SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
С момента возникновения концепция устойчивого развития была направлена на сохранение окружающей среды по мере роста материального благосостояния, но получила ограниченное практическое воплощение в социально-экономических системах разного уровня. Гипотеза исследования состоит в том, что принцип ответственности в следовании ценностям устойчивого развития является фундаментом экономического благополучия таких систем.
Цель: дать обоснование концепции ответственного развития в качестве платформы экономического благополучия муниципального образования и подтвердить его измеряемость.
Методы: комплекс общенаучных методов, включая обобщение, систематизацию, дедукцию, которые позволили спроецировать положения этики ответственности как ценностной основы устойчивого развития на понятие экономического благополучия муниципального образования. Отбор показателей муниципальной статистики, обладающих потенциалом измерения экономического благополучия как результата ответственного развития, проводился на материалах Базы данных показателей муниципальных образований Росстата.
Результаты: первопричиной кризиса взаимоотношений общества и природы является кризис ментальности, что обосновывает необходимость перехода к использованию термина «ответственное развитие», обозначающего развитие, которое базируется на намеренном следовании ценностям, приоритетам устойчивого развития и применении принципа ответственности при принятии решений. Последнее подразумевает опору на научное знание, четкую самоидентификацию субъекта, учет окружающего ценностно-культурного пространства; активного, свободного и интенционального субъекта, осознающего себя как часть целостности, принимающего во внимание интересы других акторов; распределение уровней ответственности; внимание к последствиям, благоприятному исходу ситуации в долгосрочной перспективе. Анализ муниципальной статистики позволил сформировать три группы показателей: показатели воспроизводственного процесса (индикаторы износа основных фондов, индикаторы диверсификации муниципальной экономики и индикаторы, характеризующие экономически активное население); индикаторы удовлетворения потребностей муниципальной экономики (показатели финансовой самостоятельности, инфраструктурного развития, гражданской активности); показатели, характеризующие сохранение природных ресурсов. Соответственно, подтверждена измеримость экономического благополучия муниципалитета как результата ответственного развития, а разработанная система показателей может служить ориентиром при управлении развитием муниципальной статистики.
В статье исследуется проблема стимулирования вузов к увеличению набора и удержанию студенческого контингента. Доказывается, что действующая система определения контрольных цифр набора и финансирования вузов приводит к необходимости экстенсивного накопления и удержания студентов. В свою очередь при условии слабости выходного контроля знаний и отсутствии имиджевых потерь создаются устойчивые стимулы к снижению качества высшего образования. Устойчивость циклично поддерживается как внутривузовскими системами оценки качества образования, так и за счет эффекта координации.
Влияет ли выбор источников финансирования на производительность фирм? Способствует ли привлечение банковских кредитов росту эффективности фирм или, наоборот, снижает ее? Для ответа на этот вопрос в работе используются данные о деятельности в 2014-2020 гг. аграрных фирм Амурской области, региона, который является одним из наиболее типичных в России, с точки зрения развития сельского хозяйства. Получены результаты, свидетельствующие в пользу того, что увеличение финансового левериджа (доли банковских кредитов в пассивах) ассоциируется как с более низкой совокупной факторной производительностью сельскохозяйственных предприятий, так и более низкими значениями частных факторных производительностей, таких как производительность труда, урожайность и фондоотдача. Отрицательная связь между производительностью фирм и долей займов в пассивах может быть объяснена, с одной стороны, тем, что долговое финансирование чаще используют испытывающие сложности, низкоэффективные сельскохозяйственные фирмы, то есть может иметь место негативный отбор. С другой стороны, отрицательная связь между производительностью фирм и использованием банковских кредитов может быть обусловлена не рыночным характером полученных ими кредитов, когда государство субсидирует процентную ставку и/или выступает гарантом исполнения заемщиком обязательств по кредиту. В результате фирмы сталкиваются с мягкими бюджетными ограничениями, снижающими у собственников и менеджмента стимулы к повышению эффективности деятельности фирм. Оба предложенных объяснения (отрицательная селекция и мягкие бюджетные ограничения) являются не взаимоисключающими, а скорее дополняющими друг друга.
