SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В начале XXI в. в мировой научной практике значительно вырос интерес к оценке роли высоких технологий в развитии общества. Одновременно обострилась дискуссия о том, до какой степени технологически независимым может считать себя государство, даже обладающее технологиями, обеспечивающими продовольственную, промышленную и экологическую независимость. В статье рассматривается понятие технологического суверенитета, его особенности в контексте современных технологий, а также практика формирования в ведущих зарубежных странах и в Российской Федерации приоритетных направлений в сфере науки и технологий, составляющих основу обеспечения технологического суверенитета на национальном уровне. Предложено оригинальное определение технологического суверенитета. В статье отмечается фактическое отсутствие в России единого центра мониторинга и оценки результативности исследований и технологических разработок по приоритетным направлениям науки и технологий, что представляет существенные риски в свете обеспечения технологического суверенитета страны. В статье обоснована необходимость реализации централизованного подхода к организации системы мониторинга и оценки результативности научных исследований и технологических разработок в текущих условиях.
Дождевой червь Eisenia altaica (Perel, 1968) - один из узкоареальных эндемиков Алтая. Он обитает на севере Республики Алтай в долине р. Катунь. В данном исследовании мы получили образцы E. altaica с юга Алтайского края. Мы секвенировали ДНК образца E. altaica методом Illumina, собрали и проанализировали его митохондриальный геном. Митохондриальный геном собран в виде непрерывного контига длиной 15,248 п. н. Он содержал типичный для дождевых червей набор генов, кодирующих белки, рибосомальную и транспортную РНК. Все гены располагались на одной цепи ДНК. AT-состав митохондриального генома (за исключением АТ-тракта) - 62.7 %. Белок-кодирующие гены nd4 и nd4l перекрывались на 7 пар нуклеотидов. Выявлено, что ATG является единственным старт-кодоном. Шесть белок-кодирующих генов ( cox1, atp8, cox3, nd6, nd1 и nd2 ) обладали укороченным стоп-кодоном (Т’). Филогенетический анализ, проведенный для видов рода Eisenia на основании полных митохондриальных геномов, показал, что виды E. altaica и E. tracta родственны к одной из ветвей линий комплекса E. nordenskioldi ( E. nor-denskioldi sensu stricto ). Это указывает на необходимость дробления комплекса E. nordenskioldi. Также близость алтайских эндемиков к комплексу E. nordenskioldi может свидетельствовать о том, что центр видообразования сибирской ветви рода Eisenia находится на Алтае. Контрольный регион мтДНК содержит тракт микросателлита АТ длиной более 150 п. н., который не мог быть собран полностью. Мы провели поиск микросателлитов в митохондриальных геномах других видов дождевых червей и обнаружили, что микросателлит АТ встречается в контрольных регионах представителей других видов, родов и семейств дождевых червей, в то время как другие микросателлиты там не найдены, что указывает на особую роль именно этого типа повторов в функционировании контрольных регионов.
Для эффективной селекции пшеницы на устойчивость к стеблевой ржавчине необходимо исследование популяций гриба, циркулирующих на посевах в конкретном регионе. Выявление вероятных источников инфекции возможно в результате отслеживания основных путей миграции спор патогена по всей территории возделывания пшеницы в пределах одной климатической зоны. Для ускоренного анализа и охвата большей выборки образцов предложено использовать микросателлитные маркеры, представляющие альтернативу традиционному фитопатологическому анализу состава генов вирулентности популяции. С их помощью проведено генотипирование монопустульных изолятов Puccinia graminis f. sp. tritici, собранных в Центральном регионе России и Поволжье на мягкой яровой пшенице, установлена высокая степень дифференциации между популяциями патогена. Предложена схема диагностики происхождения инфекции с помощью шкалы размеров аллелей микросателлитных маркеров.
В статье рассматриваются современные издания замечательного сатирика Приамурья первых двух десятилетий ХХ века Фёдора Ивановича Чудакова, подготовленные профессором Благовещенского педагогического университета Анатолием Васильевичем Урмановым. Имя и творчество Чудакова было забыто на целое столетие, в то время как по своим творческим возможностям он вполне сопоставим с самыми яркими фигурами «Сатирикона». Поэтому современники называли его амурским Сашей Чёрным. В статье также рассказывается о судьбе Чудакова и о той роли, которую играют научные изыскания А. В. Урманова для восстановления творческой репутации забытых художников Приамурья.
