SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище... ещё…

Результаты поиска: 41 док. (сбросить фильтры)
АСПЕКТЫ ФОРМАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Рассмотрена проблема оценки человеческого капитала с позиции ее методологической формализации. Проведен обзор методов и подходов к оценке состояния человеческого капитала и выделены их основные абсолютные и относительные индикаторы. Обобщена методология расчета индекса и интегрального показателя развития человеческого капитала. Определены компоненты алгоритма формализации оценки «человеческий капитал»: уровни рассмотрения, методы оценивания, формы выражения оценки, типы перемещения капитала и способы инвестирования, принципы развития и современные стратегии управления. Идентифицирован формально-логический метод, систематизированы результаты исследований в деле формирования человеческого капитала. Описаны ключевые подходы к измерению человеческого капитала на различных уровнях с акцентом на их достоинства и недостатки. Определены актуальные параметры методологии формирования интегрального индекса оценки человеческого капитала, включая компетентностный, когнитивно- ценностный и другие подходы. Сформирована интеллектуальная карта, визуализирующая структуру методологии ОЭСР оценки человеческого капитала. Предложено расширить методику оценки человеческого капитала через включение в расчет показателей институциональной системы. Выводы акцентируют внимание на значимости применения достоверной и всесторонней информации, а также на важности ее своевременного обновления, чтобы результаты анализа и оценки отражали истинную стоимость человеческого капитала. Авторами отмечено, что необходимо обеспечение оптимизации процедур сбора и обработки информации для повышения точности оценки человеческого капитала.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Линский Дмитрий
Язык(и): Русский, Английский
ГИГ-ЭКОНОМИКА В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В статье рассматривается феномен гиг-экономики в России, анализируются её особенности, тенденции развития, преимущества и проблемы, а также предлагаются пути решения существующих вызовов.

Цель исследования - анализ развития гиг-экономики в России в контексте глобальных трендов. Исследование опирается на анализ данных, полученных из открытых источников в российском сегменте сети Интернет, включая статистические данные, аналитические отчеты, исследования консалтинговых компаний и публикации в СМИ. Подчеркивается, что гиг-экономика обладает значительным потенциалом для стимулирования экономического роста и повышения занятости, однако для его реализации необходимо решение ряда нормативно - правовых и социально - экономических проблем. Основные результаты: выявлены ключевые драйверы роста сектора (цифровизация, смена трудовых ценностей), систематизированы проблемы (правовая незащищенность, налоговые пробелы), предложены меры по интеграции гиг-работников в формальную экономику. Особое внимание уделено адаптации международного опыта регулирования к российским реалиям.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Гарькавая Виктория
Язык(и): Русский, Английский
НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РЫНКА ТРУДА

В современных условиях трансформации рынка труда нестандартные формы занятости становятся важным элементом экономической системы, обеспечивая гибкость и адаптацию к технологическим и социальным изменениям. В статье рассматриваются этапы развития самозанятости, фриланса, удаленной работы и экономики гигов в России за 2010-2024 гг. Исследование направлено на анализ текущего состояния, выявление проблем и формулировку мер государственной поддержки. Методология включает анализ статистических данных Росстата, экспертных интервью и сравнительный анализ международного опыта. Основные результаты:

1. С 2010 по 2024 гг. доля нестандартной занятости выросла с 8% до 17% в общей структуре занятости, что связано с цифровизацией экономики и пандемией 2020-2021 гг.

2. Ключевые проблемы включают правовую неопределенность, отсутствие социальных гарантий и налоговую нагрузку для самозанятых.

3. Предложены меры: внедрение специального законодательства для регулирования «гиг-работы», расширение доступа к социальному страхованию и создание цифровых платформ для поддержки фрилансеров.

