SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Введение. Исследуется взаимосвязь между социально-психологическими и духовными характеристиками лидера организации и состоянием ее организационной культуры. Теоретическая часть статьи анализирует теоретико-методологические основы проводимого эмпирического исследования. Рассматриваются ключевые положения ордерного подхода к социально-психологическому изучению феномена организационной культуры, включая модели и определения. Отмечается, что ордерное понимание организационной культуры фокусируется на ее этическом содержании, которое, в свою очередь, является неотъемлемой частью феномена духовности. Эмпирическое исследование носит пилотный характер и выполнено в качественной парадигме. Цель исследования – изучение взаимозависимости между духовными качествами руководителя и состоянием корпоративной культуры организации.
Методы исследования: оценка выраженности субордеров организационной культуры; сотериологическая оценка уровня развития лидерских качеств; анкетирование; интервьюирование; анализ кейсов; включенное наблюдение.
Заключение. Полученные результаты показали, что сбалансированное развитие всех трёх субордеров («семья», «армия», «церковь») и внимание к сотериологическим характеристикам лидера значительно повышают эффективность работы организации. Сделан вывод о духовном лидерстве как ключевом факторе, способствующем гармонизации субордеров организационной культуры и созданию позитивной атмосферы в организации. Исследование подтверждает, что духовное является необходимым для стабильного и успешного функционирования компании.
В академической среде используется множество методик оценки мотива власти - коллективного и внутреннего (личностного). В то же время, всё меньше уделяется внимания вопросу самого феномена власти с эпистемологической и онтологической стороны. В статье рассмотрены различные подходы к анализу феномена власти, приводятся доказательства того, что власть, в первую очередь, имеет социальное основание, а мотив расширения власти является внутренним двигателем деятельности человека. С целью формирования чётких дефиниций, связанных со столь сложным феноменом, выявилась необходимость интегрировать представления о власти множества авторов. Однако из-за широты понятия власти, его сложно свести к одному простому определению. Читатель должен понимать неосуществимость полного охвата в рамках одной научной статьи всех аспектов, связанных с феноменом власти. Одной из целей, преследуемых в данной работе, является возрождение дискуссии об основаниях понятий власти и властных отношений.
Стремление к власти представляет собой значимый объект научно-практического исследования в разных отраслях гуманитарного знания. В статье представлен обзор философских, психологических, политологических и социологических подходов относительно стремления к власти. Анализ стремления к власти обеспечивает понимание фундаментальных аспектов политической деятельности, механизмов формирования структур власти и их воздействия на общество. Через обзор терминологических и содержательных подходов к интерпретации власти на протяжении разных исторических периодов авторы предлагают к рассмотрению классификацию интересов к власти в сфере политико-правового управления. Авторы предлагают многоаспектный подход к анализу стремления к власти, что может открыть возможности для более глубокого понимания соотношения власти и человеческой природы, власти и социокультурных процессов, а также для разработки стратегий управления и развития, основанных на учете различных мотиваций и потребностей личности и общества.
Стратегия как молодая наука постоянно развивается и обогащается. Отечественная школа стратегирования, основоположником которой является академик В. Л. Квинт, сформировала теоретические и методологические основы, а также аккумулировала практический опыт разработки и реализации стратегий развития стран, регионов, городов, отраслей и предприятий. Многолетняя практика преподавания теории стратегии и методологии стратегирования под научным руководством Владимира Львовича Квинта, реализуемая в стенах Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и его филиалах в Словении и Армении, Кемеровского государственного университета, Университета науки и технологии «МИСИС», по уникальным программам магистратуры позволяет сформировать у специалистов систему стратегического мышления и профессиональные компетенции в сфере стратегирования. В статье, подготовленной к 75-летнему юбилею В. Л. Квинта, рассмотрены его основные достижения как ученого и практика стратегирования в России и мире.
Введение. В статье представлены результаты исследования интеллектуальных и лидерских качеств студентов вуза. Проведен теоретическо-методологический анализ подходов к данной проблеме в отечественной и зарубежной психологии. Описаны результаты эмпирического исследования, проводившегося среди студентов юридического факультета Университета «Синергия», в ходе которого выявлены особенности взаимосвязи их интеллектуальных и лидерских качеств. Выявлены статистически значимые различия в уровне развития интеллектуальных и лидерских качеств. Нами поставлены следующие задачи: 1) на основе теоретического анализа научной литературы раскрыть сущность понятий «лидерство» и «интеллект»; 2) исследовать интеллектуальные и лидерские качества у студентов в их взаимосвязи.
Материалы и методы: анализ научной литературы; наблюдение; психодиагностические методы (тесты, беседа); экспериментальные методы; математико-статистические методы (метод ранговой корреляции Спирмена).
Результаты исследования. Представлены результаты исследования, связанные с выявлением взаимосвязи интеллектуальных и лидерских качеств у студентов.
