SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В статье анализируется педагогическая литература о проблемах трудового и гражданского воспитания подрастающего поколения в исторической ретроспективе. Особое внимание уделено теоретическим наработкам и практическому внедрению идей «трудовой школы» немецкого ученого Г. Кершенштейнера. Сделан вывод, что именно Г. Кершенштейнер предложил модель такой школы, в которой дети из простого народа смогли бы, усваивая определенный объем теоретических знаний, получить необходимый им опыт трудовой деятельности для будущей профессии.
На сегодняшний день развитие управления сотрудниками государственных органов является острой проблемой всей системы гражданской службы. Очевиден тот факт, что эффективность и результативность государственной службы имеют прямую зависимость от эффективности работы государственных служащих на местах, а соответственно, от эффективности стимулирования и мотивации труда государственных служащих.
Целью исследования является изучение соотношения формирования и использования трудового потенциала Северного Кавказа и его экономического отставания. Определены основные направления развития трудовых ресурсов в Северо-Кавказском федеральном округе. Проведён комплексный анализ социально-экономической и демографической ситуации в контексте трёх основных факторов, определяющих формирование трудового потенциала в регион: динамики воспроизводства населения, особенностей формирования рынка труда и образовательной среды. Анализируется демографическая и социально-экономическая ситуация, её влияние на проблемы формирования трудового потенциала с различных позиций: социо-демографические аспекты, причины оттока населения за пределы региона и их связь с ситуацией на рынке труда; проблемы гендерной асимметрии на рынке труда и в системе высшего образования; проблемы занятости и безработицы в аспекте развития образования населения. Предложен комплекс мер по совершенствованию системы воспроизводства трудовых ресурсов в Северо-Кавказском федеральном округе, обозначены основные направления и мероприятия для улучшения ситуации в области развития трудового потенциала. Необходима активизация работы по профориентации молодого населения, и вместе с тем перепрофилирование учебных заведений для подготовки специалистов, квалификация которых соответствовала бы существующим потребностям экономики. Наряду с этим необходима модернизация институтов образования и усиление взаимодействия вузов с работодателями. Сделан вывод о том, что сложившиеся проблемы в области воспроизводства трудовых ресурсов формируют на Северном Кавказе социальные ограничения для перехода на новый качественный уровень развития человеческого капитала.
Статья посвящена представлениям российской молодёжи о возможностях восходящей мобильности и отношениях с работодателями на рынке труда. На основе результатов авторского социологического исследования (три замера, проведённых с интервалом в один год в 2022-2024 гг.) выявлено: во-первых, что не более чем каждый второй занятый молодой человек работает по полученной специальности и доволен оплатой своего труда; во-вторых, абсолютное большинство опрошенных молодых людей допускают, что в России определённо или скорее возможно добиться должности специалиста, ведущего специалиста и менеджера нижнего звена без обращения к «связям», тогда как в отношении более высоких позиций - менеджера среднего и высшего звена - их уверенность заметно снижается; в третьих, в представлениях молодых людей о трудовых отношениях преобладают отрицательные стереотипы, особенно в отношении справедливости оплаты труда и заинтересованности работодателя в развитии компетенций своих сотрудников. Методом корреляционного анализа установлено, что представления о рынке труда имеют значимую взаимосвязь с доверием информационной повестке о положении дел в экономике и её перспективах. Информационная повестка способствует сверх-оптимистичным ожиданиям о рынке труда у не имеющих занятости молодых людей, что впоследствии - в случае, если эти ожидания, скорее, не оправдаются - может отрицательно сказаться на качестве их труда и лояльности работодателю. Сделан вывод о том, что, не смотря на свою культурную обусловленность, представления молодёжи о трудовых отношениях могут быть изменены в лучшую сторону, однако для этого работодателям следует способствовать открытости финансово-экономических процессов в организации и развитию интеллектуального потенциала молодых сотрудников.
На современном этапе развития экономических систем на всех уровнях их функционирования необходимой предпосылкой эффективного управления ими становится креативный менеджмент. Креативный менеджмент является одним из актуальных направлений развития теории и практики управления. Он ориентирован на исследование специфических аспектов управления организациями и использование соответствующих технологий и методов его осуществления в условиях постоянного ужесточения глобальной мировой конкуренции.
Для современного мира характерны появление новых областей и сфер деятельности, интенсивное развитие цифровых технологий, быстрая смена технологических инноваций, высокая степень неопределенности и риска. Если в классическом менеджменте от менеджера требовался высокий уровень исполнительности и послушания, то современные реалии обусловливают необходимость формирования совершенно иных компетенций менеджера. Возрастает потребность в менеджерах изобретательных, умеющих нестандартно мыслить и эффективно решать проблемные ситуации в условиях подвижной, нестабильной, сложной внешней среды. В силу изложенного актуальным и своевременным представляется исследование места и роли человеческого капитала в достижении целей креативного менеджмента.
В современном мире все более явно проявляется понимание того, что одним из важнейших факторов успешной конкурентной борьбы становятся человеческие ресурсы, а построение адекватного требованиям времени механизма управления человеческими ресурсами позволяет максимально полно задействовать данный фактор конкурентоспособности предприятия. На основе факторного и структурно-логического анализа выделен комплекс целей управления человеческими ресурсами и соответствующих им объектов управления. Предложен авторский подход к построению комплекса подсистем механизма управления человеческими ресурсами. В качестве базового критерия выделения подсистем управления использован многофакторный подход к пониманию места и роли человеческих ресурсов в экономике и обществе. Предложено поэлементное наполнение трех основных подсистем механизма управления человеческими ресурсами, отражена их взаимосвязь между собой, а также их взаимодействие с основными подсистемами кадровой политики, представляющей собой особую форму реализации механизма управления человеческими ресурсами. Дано понятие «единого кадрового цикла», раскрыта его роль в кадровой политике и механизме управления человеческими ресурсами в целом. Отмечена важность таких инструментов управления человеческими ресурсами, как управление профессиональным ростом и профессиональным развитием работников, которые одновременно являются и наиболее сильными мотивами к саморазвитию персонала предприятий и организаций. Отмечена важность мотивационных аспектов и необходимость уделения дополнительного внимания методам нематериальной мотивации в управлении человеческими ресурсами. Показано значение кадрового резерва для успешного управления человеческими ресурсами, выделены основные недостатки в его формировании. Сделаны выводы о необходимости адаптации существующих на предприятиях и в организациях механизмов управления человеческими ресурсами к современным условиям ведения бизнеса и хозяйствования.