SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Компульсивное потребительское поведение (компульсивное покупательское поведение, компульсивное покупательское расстройство, ониомания, шопоголизм) - непреодолимое влечение к совершению покупок и навязчивое, часто повторяющееся, слабо контролируемое покупательское поведение, иными словами, одержимость покупками.
Несмотря на возрастающее количество шопоголиков, к настоящему моменту не существует детально валидизированных русскоязычных психологических методик, которые бы оценивали уровень ониомании.
Американский вариант Ричмондской шкалы компульсивного покупательского поведения был разработан в 2008 году Н. Риджвэй, М. Кукар-Кинни и К. Монро из Ричмондского университета. Данный опросник адаптирован на китайском, корейском, португальском и русском языках.
Целью работы являлись перевод, кросс-культурная адаптация и психометрическая проверка экспресс-опросника «Ричмондская шкала компульсивного покупательского поведения» (Richmond Compulsive Buying Scale, RCBC). Общее количество участников исследования составило 2263 человека в возрасте от 18 до 73 лет, из них 45,6 % мужчин и 54,4 % женщин из 56 регионов России. Исследование проходило в три этапа: первый - для семантической адаптации опросника (2020 год), второй - для сбора количественной информации (2020-2022 годы), третий - для определения валидности и ретестовой надежности методики (2022-2024 годы).
На первом этапе использовалось фокусированное групповое интервью (N = 13) и нарративное интервью c элементами экспертного опроса (N = 42) с людьми, осознающими свою ониоманию.
На втором этапе был применен Интернет-опрос (N = 2023), включающий Ричмондскую шкалу компульсивного покупательского поведения, социально-демографические данные и самооценивание уровня ониомании.
На третьем этапе применено психологическое тестирование (N = 170). Для обработки и анализа данных были использованы анализ пригодности шкалы (коэффициент альфа Кронбаха), факторный и корреляционный анализ.
Подсчеты осуществлялись в программе IBM SPSS Statistics 23. Ричмондская шкала компульсивного покупательского поведения, созданная Н. Риджвэй, М. Кукар-Кинни и К. Монро в адаптации О. С. Посыпановой, продемонстрировала простоту применения как специалистами, так и обычными потребителями, высокую внутреннюю согласованность (α Кронбаха = 0,82), достаточную конструктную валидность (корреляция с тестом «Бергенская шкала шопоголизма» r = 0,259 при р ≤ 0,01, N = 170), критериальную валидность (корреляция с самооценкой себя как шопоголика r = 0,102 при р ≤ 0,05, N = 2023), высокую ретестовую надежность (через 2,5 месяца r = 0,809 при р ≤ 0,001, N = 170; через 1 год r = 0,590 при р ≤ 0,001, N = 98; через 2 года r = 0,276 при р ≤ 0,05, N = 51). Результаты показали совпадение факторной структуры с оригиналом и достаточную согласованность русской версии шкалы.
Русскоязычная версия Ричмондской шкалы компульсивного покупательского поведения будет полезна психологам, экономистам, маркетологам, социологам для диагностики нормального и проблемного покупательского поведения, а также психиатрам и психотерапевтам для диагностики аддикции в потреблении.
Данная шкала стала первым детально адаптированным русскоязычным экспресс-опросником для диагностики и социального мониторинга шопоголизма, в том числе в онлайн-варианте.
Концепция устойчивого развития подчеркивает актуальность развития и модернизации энергетических предприятий. В статье рассмотрены вопросы внедрения инноваций для формирования устойчивого развития энергетических предприятий. Основное внимание уделено тому, что устойчивое развитие энергетической отрасли, сохраняющее технологическое лидерство, создает новые цифровые продукты, направленные на все отрасли развития экономики и общества. В ходе исследования разработан инструментарий оценки функционирования механизма формирования устойчивого развития энергетических предприятий в условиях инновационных изменений, который охватывает технологическое, экономическое, социальное, экологическое и цифровое состояние энергетического предприятия.