Исследование посвящено анализу темпов и факторов роста промышленности российских регионов в 2022 и 2023 гг. В работе использовались картографический, сравнительный, корреляционный анализ, эконометрическое моделирование. Исследование показало разнонаправленный рост добывающей и обрабатывающей промышленности в российских регионах в 2022 и 2023 гг., а также разные паттерны развития российских регионов в период новых антироссийских санкций. Межрегиональные различия в темпах роста промышленности и ее основных отраслей как в период стагнации (2022 г.), так и умеренного роста (2023 г.) оказались существенными. За два года разброс темпов роста промышленности составил от -26,8% в Калининградской области до +38,3% в Брянской области. С помощью корреляционно-регрессионного анализа протестировано влияние пяти групп факторов на динамику промышленного производства в российских регионах. Эконометрический анализ показал статистически значимое позитивное влияние качества человеческого капитала, а также доли отрасли связи и телекоммуникаций в ВДС на рост промышленного производства в российских регионах как в 2022, так и в 2023 гг., и отрицательное влияние на этот рост уровня открытости экономики, выражающейся в зависимости от импорта, экспорта и иностранных инвестиций, хотя со временем значимость этих факторов менялась. Участие государства в экономике, проявляющееся в доле государственной собственности и росте бюджетных расходов, стало более заметным фактором роста промышленности в 2023 г. В том же году доля частного сектора перестала быть значимым фактором уменьшения темпов роста промышленности, как это было в 2022 г. В 2023 г. важным фактором роста промышленности стала доля обрабатывающих производств в ВРП региона.
Реформа системы здравоохранения – одна из наиболее критикуемых сегодня в российском обществе инициатив власти. Конкуренцию ей по уровню негативного восприятия населением может составить, пожалуй, только реформа системы образования. Что же предшествовало трансформации проводимой в настоящее время государственной политике в системе здравоохранения? И что происходит в этой сфере в настоящее время? Проведем краткий ретроспективный анализ состояния отечественного здравоохранения и проблем, скопившихся в нем на момент начала радикальных качественных преобразований некоторое время назад. Прежде всего, эти вопросы интересуют нас с точки зрения оценки масштабов расходов бюджетов разного уровня на реализацию реформы в здравоохранении, а также в плане выявления возможных проблем по части эффективности управления этими затратами.
В статье отражены результаты разработки авторской методики оценки уровня развития региональных экономических систем в условиях цифровизации. Выделены этапы предлагаемого методического подхода, приведен алгоритм экономико-математического моделирования уровня развития региональных экономических систем в условиях цифровизации. Сформированы четыре группы показателей оценки региональных экономических систем: экономический потенциал развития, инвестиционная и инновационная активность, цифровизация и развитие интеллектуального капитала, социальная ориентированность. На основании статистических данных в разрезе регионов Российской Федерации проведена апробация разработанной модели, доказана статистическая достоверность полученных результатов. С помощью анализа модельных значений обобщающего критерия установлены его уровни, позволяющие диагностировать степень развития региональных экономических систем в условиях цифровизации. Полученные данные позволяют принимать различные управленческие решения по направлениям развития региональных экономических систем в цифровой экономике.
В данной статье рассмотрена стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан с целью выявления основных направлений совершенствования действующего механизма реализации документа стратегического планирования. На основе нормативно-правовой базы, а также отчетных и статистических данных проведен детальный анализ закрепленных в стратегии целевых индикаторов, являющихся одним из показателей эффективности осуществления документа целеполагания. По результатам исследования автор приходит к выводу о том, что основная проблема рассматриваемого вопроса заключается в процессе исполнения органами исполнительной власти Республики Татарстан нормативно-правовых актов, определяющих процедуры реализации региональной стратегии развития социально-экономической сферы, решить которую возможно при помощи нормативного закрепления ответственного за мониторинг целевых показателей.