Статья демонстрирует, что развитие нестандартных форм занятости требует системного подхода, сочетающего инновационные технологии и государственную политику, чтобы минимизировать риски маргинализации работников и повысить экономическую устойчивость.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Бузулуцкая Марина
Язык(и): Русский, Английский
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Проблема сохранения и использование трудового потенциала работников старших возрастных групп сегодня является одной из ключевых проблем экономики нашей страны для обеспечения не только технологического, но и кадрового суверенитета страны. В качестве инструмента поддержания высокого уровня квалификации этой категории персонала для продления их профессиональной карьеры предлагается использование возможностей системы дополнительного профессионального образования (ДПО), способной обеспечить современному работающему специалисту возможность реализация стратегии «обучение через всю жизнь». Отмечается пассивность отечественного бизнес - сообщества в подключении и финансировании решения данной проблемы по сравнению с работодателями зарубежных компаний, в силу укоренившегося представления о серьезном снижении возможностей представителей старшего демографического возраста к обучению и переобучению, что приводит к снижению уровня их мотивации обучения и желания продлевать свою карьеру. Для опровержения этого стереотипа авторами проводятся данные исследований исходных возможностей представителей старших возрастных групп для эффективной трудовой деятельности с точки зрения их социально - психологических особенностей и интеллектуальных возможностей. Кроме того, на основе анализа зарубежной и отечественной практики, рассматриваются проблемы и возможности реализации системы ДПО для возрастных сотрудников, формулируются проблемы российской системы ДПО в вузе. Среди наиболее значимых из них, выделяются негативное отношение и стремление к минимизации затрат работодателей на обучение и развитие возрастных работников, недостаточная осведомленность преподавательских кадров о современных реалиях и проблемах бизнес- практики, их неподготовленность к работе со взрослым контингентом обучающихся, а также слабость материально- технической базы, программного, информационно - методического обеспечения или несовершенство их использования.

Целью исследования явились анализ стереотипов и обоснование системы мер и предложений по обучению и переобучение возрастных работников через активное участие представителей бизнес- сообщества в создании и реализации программ ДПО вуза. Наиболее значимыми являются предложения достижения данной цели через активное внедрение в данный процесс элементов цифровизации, максимальное приближение программ к своему заказчику, организацию обучающе - развивающих курсов для преподавательского и административного состава персонала образовательных учреждений для повышения их осведомленности о текущих и перспективных проблемах бизнес - практики и формирования компетенций, необходимых для налаживания эффективного взаимодействия с возрастными слушателями. Теоретическая значимость исследования заключается в возможности решения ряда научно - прикладных задач, связанных с использованием дополнительного профессионального образования для сохранения трудового потенциала работников старших возрастов.

Результаты исследования могут быть приняты за основу для увеличения клиентоориентированности программ обучения и переобучения возрастного персонала организаций, осуществляемую через систему ДПО российских учреждений профессионального образования, способствующих сохранению трудового потенциала работников старших возрастов. Дальнейшие исследования в этом направлении позволят снизить влияние негативных факторов на процесс обучения и переобучения возрастных работников в российских учреждениях профессионального образования с учетом социально- психологических, мотивационных и иных особенностей работников старших возрастных групп.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Леднева Светлана
Язык(и): Русский, Английский
Трансформация профессиональной деятельности преподавателей вузов в условиях цифровизации образования: тенденции и риски

Введение. Цифровизация как устойчивый тренд развития высшей школы определяет потребность в качественном и структурном изменении управленческих механизмов в вузах. Возникает необходимость адаптации профессорско-преподавательского состава к масштабной и интенсивной цифровизации всех элементов образовательной системы. Цель представленной статьи – раскрыть основные тенденции трансформации профессиональной деятельности преподавателей вузов в условиях цифровизации образования и выявить риски, возникающие в процессе происходящих изменений.

Материалы и методы. В исследовании применены такие методы, как сравнительный и сопоставительный анализ, синтез, индукция. Методологической базой являются статьи российских и зарубежных исследователей по тематике работы. Эмпирическая база – результаты социологических исследований, проведенных в рамках проекта ВШЭ «Мониторинг экономики образования», а также других опросов преподавателей вузов по проблемам изменения характера и содержания профессиональной деятельности в условиях цифровизации высшего образования.

