SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В статье рассмотрены вопросы эволюции, содержания и структуры понятий «безопасность», «личная безопасность», «государственная безопасность», «национальная безопасность» и «духовная безопасность». Обосновано место духовной безопасности в Стратегии национальной безопасности, приведены разные подходы к пониманию ее содержания. Определены меры противодействия современным угрозам национальной безопасности Российской Федерации.
2023 год для Турции был ознаменован проведением президентских и парламентских выборов. В статье проанализированы позиции основных кандидатов и их программы. Показаны действия кандидатов, направленные на получение новых голосов. Подводятся итоги выборов, особо отмечаются популистские действия Р.Т. Эрдогана. Делается вывод, что победа Р.Т. Эрдогана обеспечит продолжение консервативного курса развития страны с уклоном на прозападный курс в экономической части.
В статье рассматривается роль нейтралитета во внешней политике Австрии. Отмечается, что обретению своей государственности после Второй мировой Австрия обязана своему нейтральному статусу, который был зафиксирован в Государственном договоре (15 мая 1955) и конституционном законе (26 октября 1955). В последующие годы политика активного нейтралитета (посредничество в урегулировании международных конфликтов, предоставление площадки для переговоров) стала основой внешнеполитического курса страны. Начало СВО в Украине в феврале 2022 г. дало толчок к началу общественно-политической дискуссии в стране относительно будущего нейтралитета и возможности вступления в НАТО. Однако в отличие от Швеции и Финляндии ни политический истеблишмент, ни большинство населения в силу ряда причин оказались не готовы к отказу от статус-кво. Тем не менее Австрия будет вынуждена отреагировать на нынешний кризис в международных отношениях посредством ряда шагов во внутренней и внешней политике.
Рассматривается ситуация «украинского кризиса» - конфликта внутри и вокруг Украины. Критически рассмотрены положения Комплекса мер по выполнению Минских соглашений (Минска-II). Доказывается необходимость дорожной карты Минского процесса, рассчитанной на дальнюю перспективу; выделены ее ключевые элементы и фазы - разведение сторон конфликта, полное разминирование территорий, сценарий приглашения международных миротворческих сил в регион. Проанализированы перспективы Нормандского формата в урегулировании ситуации на Юго-Востоке Украины.
Следует отметить, что на протяжении нынешнего десятилетия прослеживается заметное повышение роли белорусского государства в обсуждении и решении проблем безопасности. Основные направления политики безопасности сформулированы в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, принятой в ноябре 2010 г.’ и основанной на следующем базовом принципе: «Республика Беларусь является состоявшимся, независимым, суверенным европейским государством, которое не относится ни к одному из мировых центров силы, проводит миролюбивую внешнюю политику и стремится к созданию условий для приобретения нейтрального статуса»?
11-12 июля 2018 г. в Брюсселе состоялась очередная встреча на высшем уровне 29 государств - членов Североатлантического союза, а также государств-партнеров, разделяющих ценности и принципы организации. Итоги и решения саммита имеют ключевое значение в сфере безопасности, коллективной обороны и кризисного регулирования в странах Евро-Атлантического региона и за его пре-делами. Современные вызовы и угрозы формируют стратегическое направление деятельности Альянса, среди них: подрыв международного порядка, территориальные спорные конфликты, продолжающиеся кризисы на Ближнем Востоке и в Северной Африке, терроризм (во всех его формах и проявлениях), атаки в кибернетическом пространстве, распространение оружия массового уничтожения, стремительное развитие новейших инновационных технологий в военной сфере, оружие нового поколения, тонка вооружений, энергетическая безопасность.
Выход США из Договора по ПРО, активизация усилий США и НАТО по совершенствованию и созданию противоракетных систем серьезно обострили российско-американские военно-политические отношения, создали угрозу для стратегической стабильно-сти и всей системы соглашений по сокращению и ограничению ядерных вооружений. Размещение стационарных противоракетных комплексов Aegis Ashore в Восточной Европе (с 2015 г. на базе Девессду. Румыния, с 2020 г. планируется на базе Редзиково, Польша) и начало дежурства американских кораблей с противоракетами Standard SM-$ в европейских водах (с 2015 г. на базе Рота, Испания) задают многостороннее измерение конфликтной ситуации, втягивая в нее и европейские страны - участницы НАТО.
В политологическом и экономическом анализе международных отношений сегодня утвердилась тенденция, которую можно определить так: чрезмерное внимание к «фактору Трампа». Большой проблемы в этом, наверное, не было бы, не заслоняй от нас колоритная персона Д. Трампа все те области международных (в данном случае трансатлантических) отношений, где, по популярному выражению, «непрерывно роет крот истории», - годами и десятилетиями развиваются глубинные процессы, часто незамечаемые, но рано или поздно вырывающиеся на поверхность в виде той или иной новой «повестки дня» с ее проблемами и противоречиями.
Ход Первой и особенно Второй мировых войн впервые отчетливо продемонстрировал стратегическую значимость Арктики, в том числе для развития военно-технического сотрудничества России и СССР с западными союзниками. Уже в 1930-е годы СССР первым из арктических государств приступил к созданию сети баз двойного назначения в акватории Северного Ледовитого океана (вдоль Северного морского пути). В Великую Отечественную войну впервые был приобретен опыт боевого использования межвидовых войсковых группировок (в том числе значительных масс личного состава и военной техники) в условиях Крайнего Севера.
Выборы 2016 г. в США стали свидетельством недоверия населения к правящему классу и той модели мироустройства, которую предлагали элиты. Приход Трампа – это своего рода отражение глубинного конфликта в тамошнем обществе, ставящего под вопрос сохранение самой американской мечты. Неолиберальный мир, безусловно, имел в себе много преимуществ, но одновременно с этим создал некоторые ограничения для национальных экономик. Соглашения о свободной торговле лишь ускорили отток рабочих мест из развитых стран в развивающиеся, увеличили разрыв между богатыми и бедными, победителями и проигравшими. Б. Обама обещал исправить эту ситуацию, однако в глазах многих в США потерпел неудачу. Со временем избиратели обнаружили, что ни одна из партий не способна разрешить их проблемы, и когда Дональд Трамп объявил о своем участии в президентской гонке, позиционируя себя как внесистемный кандидат, который встряхнул бы систему, многие американцы, чувствующие себя забытыми, восторженно приветствовали его2 . Высказывается точка зрения, что Д. Трамп – это не только феномен США в контексте растущего во всем мире национализма, а прямое доказательство кризиса государственного управления, а также доверия к либеральной демократии3 . По мнению директора Московского Центра Карнеги Д. Тренина, Д. Трамп – часть мирового тренда подъема и утверждения национальных интересов. В ставшем глобальным мире начался цикл нового подъема национальных государств. Волна докатилась до США.