В типографии Санкт-Петербурга в 1722 году в печать выходит перевод книги хорватского священника Мавро Орбини «Царство славян», которым занимался приближенный к царю серб Савва Лукич Рагузинский. Перевод Рагузинского выполнен на церковнославянском языке, перед печатью текст был отредактирован. В роли возможных справщиков выступают Феофилакт Лопатинский и Феофан Прокопович, однако исследователями еще не было установлено, кто именно это был. В данной статье предпринята попытка посредством лингвистического анализа установить личность редактора перевода текста Мавро Орбини.
Представлено описание подходов, лежащих в основе разрабатываемой в ИПУ РАН Информационной системы анализа научной деятельности (ИСАНД) в области теории управления. Описана онтология ИСАНД, ориентированная на представление и сбор знаний в области теории управления: как научного знания (онтология теории управления), так и знаний, связанных с научной деятельностью агентов в данной области (организаций, журналов, конференций и отдельных исследователей). Дана схема построенной на основе онтологии архитектуры ИСАНД как сложного программного комплекса, обеспечивающего сбор, хранение и анализ публикаций и их метаинформации, которые поступают из внешних источников. Описан алгоритм построения тематических профилей научных объектов (публикаций, ученых, организаций, журналов, конференций), описаны осуществляемые при помощи ИСАНД процессы обработки текстов и возможности сетевого анализа. Описаны основные возможности использования ИСАНД.
Проблема и цель. В статье предпринимается анализ процесса формирования представлений о науке у учащихся общеобразовательной школы. Внимание фокусируется на субъективно-личностном восприятии различных аспектов научной деятельности, на его связи с характеристиками активности учащихся, взаимодействующих с учителем-предметником.
Цель статьи. Выявить основные проблемы и трудности, возникающие при формировании представлений о науке и в процессе приобщения обучающихся к научно-исследовательской деятельности.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды как классических авторов, так и современных: Вл. С. Соловьёва, В. И. Вернадского, А. П. Огурцова, В. М. Розина, Ю. Н. Солонина и других. Используются, главным образом, философско-теоретические методы, диалектический подход, анализ вторичной информации, контент-анализ, но также и авторский опыт наблюдений за обучающимися.
Научная новизна заключается в систематизации данных о формировании образа науки у учащихся в общеобразовательной школе и, соответственно, о путях преодоления возникающих трудностей. Показано, что сегодня в образовательно-воспитательном процессе формированию образа науки в целом уделяется недостаточно внимания. Между тем, интегральный образ науки оказывает большое влияние на восприятие учебного материала. Вызывает озабоченность обращение к ненаучным источникам, обусловленное предпочтением интернет-ресурсов, а также трансформацией образа науки под влиянием иных форм общественного сознания от политики до морали.
Результаты. Выявлена проблема формирования адекватного образа науки у обучающихся. Решение проблемы позволит преодолеть негативное отношение к науке со стороны части общества.
Заключение. Рефлексия как над феноменом образа науки в целом, так и над особенностями этого образа в современном образовательном дискурсе позволяет вывить факторы, детерминирующие воспроизводство новых поколений научного сообщества.
В статье представлены результаты эмпирического исследования, которые демонстрируют наличие различных форм манифестации агрессии в структуре деструктивного поведения в подростковом возрасте. Были выделены особенности девиаций агрессии в профиле агрессивного, социально обусловленного, зависимого и делинквентного поведения подростков.
Статья посвящена концепт-анализу одного из самых известных стихотворений индийского поэта XX века С. Д. Саксены. Автор статьи подробно рассматривает концептуальные признаки, выраженные в тексте, и возводит их к единому концепту «Жизнь», который является базовым для всех мировых культур. Результатом анализа является фрагмент концептуальной модели, отражающий многообразие проявлений (репрезентаций) жизни в индийской лингвокультуре.
В рамках реализации специализированного курса повышается значимость оценки деятельности учащегося в совершенствовании своих образовательных результатов. В статье рассматривается роль формирующего оценивания в личностном развитии обучающегося и построении индивидуальной траектории в освоении технологии UX/UI дизайна и соответственно роли педагога в организации современных форм оценивания образовательных результатов и выстраивания благоприятной перспективы развития ученика. Авторами показано, что использование инструментов формирующего оценивания позволит обучающимся повысить образовательный уровень в предметной области дизайна, получить опыт применения знаний на практике, а также личностного участия в формировании критериев проекта и активного применения взаимного и самостоятельного оценивания.