Результаты исследования. В ходе исследования раскрыта динамика цифровых умений и навыков профессорско-преподавательского состава, необходимых в различных сферах профессиональной деятельности, дана оценка востребованности цифровых компетенций преподавателей по параметрам ценность/сложность. Выявлены основные риски цифровизации: риск чрезмерной «технологизации» профессиональной деятельности преподавателей, риск существенного повышения интенсивности труда преподавателей, риск, связанный с отсутствием эффективных механизмов мотивации и стимулирования преподавателей к повышению уровня цифровой компетентности, риск разрушения привычных форматов взаимодействия преподавателей со студентами, а также классической вузовской культуры.

Обсуждение и заключения. В исследовании раскрыты актуальные направления формирования адаптивных моделей деятельности преподавателей в условиях цифровизации образования. Выявленные особенности и риски цифровизации, определяющие динамику профессиональной деятельности преподавателей, имеют практическое значение для администрации вузов. Выводы и результаты исследования могут быть использованы при разработке эффективных внутривузовских механизмов организации и планирования труда профессорско-преподавательского состава, реализации мер поддержки и стимулирования преподавателей, активно участвующих в изменениях образовательного процесса, связанных с цифровизацией высшего образования.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Ильина Ирина
Язык(и): Русский
ПОИСК МЕСТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СИСТЕМЕ НОВЫХ ГРАМОТНОСТЕЙ И КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

Несмотря на то, что обратная связь - один из важнейших компонентов образовательного процесса с доказанной эффективностью, в российском научном поле до сих пор существует крайне мало работ, посвященных ее исследованию. Имеющиеся труды часто представляют собой обзор зарубежных теорий и практик, не всегда приложимых к российскому контексту: например, у отечественных учителей отсутствует базовая подготовка в организации обратной связи на уроке. Помимо общего описания концепции обратной связи, в статье рассматривается - с точки зрения соответствия актуальным в России представлениям о грамотностях и компетентностях - относительно новое в науке понятие грамотности восприятия обратной связи (feedback literacy). В частности, показано, что корректнее будет относить данный конструкт именно к конструкциям и что стоит называть его не грамотностью, а умением работать с обратной связью. Автор проблематизирует необходимость более глубокого изучения всего комплекса навыков, относящихся к работе с обратной связью, а также важность обучения учителей принципам работы с обратной связью на уроке. Предлагается вывести обратную связь из тени педагогического процесса и сделать ее одним из основных инструментов достижения образовательных результатов.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ХОЛМАНСКАЯ Марина
Язык(и): Русский, Английский
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Оценка количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов выступает важной и значимой составляющей в процессе кадровой работы в организации. На основе оценки профессиональных компетенций сотрудников принимаются обоснованные кадровые решения, связанные с трудовыми перемещениями, карьерными притязаниями, формированием системы мотивации в организации и т. д. В связи с этим актуальность кадровой оценки не вызывает сомнений. Данная статья посвящена рассмотрению основных критериев и направлений оценки персонала в современных организациях как факторов повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Алехина Лариса
Язык(и): Русский
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

В современных условиях успешное функционирование и развитие бизнеса определяются не только эффективным управлением внутренними бизнес-процессами и выстраиванием гармоничных взаимоотношений с конкурентной внешней средой, но и переосмыслением ценности ключевого корпоративного актива - человеческого капитала. На протяжении достаточно длительного времени управленческий HR-контур в системе взаимодействия работодателя и сотрудника рассматривался только с точки зрения учётно-расчётных операций. Именно они были автоматизированы в традиционных информационных системах кадрового учёта и расчёта заработной платы. Однако на современном этапе количество и содержательное направление HR-процессов значительно расширились, и в качестве приоритетных стали рассматриваться управление талантами, обучением, развитием и мотивацией персонала. В этой связи автоматизированный учёт только количественных показателей стал недостаточным для организации эффективного управления человеческим капиталом. На смену систем автоматизации кадровых операций постепенно приходят комплексные HR-tex-решения, автоматизирующие все НR-процессы и закрывающие все участки НR-цикла. Цель настоящего исследования - рассмотрение эволюции развития HRМ-систем и их соответствие современным HR-процессам, анализ состояния рынка отечественного программного обеспечения для их автоматизации. Проведённый анализ показал, что российский рынок на текущий момент испытывает острую потребность в инструментах комплексной автоматизации, обеспечивающих функциональное покрытие всех процессов управления человеческим капиталом, фрагментирован и характеризуется достаточно высоким уровнем зрелости программных продуктов учётно-расчётного контура наряду с лоскутным характером ИТ-решений, автоматизирующих качественные показатели НR-процессов. В этой связи проведённое исследование развития HRМ-систем с учётом технологических трендов и потребностей бизнеса в интегрированных решениях позволило систематизировать информацию в виде модели комплексной интегрированной системы, сформулировать требования к ней. Установлено, что комплексная HRМ-система имеет модульный характер и набор кастомизированных функций управления развитием потенциала человеческого капитала целесообразно формировать исходя из потребностей конкретного бизнеса. Выделенные направления развития HRМ-систем могут быть использованы при разработке импортонезависимых программных продуктов данного класса, а также предприятиями при выборе инструментальных средств для автоматизации HR-процессов.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Малявкина Людмила
Язык(и): Русский
Образовательный менеджмент в подготовке кадров гидрометеослужб: мировой опыт

