SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Введение. В статье рассматривается гуманитаризация медицинского образования как способ преодоления противоречий между биомедицинской парадигмой современной медицины, медицинского образования и необходимостью развития пациенто-ориентированного подхода.
Постановка задачи. Цель статьи заключается в обосновании необходимости включения Medical Humanities в современное медицинское образование, что предполагает конкретизацию понимания Medical Humanities и уточнение последствий отказа от доминирующей объективистской парадигмы в медицинском образовании.
Методика и методология исследования. Для достижения поставленной задачи применяются общенаучные методы исторической реконструкции, сравнительного анализа, отдельные методы компаративистского анализа, элементы индуктивных рассуждений, а также анализ правовых документов.
Результаты. Определено, что цифровизация в области медицины усиливает биомедицинскую парадигму, что не всегда соотносится с пациенто-ориентированным подходом, а также с изменением общетеоретической парадигмы понимания человека. Обосновано, что выходом из сложившейся ситуации является включение Medical humanities в подготовку медицинских работников. Необходимость этого связана с пересмотром взаимоотношений «врач – пациент», формированием профессиональной идентичности медицинского работника, формированием «сострадательных ценностей» «просвещенного врача», развитием необходимых когнитивных навыков и многим другим.
Выводы. Включение и расширение Medical Humanities в медицинском образовании формирует навыки пациенто-ориентированного подхода и тем самым позволяет минимизировать негативные последствия биомедицинской парадигмы современной медицины.
Статья посвящена уточнению места и роли объектов религиозной архитектуры в становлении геокультурного образа Нижнего Новгорода. Отмечается, что элементами формирования образа города являются пути, границы, районы, узлы и ориентиры. В пространстве Нижнего Новгорода сакральные строения выступают одновременно узлами и ориентирами. Подобная бинарность объясняется особенностями их интеграции в пространство города. Объекты религиозной архитектуры обладают опознаваемостью, семантичностью и структурностью, что делает их знаковыми и значимыми для городского ландшафта. В статье представлены результаты исследования сформированности геокультурного образа Нижнего Новгорода у студентов-бакалавров 1 курса, обучающихся по направлению подготовки «Дизайн». Результаты исследования показали, что объекты религиозной архитектуры играют важную роль в процессе становления образа города. Именно они создают ситуацию диалога исторических и современных элементов городского ландшафта, формируют контактно-генетические связи периодов развития культуры - прошедшего и актуального. В качестве основных сакральных архитектурных объектов обучающимися были названы собор святого благоверного князя Александра Невского и церковь Собора Пресвятой Богородицы. Их включенность в урбанистический ландшафт способствует созданию так называемой души Нижнего Новгорода, ориентированной на синтетическое начало. Это оказывает сильное влияние на оформление геокультурного образа Нижнего Новгорода, обладающего подлинной идентичностью.
Герменевтика традиционно рассматривается как ряд концепций понимания и интерпретации текстов. Однако анализ герменевтических концепций показывает, что традиционная для герменевтики проблема понимания представляет собой комплекс фундаментальных вопросов, касающихся механизмов функционирования сознания в целом. Разрабатывая проблему понимания, герменевтика коррелирует с теориями сознания и рациональности, в целом с междисциплинарными когнитивными исследованиями. В этом аспекте герменевтическая традиция содержательно сближается с различными концепциями сознания, формально не относящимися к герменевтике. В настоящей статье мы рассмотрим категорию действенно-исторического сознания Г. Гадамера в сравнении с концепцией «чувствующего разума» Х. Субири. В этих концепциях сознание или разум рассматриваются как механизмы освоения и транслирования языковой и в целом культурно-исторической традиции. Сравнительный анализ указанных концепций позволяет раскрыть и концептуализировать социальную природу сознания и разума.
Цель исследования - обоснование и формирование предложений по созданию и совершенствованию организационных инструментов повышения прямого гражданского участия молодежи в развитии комфортной городской среды (ГС) на уровне региона. Исследование выполнено на примере Вологодской области. Акцентируется внимание на социологическом подходе, и формирование ГС рассматривается с точки зрения концепта гражданского участия. Информационная база: данные мониторинга общественного мнения. Объем выборочной совокупности по г. Вологде так же, как и по г. Череповцу, составляет 400 человек (общая выборка - 800 человек). По малым городам - Никольск, Сокол, Великий Устюг, Грязовец - 600 респондентов. Проанализирована институциональная среда участия граждан в формировании комфортной ГС и рассмотрены риски реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Выявлена пассивность горожан в выборе общественных территорий для благоустройства как в Вологде, так и в Череповце: более половины жителей не участвуют в рейтинговом голосовании и не вовлечены в оценку городского пространства. Информированность о федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды» в Вологде выше среди молодежи, чем среди других возрастных категорий. Среди мотивов, препятствующих молодежи проявлять свою гражданскую активность, лидирует привычка надеяться на готовое. Предложены рекомендации по созданию и совершенствованию организационных инструментов повышения прямого гражданского участия молодежи в развитии комфортной ГС Вологодской области - создание Региональной молодежной ассоциации по развитию ГС. Проведена оценка эффективности предложенных в исследовании мер по вовлечению молодежи в развитие комфортной ГС. Ожидаемый прирост вовлеченности молодежи в эту сферу деятельности позволит добиться положительной динамики развития городов в области и занимать высокие позиции в общем рейтинге городов с благоприятной городской средой.