Сельские территории играют важную роль в обеспечении стратегического развития России. С одной стороны, они выступают пространственной основой для развития сельского хозяйства, с другой - способствуют сохранению местного менталитета, природных зон и условий для жизни людей. Актуальность данной проблематики исследования обусловлена наличием ряда социально-экономических проблем, характерных для сельских территорий и влияющих на качество жизни сельского населения. Эффективность государственных программ развития села во многом зависит от полноты, достоверности и качества информации, которая является основой для их разработки. Целью исследования выступает разработка и апробация на примере Ставропольского края подхода к оценке потенциала развития сельских территорий. Подход основан на понимании сельской территории как сложной природно-социально-экономической системы, что легло в основу структурирования данных для расчета интегрального показателя потенциала. Проведенная оценка позволяет сопоставлять муниципальные образования региона, сравнивать сельские территории между собой. При этом сравнение может проводиться как в разрезе возможностей и ограничений развития, так и по подсистемам сельских территорий: экономической, социальной, природной. На основе результатов интегральной оценки потенциала развития сельских территорий Ставропольского края был сформирован рейтинг округов, который позволил выделить лидеров по уровню развития сельских территорий и отстающие округа. Полученные данные могут быть использованы при разработке дифференцированных программ развития сельских территорий, включающих адресные меры поддержки для слаборазвитых муниципальных образований и стимулирующие программы для сельских территорий с высоким уровнем развития. Подобные исследования могут служить отправной точкой для дальнейших изысканий в области оценки потенциала развития сельских территорий.
Цель статьи - дать обзор лучшей муниципальной практики разработки и реализации планов действий по реализации стратегий социально-экономического развития. Метод - организация конкурса и анализ его материалов. Рассмотрены результаты конкурса муниципальных стратегий по теме «Лучший План действия по реализации стратегии», проведенного в 2023 г. в рамках Форума стратегов - 2023. Предложен набор пяти параметров для оценки планов действий (САИРА): согласованность, амбициозность, измеримость, результативность, актуальность. Проанализированы оценки экспертов, сделанные в рамках промежуточного отбора, и оценки членов жюри очного финала. Выявлена адекватность используемых схем балльной оценки. Охарактеризована практика победителей - Хохольского района Воронежской области, Сургутского района ХМАО, Иркутска. Выявлены сложности в использовании планов мероприятий: отбор целевых показателей, менее подверженных фальсификации («припискам»), и определение их значений; нехватка надежных источников данных; формирование содержания мероприятий, затрагивающих полномочия региональных и федеральных органов власти; трудоемкость мониторинга. Отмечено соблюдение главных принципов эффективного управления: мероприятия структурируются в соответствии со стратегией; планы разрабатываются вместе со стейкхолдерами; для каждого мероприятия определяются показатели реализации и ответственные исполнители, фиксируются субъект и порядок мониторинга. Планы мероприятий детализируются и встраиваются в систему документов планирования. В опыте Иркутска можно отметить полезные элементы: составление дорожных карт по реализации отдельных проектов, включенных в план мероприятий; совмещение социально-экономического и пространственного планирования путем разработки паспортов проектов по развитию городских подцентров; синхронизация проектов с муниципальными программами.
Проанализированы результаты экспертного опроса о критериях качества стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Опрос проведен в рамках подготовки и проведения экспертной дискуссии «Возможен ли рейтинг региональных стратегий?», организованной на Форуме стратегов 2023. В опросе участвовали 25 профессионалов, вовлеченных в стратегическое планирование регионов и городов. По итогам опроса первую десятку важнейших качеств региональной стратегии составили: качество стратегического анализа; адекватность - соответствие специфике региона; реалистичность в учете ресурсных ограничений и объективных процессов; соответствие национальным целям, указам Президента, федеральным документам; системность / методичность / стройность логики; четкость приоритетов; готовность к реализации (проработанность инструментов реализации); корректность набора целевых показателей и их значений; амбициозность, масштабность целей и проектов; учет рисков, мер повышения шокоустойчивости. Систематизированы мнения экспертов о возможности и целесообразности рейтингования стратегий, разделившиеся на четыре группы: а) рейтинговать и сравнивать можно и полезно, если четко сформулированы цели и правила; б) сравнивать можно, рейтинговать нельзя; в) рейтинговать можно по результатам реализации; г) сравнение и рейтингование невозможны или бесполезны. Выявлены сложности рейтингования текстов и предпочтительность сравнения и оценки стратегий в рамках ежегодных конкурсов. Предложена схема организации ежегодного конкурса региональных стратегий, включающая следующие этапы: отбор экспертов; стартовый семинар экспертов, по итогам которого фиксируется набор параметров и критерии балльной оценки каждого параметра; независимое оценивание; совещание экспертов для выявления и обсуждения причин сильных расхождений в оценках; публичный онлайн-семинар с представлением результатов.