Обсуждение и заключение. Выявлена взаимосвязь между интеллектуальными и лидерскими качествами у студентов.
В статье поднимается проблема интенсификации педагогических исследований лидерства и лидерских качеств личности. Социокультурный контекст рассматриваемой проблемы подчеркивает значение организации и управления совместными практиками жизнедеятельности детей и подростков, процессов образования групп и коллективов, связанных с самоуправлением, первенством, выделением формальных и неформальных лидеров. Междисциплинарный контекст определяется значительным опытом исследований указанной проблематики в различных отраслях научного знания, возможности и необходимости интерпретации и развития отдельных продуктивных идей с позиции педагогики. Амбивалентный контекст раскрывает для педагогики поляризацию современных выводов и рекомендаций, подчеркивает необходимость выработки медианных, синтезирующих решений. С учетом наложения контекстов, выделены отдельные направления актуальных педагогических исследований лидерства и лидерских качеств личности.
Статья посвящена проблеме лингвоаксиологического изучения элементов ценностной картины мира современных лидеров, транслируемых молодежной аудитории в эмоциогенном дискурсе. Цель работы заключается в выявлении и описании фактов эмоциональной репрезентации аксиологической составляющей в текстах дискурсивной личности лидера, под которым понимается влиятельная и признанная в социуме персона. Материалом для исследования послужили видеозаписи заседаний дискуссионного студенческого клуба «Диалог на Равных». В русле когнитивно-дискурсивной методологии, опирающейся на признание аксиологических параметров дискурса детерминирующими когницию, авторами представлены ценностные компоненты лидерства в их эмоциогенной репрезентации, вербализуемые как «секреты успеха». Установлены речевые инструменты создания эмоциогенного высказывания: дискурсивные жанры «совет» и «предложение», а также косвенный способ «наставления молодежи» в нарративной форме с адгерентной эмотивностью. С помощью моделирования аксиосферы установлены ядерные (доминирующие) и периферийные концептуальные признаки лидерства. Результаты анализа фреймового состава объективированных в эмоциогенном дискурсе ценностей как компонентов личностной системы лидеров и группового сознания (лидерства) свидетельствуют о целенаправленной деятельности субъекта дискурса по созданию позитивного эмоционального поля при трансляции ценностных ориентиров.
Статья посвящена изучению сложного взаимодействия эмоционального интеллекта (далее - ЭИ) и его ключевой роли в управлении межличностными конфликтами в профессиональной среде. Исследование проясняет, как тонкие компоненты ЭИ - самоанализ, эмпатия, саморегуляция и социальные навыки - играют важную роль в расшифровке и преодолении эмоциональных сложностей, присущих профессиональным конфликтам. Благодаря методичному исследованию раскрывается квинтэссенция ЭИ в создании гармоничного рабочего места, где конфликты не только эффективно разрешаются, но и трансформируются в возможности для роста. Одновременно подчеркивается критическая роль эмпатии в понимании и оценке эмоциональных состояний других людей, что способствует более инклюзивному и эмпатичному общению. Практический сегмент исследования предлагает ряд стратегий и обучающих программ, направленных на развитие ЭИ у профессионалов. Эти методики, начиная от медитации осознанности и заканчивая семинарами по картированию эмпатии и тренингами эмоционального интеллекта, предлагают действенные пути для повышения эмоциональной компетентности в различных профессиональных ситуациях. В заключении статьи говорится о практической применимости этих идей в различных профессиональных сферах, предлагаются направления будущих исследований, включая изучение ЭИ в различных культурных контекстах и интеграцию технологий в обучение ЭИ. Данное комплексное исследование не только вносит вклад в академический дискурс об ЭИ, но и служит маяком для организаций и отдельных людей, стремящихся ориентироваться в эмоциональном ландшафте современной профессиональной среды.
Специфика лидерства в сфере высшего образования раскрывается путем его сопоставления с лидерством в традиционных бизнес-организациях. В результате анализа совместного цитирования 3827 научных работ, отобранных по запросу в Scopus , выборка исследования сужена до шести ключевых публикаций, оказывающих значительное влияние на исследовательский ландшафт. На материале этих публикаций проведен сравнительный анализ лидерства в сфере высшего образования с лидерством в традиционных бизнес-организациях с опорой на авторскую модель лидерства «черты лидера - поведение лидера - контекст ситуации». Показано, что академическая среда характеризуется специфическими вызовами для лидера, отличными от контекста традиционных бизнес-организаций. Адекватным контексту университетской среды является совмещение трех стилей лидерства: транзакционного, трансформационного и ориентированного на отношения. Взаимодействие между лидером и профессорско-преподавательским составом вуза в академическом контексте является скорее партнерством, в котором лидер выступает старшим партнером, чем подчинением, основанным на властных отношениях и характерным для традиционных бизнес-организаций.