Введение. Актуальность представленного исследования определяется тем, что ускорение климатических изменений на планете оказывает существенное влияние практически на все сферы экономической и социальной жизни человечества, что предъявляет новые требования как к информации, предоставляемой гидрометеослужбами, так и к кадровому составу руководителей и специалистов ее обеспечивающих.

Постановка задачи. Цель исследования – обобщение мирового опыта развития перспективных требований к навыкам и компетентности руководящих работников и специалистов национальных метеослужб в интересах формирования системы требований к кадровому обеспечению и подготовке кадров руководящих работников и специалистов гидрометеослужб системы Росгидромета.

Методика и методология исследования. Методическую базу исследований составили известные научные работы, посвященные перспективным требованиям к навыкам и компетенциям руководящих работников и специалистов гидрометеослужбы.

Результаты. Новизна полученных результатов состоит в том, что на основе обобщения мирового опыта развития перспективных требований к навыкам и компетентности руководящих работников и специалистов национальных гидрометеослужб установлено, что при формировании стратегий управления персоналом, с одной стороны, выдвигаются требования к широкому спектру компетенций персонала, владеющего как традиционными технологиями, так и инновационными технологиями обработки и интерпретации информации на базе IT. С другой стороны, гидрометеослужбы предъявляют повышенные требования и к себе, что проявляется в стратегических устремлениях сформировать для своих сотрудников цельную систему мотивации, охватывающую все уровни человеческих потребностей согласно содержательным теориям мотивации: от экономической конкурентоспособности до возможностей обучения, развития и самовыражения.

Выводы. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования мирового опыта развития перспективных требований к навыкам и компетентности руководящих работников и специалистов национальных метеослужб при формировании стратегий управления персоналом гидрометеоструктур системы Росгидромета.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский, Английский
Воздействие цифровизации на структуру занятости и рынок труда в Российской Федерации

В работе предпринята попытка обобщения существующих точек зрения по вопросам оценки воздействия цифровизации на структуру занятости и рынок труда в Российской Федерации (далее – РФ). Цель исследования заключается в выявлении ключевых направлений воздействия цифровизации на социально-экономические процессы, структуру занятости населения и рынок труда в РФ. Использовались общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, библиографическое описание, а также метод графической визуализации данных. Проанализированы различные составляющие влияния цифровизации и цифровых технологий на занятость. Отмечаются как положительные, так и отрицательные воздействия. Рассматриваются изменения в характере трудовой деятельности, подчеркивается закономерный рост спроса на цифровые компетенции сотрудников, определяются процессы появления новых профессий и форм занятости, в особенности нестандартных форм. Сделаны выводы о многосторонности и противоречивости воздействия цифровизации на рынок труда. Цифровизация как порождает существенные перспективы улучшения занятости населения (создает новые профессии, способствует росту производительности и эффективности труда, позволяет развивать дистанционные и гибкие формы занятости), так и обусловливает необходимость проработки ряда проблемных вопросов (постоянное обновление и развитие навыков работников, особенно в области цифровых компетенций, усложнение труда, поляризация рынка труда, регулирование нестандартных форм занятости).

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Муханов Александр
Язык(и): Русский
назад вперёд