Введение. Институт образования в современном обществе переживает серьезную трансформацию, связанную с широкомасштабным внедрением высоких технологий, что обусловлено аналогичным процессом в постиндустриальном обществе в целом. Наряду с пониманием объективной необходимости такой трансформации растет и понимание негативных последствий цифровизации общества и образования. Статья содержит анализ отрицательных последствий и проблем, возникающих в ходе распространения цифровизации высшего образования в России. Методология и источники. Основой методологии работы выбраны методы сравнительного анализа и экстраполяции трансформаций социальной среды и антропологических факторов под воздействием технологического прогресса на область высшего образования. В качестве концептуальной основы анализа влияния высоких технологий на образование использованы признаки «отравления высокими технологиями», рассмотренные Дж. Нейсбитом в книге «Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла», а также авторская концепция экстенсивного и интенсивного типов креативности. Результаты и обсуждение. Рассмотрены семь симптомов технологического отравления в высшей школе, представляющих основные риски современной образовательной системы, их проявления в образовательном процессе и перспективы при сохранении существующей тенденции. Одним из источников проявления этих симптомов является экстенсивный характер креативности, присущий научно-технологической деятельности общества, делающего ставку на инновационное развитие и освоение материальных аспектов природы. Техногенный характер складывающегося инновационного процесса нивелирует виды деятельности, связанные с интенсивным типом креативности, направленным на смыслосозидающую и экзистенциальную стороны человеческого существования. Заключение. Минимизация негативных последствий предполагает усиление гуманитарной составляющей в образовании, позволяющей сформировать культуру «паузы созерцания» (Григорий Померанц), в которой технология приобретет, как это предполагал сам Дж. Нейсбит, смысловое наполнение, выходящее за рамки инструментальных ценностей в область этических и экзистенциальных.
Взаимоотношения Китая и России имеют долгую и сложную историю, охватывающую несколько веков. Активное взаимодействие двух стран явилось причиной для установления побратимских связей между городами обеих стран.
В данной работе в разрезе анализа социокультурного пространства городов-побратимов проведён анализ урбанонимов Харбина и Хабаровска.
Выявлено, что урбанонимы рассматриваемых локусов образованы по нескольким моделям, а именно: меморативной модели, условно-символической ценностной модели, условно-символической эвсемантической модели и условно-символической географической модели.
Анализ названий городских объектов Харбина и Хабаровска установил наличие схожих оснований для номинации, в числе которых социокультурные и исторические. Общие тенденции в номинации городских объектов разных стран способствуют установлению успешного межкультурного диалога.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ
В настоящем исследовании рассматривается роль русских домов как центров сохранения и распространения русской культуры и идентичности в условиях миграции и глобализации; анализируются функции, которые выполняют эти учреждения в жизни русскоязычных общин за границей, включая поддержку языковой практики, организацию культурных мероприятий и формирование социальных сетей.
Исследование основано на эмпирических данных, собранных в процессе анализа деятельности русских домов в различных странах, что позволяет выявить подходы к интеграции русских эмигрантов в новые социокультурные контексты.
Отмечается, что, несмотря на современные вызовы, такие как культура отмены, формирование негативного имиджа России в мире, многие русские дома за пределами Российской Федерации продолжают активную деятельность, а интерес местного населения даже недружественных России стран к русской культуре и русскому языку возрастает.
Исследования видеоигр помогают выявить их потенциал как одного из инструментов регуляции современного общества. Несмотря на то что в обществе на данный момент преобладает негативное и пренебрежительное отношение к видеоиграм, они являются одним из популярных повседневных занятий для четверти россиян. Миллионы людей по всему миру играют в видеоигры, что ставит данную практику в один ряд с психотерапией, интегральным нейропрограммированием (ИНП) и иными практиками, формирующими индивидуальное и массовое сознание. Коммуникационный потенциал видеоигр остается недостаточно изученным. В данной статье автор обращается к вопросам репрезентативной функции элементов хоррора в пространстве видеоигр. Опираясь на литературу, статистические данные и иные источники, исследователи Game Studies ведут обсуждение как самого понятия «видеоигра», так и восприятия предлагаемого ею диалога по конкретным социальным проблемам.
Исследование сосредоточено на том, как процессы глобализации влияют на культурные, политические и социальные аспекты иранского общества. Рассматриваются модернистский и постмодернистский подходы к глобализации и их значение для сохранения национальной идентичности, включая трансформацию персидского языка как важного инструмента культурного выражения. Применяется культурологический и аналитический подход, включая изучение взаимосвязи между глобализацией и идентичностью. Особое внимание уделяется постмодернистским концепциям и их применению к условиям глобализации в Иране. Глобализация, будучи одновременно вызовом и возможностью, предоставляет Ирану инструменты для укрепления национальной идентичности через сохранение и развитие персидского языка, литературы и искусства. В статье предложены практические рекомендации по адаптации иранского общества к глобальным вызовам с учетом культурных ценностей и традиций. Персидский язык подтвержден как средство поддержания культурной уникальности и выстраивания связей с внешним миром.