SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Темой работы является исследование хромовых электролитических покрытий, широко применяемых на водном транспорте для повышения износостойкости деталей ответственного оборудования, в том числе для защиты водоохлаждаемых поверхностей втулок цилиндров судовых дизелей от кавитационного воздействия.
В работе предпринята попытка связать шероховатость хромовых блестящих покрытий с характером распределения в них трещин и, как следствие, с кавитационный износостойкостью покрытий. Были испытаны семь покрытий из блестящего хрома, нанесенных при разных режимах и имеющих разную обработку поверхности, отличающихся друг от друга толщиной, микротвердостью и характером распределения трещин. Хромирование выполнялось в стандартном электролите - водном растворе хромового ангидрида и серной кислоты - следующего состава: хромовый ангидрид (CrO3) - 250 г/л; серная кислота (H2SO4) - 2,5 г/л; содержание трехвалентного хрома - не более 5 г/л; содержание ионов трехвалентного железа - не более 10 г/л. Электролит готовился на дистиллированной воде однократной перегонки. Хром наносили на образцы из серого чугуна СЧ21, вырезанные из втулок цилиндров судового дизеля, бывших в эксплуатации. Испытания на кавитационный износ проводили в пресной воде при температуре воды 20 ± 3 оС на ультразвуковом магнитострикционном вибраторе при частоте и амплитуде колебаний торца концентратора, равных примерно 22 кГц и 28 мкм соответственно.
Расстояние между поверхностью испытываемого покрытия и торцом колеблющегося концентратора выставляли равным 0,5 мм. В процессе испытаний образцы периодически взвешивали на аналитических весах с дискретностью показаний 0,1 мг, при этом наряду с потерями массы образцов оценивали шероховатость поверхности покрытий в очаге износа по значению среднего арифметического отклонения профиля.
Структуру покрытия исследовали на металлографическом микроскопе на поперечных нетравленых шлифах до и после испытаний.
Учитывали, что износостойкость хромовых электролитических покрытий при кавитации определяется двумя факторами: характером трещин в покрытии и толщиной покрытия, а также то, что толщина покрытия влияет на его долговечность, а характер трещин - как на долговечность, так и на скорость изнашивания хромового покрытия.
Густота сетки трещин, выходящих на поверхность, и их ширина определяют шероховатость поверхности, а поскольку кавитационный износ начинается с районов покрытия, примыкающих к берегам трещины в начальный период кавитационного воздействия, происходит хрупкий откол частиц от покрытия путем его разрушения по уже имеющимся трещинам в исходном покрытии, должна прослеживаться зависимость между скоростью изнашивания и высотным параметром шероховатости Ra, что подтверждается результатами экспериментов.
Существование зависимости скорости изнашивания от среднего арифметического отклонения профиля исходной поверхности хромового покрытия позволяет сделать вывод о том, что поверхность втулок цилиндров после хромирования необходимо подвергать шлифованию мелкозернистым инструментом и по возможности полированию. При этом покрытие должно быть плотным, а именно не содержать большое количество широких протяженных трещин.
В работе приводятся результаты исследований по определению стойкости стали 20ГЛ, подвергнутой различным режимам термической обработки, к коррозионной стойкости по механизму сульфидного коррозионного растрескивания под напряжением в среде сероводорода с разной агрессивностью. Показано, что оптимальным режимом термической обработки для стали 20ГЛ можно рекомендовать проведение нормализации при Т = 920°С с выдержкой в течение 2 часов и последующим охлаждением на воздухе.
Представлен программный комплекс, предназначенный для оценки скорости коррозии и определения остаточного ресурса трубопроводов. Комплекс учитывает климатические условия и характеристики транспортируемых сред, а также особенности самих трубопроводов и их изоляционных покрытий. Он позволяет анализировать различные виды коррозии, включая атмосферную, электрохимическую и механическую. Приведена многоуровневая интеллектуальная карта программного комплекса. Предложена функциональная структура, описывающая принцип работы программного комплекса, рассмотрены все виды обеспечения ПК, представлены результаты расчётов и примеры интерфейсов.
В статье рассматривается один из методов задержки развития трещин в асфальтобетонном покрытии - армирование. Данная технология позволяет предотвратить основные деформации и разрушения асфальтобетонных покрытий. В статье описан опыт применения трещинопрерывающих прослоек при капитальном ремонте автомобильных дорог в Алтайском крае.
Статья посвящена проблеме коррозии в строительной индустрии, которая является одной из основных причин разрушения материалов, увеличения затрат на обслуживание зданий и сооружений, а также нанесения ущерба экономике стран. Описаны основные причины возникновения коррозии, включая химическую реакцию между материалами и окружающей средой, такие как влага, кислород, бактерии, грибки, кислые грунты, электрический ток, соли и другие агрессивные вещества, а также условия. Рассмотрены последствия коррозии, такие как потеря прочности, появление трещин, ухудшение эстетики и снижение проходной способности трубопроводов. В статье приводятся данные о доле коррозионного износа в стальных вертикальных резервуарах и основные виды коррозии металлических изделий. Представлены различные методы предотвращения коррозии, включая физическую защиту, контроль окружающей среды, катодную защиту, использование коррозионностойких материалов, ингибиторы коррозии, регулярную инспекцию и обслуживание оборудования. В работе указано, что понимание и предотвращение коррозии являются важными факторами для обеспечения долговечности и безопасности строительных конструкций, а также снижения затрат на их обслуживание и ремонт. Важность проблемы коррозии в строительстве подчеркивается, и предлагаются рекомендации для эффективной борьбы с этим процессом.
Представлены результаты исследований, направленных на оптимизацию контроля скорости резорбции магния и его сплавов в коррозионной среде.
Покрытия на сплавах магния, полученные методами плазменного электролитического оксидирования, позиционируются как биоактивные и используются в качестве антикоррозионных, обеспечивая контролируемое растворение металлического (магниевого) имплантата в среде организма человека.
В качестве подложки для формируемых защитных слоев в работе использовали сплав магния системы Mg–Mn–Ce. Исследованы морфология, фазовый и элементный состав защитных слоев, сформированных на поверхности металла.
Сравнительный анализ физико-химических свойств образцов с покрытиями указывает на возможность варьирования защитных характеристик и коррозионного разрушения материала подложки за счет использования карбонат-замещенного гидроксиапатита, характеризующегося повышенной растворимостью.