщательного анализа внутренних и внешних благоприятных и неблагоприятных факторов для обоснования выбора наиболее перспективных и целесообразных рынков, адаптации под них своих продуктов или услуг, оценки их конкурентоспособности, разработки стратегий выхода и продвижения на выбранные рынки. В последние годы произошло много значимых изменений в составе и характере воздействия таких факторов, поэтому целью статьи является выявление и структуризация факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности российских экспортно ориентированных МСП, а также обоснование методического инструментария оценки такого влияния для принятия стратегических решений. Проведен сравнительный анализ факторов, влияющих на эффективность деятельности российских МСП на внешних рынках с позиций оценки их экспортного потенциала. Анализ дополнен выделением рисков и возможностей, связанных с распространением цифровых технологий и введением санкционных ограничений. Предложен классификатор факторов и условий, влияющих на эффективность экспортной деятельности. Определена структура системы показателей оценки эффективности экспортной деятельности МСП. В формате SWOT-матрицы выделены факторы, оказывающие существенное влияние на возможность и результаты экспортной деятельности российских МСП; дана сравнительная характеристика методов оценки такого влияния. Показаны преимущества метода когнитивного моделирования для отражения сложного и динамического характера взаимосвязей между факторами и результатами экспортной деятельности. Представлены базовые правила построения когнитивных карт.
В статье описываются стратегии принятия решений российскими малыми и средними предприятиями при выходе на внешние рынки, а также анализируются факторы и условия, влияющие на эффективность их экспортной деятельности. Основное внимание уделяется анализу внутренних и внешних факторов, включая такие, как санкционные ограничения, доступ к финансовым ресурсам, производственные возможности, маркетинговые компетенции, цифровые технологии и др. Обсуждаются различные подходы к анализу факторов и условий, в том числе модель быстрого старта, традиционную модель выхода и стратегии захвата рубежей и экспансии. Также рассматриваются методы оценки эффективности экспортной деятельности, в частности количественные и качественные. В результате формируется ландшафт качественных моделей взаимосвязи между факторами и условиями работы и эффективностью деятельности российских экспортно ориентированных МСП, включающий четыре основные модели.
ЛОГИСТИКА, ЭКСПОРТ, ЭКСПОРТНЫЕ ПОСТАВКИ, ТРАНСГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ, ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, БОЛЬШОЙ АЛТАЙ
Статья посвящена оценке экспортного потенциала Алтайского края в области производства биологически активных добавок к пище посредством анализа системы показателей, в совокупности дающих наглядное представление о текущей ситуации на рынке биологически активных добавок к пище и положении Алтайского края в нем, а также формирующих представление о перспективах развития отрасли.
Представлена система показателей, характеризующих экспортный потенциал региона в сфере производства БАД. Рассмотрены производственные, экспортные, финансовые, инвестиционные и кадровые показатели отрасли.
Произведен анализ объемов производства БАД в натуральном выражении за 2017-2023 гг. в Алтайском крае.
Описаны факторы, повлиявшие на динамику объема производства БАД в регионе. Выявлены основные направления (макрорегионы и конкретные страны) экспорта БАД из Алтайского края.
Осуществлен прогноз стоимостного объема экспорта до 2030 года, а также выявлены основные тенденции рынка.
Предложенные меры для развития экспорта БАД в Алтайском крае позволяют выделить направления совершенствования функционирования экспортных отношений в регионе в данной сфере.
Relevance. The adoption of new technologies and the rapid emergence of innovation spur high-tech production and export-led economic growth. We aim to provide fresh evidence on the determinants of high-tech exports, considering different macroeconomic factors within the framework of the gravity model. Research Objective. The aim of the research is to empirically assess the impact of macroeconomic instability, tax policies, natural resources endowment, human capital, and institutional environment on the promotion of high-tech exports. Data and Methods. In considering the institutional indicator, six distinct indices from the World Bank are examined, and a common indicator is computed using principal component analysis. The econometric modeling uses a panel dataset covering the world’s 80 largest economies from 1996 to 2019. To test the assumptions of the gravity model and tackle the heteroscedasticity problem, the Poisson Pseudo Maximum Likelihood methodology is employed. Results. Higher inflation and unemployment rates are found to significantly decrease high-tech exports, while government external debt contributes to their enhancement. Tight tax policy and an increase in tax contribution are counterproductive in spurring high-tech exports. A negative and significant result is found for resource endowment, indicating that an increase in resource exports is counterproductive for technological advances and high-tech production. In most cases, the institutional environment and human capital significantly promote high-tech exports. Conclusions. Based on the presented empirical findings, we offer recommendations for the government to stimulate high-tech exports.
В статье рассматривается экспортный потенциал Киргизии в агропромышленном комплексе. Уникальное географическое положение страны и экологичное земледелие способствуют выращиванию фруктов, обладающих большим полезных микроэлементов. В таких условиях киргизские продукты получают сертификаты соответствия международным стандартам. Финансовые и нефинансовые меры поддержки экспорта со стороны правительства страны и ЕАЭС помогают фермерам в продвижении своей продукции на международных рынках. В свою очередь, в ОАЭ можно наблюдать рост популярности органических продуктов, в том числе сухофруктов. Между странами заключены таможенные соглашения, способствующие стабильному сотрудничеству. Для оценки перспектив торговых отношений между странами авторами был проведен PESTLE и SWOT анализ. В статье представлены рекомендации по продвижению киргизских сухофруктов на рынке ОАЭ.
В данной статье рассматриваются перспективы и вызовы международной электронной торговли хлебобулочными изделиями в условиях глобальных изменений. Введение содержит обзор текущего состояния и тенденций развития электронной торговли в хлебопекарной отрасли, подчеркивая ее значимость для производителей и потребителей хлебобулочных изделий. Согласно данным Statista, объем мирового рынка электронной торговли продуктами питания и напитками в 2020 году составил 168 млрд долларов США, и ожидается, что к 2024 году он достигнет 381 млрд долларов. Материалы и методы включают анализ статистических данных, отчетов отраслевых организаций и научных публикаций, посвященных развитию электронной коммерции в хлебопекарной индустрии. Применяются методы сравнительного анализа, синтеза информации и прогнозирования. Результаты исследования показывают, что основными перспективами для онлайн-торговли хлебом и выпечкой являются: рост спроса на доставку свежей продукции, расширение ассортимента за счет специализированных и функциональных продуктов, персонализация предложений, использование инновационной упаковки. Среди ключевых вызовов выделяются: необходимость обеспечения быстрой и качественной доставки скоропортящейся продукции, поддержание свежести и потребительских свойств товаров, обеспечение безопасности пищевой продукции, адаптация к различным требованиям национальных рынков.
Развитие внешнеэкономической деятельности региона является неотъемлемой частью обеспечения роста экономики. Оно стимулирует производство товаров и услуг, положительно сказывается на росте ВВП, укрепляет национальную валюту и способствует привлечению средств в бюджет страны. В Российской Федерации наибольшей внешнеэкономической активностью характеризуются регионы Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Особую роль в обеспечении внешнеэкономической деятельности СЗФО играет Вологодская область, территория которой признана зоной опережающего развития. Однако в связи с введенными в 2022-2023 гг. экономическими санкциями развитие внешнеэкономической деятельности в регионе требует срочного пересмотра направлений сотрудничества. Эта потребность определила цель исследования - разработка и апробация методики определения направлений развития внешнеэкономической деятельности региона в новых геополитических условиях. По результатам проведенного теоретического обзора, основанного на анализе трудов отечественных и зарубежных ученых, дано определение понятию «внешнеэкономическая деятельность региона» - совокупность внешнеторговых, инвестиционных и других видов деятельности субъектов хозяйствования региона, осуществляемых на межстрановом уровне с учетом выбранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы. Рассмотрены внешние и внутренние факторы развития внешнеэкономической деятельности. Проанализированы факторы, способствующие развитию внешнеэкономической деятельности с отдельными странами-партнерами: экономика страны-партнера, расстояние, культура и регулирование. Эти факторы послужили основой для разработки методики определения направлений развития внешнеэкономической деятельности региона. Апробация методики позволила выделить страны, сотрудничество с которыми будет наиболее перспективным.
В условиях исключительного внимания государства к вопросам развития экспорта на первый план выходит изучение детерминант осуществления экспортных операций регионов России. Экспортирующие компании сталкиваются с такими ограничивающими факторами, как технологическая отсталость, несоответствие качества товаров международному спросу, сложность таможенных процедур. В условиях современной климатической повестки выделяется новый тип экономических рисков для экспортеров переходные климатические риски. Данная группа рисков формируется как результат намерений государств достичь климатических целей, заявленных в рамках Парижского соглашения, и перейти на рельсы низкоуглеродного развития. Переходные риски для экспортеров могут проявляться в виде торговых ограничений, экологических требований к товарам, стремления стран-импортеров заменить более углеродоемкую экспортируемую продукцию. Оценка развития экспорта российских регионов в условиях переходных климатических рисков нетривиальная задача. Глобальный энергетический переход может генерировать как риски, так и возможности для экспорта России. Целью данного исследования выступает моделирование влияния переходных климатических рисков на динамику объемов экспорта российских регионов на основе данных за период 2013-2021 гг. с применением расширенной гравитационной модели международной торговли. Исследование имеет две отличительные особенности: проводится комплексный анализ, представляющий три типа переходных климатических рисков: распространение углеродного регулирования, развитие альтернативной энергетики и электрификация транспорта. Выявляются региональные факторы, определяющие знак влияния каждого из них на объемы экспорта. Исследование выявило, что влияние переходных климатических рисков на экспортные показатели российских регионов различно. Во-первых, углеродное регулирование торговых партнеров создает риски для многих регионов России, но способствует увеличению экспорта из регионов с наиболее благоприятными социально-экономическими условиями для инновационной деятельности и активной региональной климатической политикой. Во-вторых, производство альтернативных источников энергии в странах-партнерах снижает зависимость от российского импорта энергоносителей, что ставит под угрозу устойчивость экономик регионов, специализирующихся на добыче традиционных энергоресурсов. При этом регионы России, богатые полезными ископаемыми, вносят существенный вклад в глобальные тенденции энергетического перехода как поставщики критически важных минеральных ресурсов и увеличивают свой экспорт.