SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Актуальность. Системные изменения сферы образования, происходящие под влиянием цифровой трансформации, обусловливают разработку методологии исследования процесса трансформации в контексте постнеклассической научной парадигмы. Цель состоит в обосновании методологических оснований исследования, ориентированного на качественное изучение педагогической реальности с последующим применением сценарного прогнозирования.
Методы: анализ (теоретический, дискурсивный), ранжирование результатов опроса преподавателей (N = 800) университетов и институтов, принимающих участие в реализации образовательных программ подготовки педагогов (Волгоград, Вологда, Москва, Омск, Санкт-Петербург, Саратов, Тобольск, Ульяновск), обобщение. Основные результаты. Трансформация рассмотрена как системное обновление сферы образования, развивающееся под влиянием внешних факторов. Представлена методологическая рамка исследования трансформации сферы образования, обусловленная особенностями современного этапа развития науки, «новой» ролью и ответственностью субъекта исследования, опытом проведения коллективных исследований и контекстностью протекания трансформационных процессов в разных вузах. Показано, что изучение трансформации педагогического образования невозможно в отрыве от исследований трансформации общего образования. Обосновано, что трансформация педагогического образования может быть изучена с позиций феноменологического подхода, позволяющего выявить объективные и субъективные характеристики педагогической действительности. Педагогическое образование рассматривается как самоорганизующаяся социальная система, обладающая неустойчивостью и динамичностью, что вызывает необходимость реализации в исследовании принципа участия всех субъектов, заинтересованных в выработке решений, затрагивающих их судьбу. Это предполагает также использование гуманитарной экспертизы и сценарного прогнозирования. Изучение практики трансформации в конкретном контексте позволяет выбрать сценарий (аналоговый, адаптационный, инновационный) и построить проспективную оценку выбранного варианта.
Выводы. Методология исследования трансформации высшего педагогического образования, основанная на феноменологической рефлексии, реализуется приоритетно с использованием методов качественного анализа, предусматривает ответственность исследовательского коллектива за научные результаты и их интеграцию в деятельность научного сообщества, должна быть адаптирована к условиям проведения исследования в конкретном вузе. Практическая значимость. Методология актуальна при построении коллективных исследований и исследовательских программ трансформации педагогического образования в различных вузах.
Цель исследования - осуществление научного анализа имеющихся на сегодняшний день цифровых образовательных технологий, фигурирующих в области получения экологического образования в вузах России и Белоруссии. Авторами в рамках представленного исследования проведен опрос в Google Docs 1631 студента; изучено отношение к цифровым образовательным технологиям и к процессу экологического воспитания. Исследование выявило как положительные результаты (хорошее отношение студентов к EdTech), так и недостатки (не все преподаватели умеют пользоваться EdTech; многие студенты не обладают достаточными знаниями в области цифровых технологий, зачастую выбор программного продукта создавал организационные и технические трудности). Авторами было изучено отношение студентов к цифровым образовательным технологиям в целом и в процессе экологического воспитания в частности. Проведенное исследование показывает, во-первых, что студенческая молодежь в целом положительно воспринимает EdTech в рамках системы высшего образования. Во-вторых, некоторые преподаватели пока не в полной мере способны использовать EdTech для организации образовательного процесса онлайн на том же качественном уровне, что и офлайн. В-третьих, многие студенты сами признаются, что пока недостаточно владеют компьютерными технологиями для полноценного освоения образовательной программы дистанционно. В-четвертых, зачастую выбор программного продукта для онлайн-занятий осуществлялся самим преподавателем или студентом, что само по себе создавало определенные организационные и технические трудности. В то же время существует широкий спектр EdTech, которые, по мнению авторов, имеют весьма серьезные перспективы развития. Это касается, прежде всего, цифровых лабораторий и виртуальных экологических симуляторов, которые позволяют моделировать определенные ситуации и демонстрировать их студентам для более эффективного освоения образовательной программы.
Статья посвящена актуальной проблеме возрождения института наставничества в высшем образовании. Раскрываются основные задачи научного (академического) наставничества. Подчеркнута важная роль научных семинаров в выполнении функции наставничества. Представлен опыт работы педагогов кафедры права и правового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» по проблеме актуальности организации и проведения постоянно действующего научно-практического семинара «Эффективный наставник», как актуальной формы академического наставничества и профессионального становления и развития специалистов сферы физической культуры и спорта.
В статье на основе анализа доли работников в возрасте до 39 лет в составе научно-педагогических работников как показателя эффективности деятельности российских вузов выявлены проблемы его оценивания в контексте развития кадрового потенциала в вузах Республики Бурятия. Сформулированы предложения по разработке программ развития кадрового потенциала вузов региона, с учетом омоложения возрастной структуры и сохранения преемственности. Введение показателя (доля работников в возрасте до 39 лет в общей численности научно-педагогических работников) может привести в долгосрочной перспективе к сокращению численности ППС других возрастных групп. На основе анализа динамики численности ППС вузов Республики Бурятия фиксируется устойчивый процесс сокращения численности ППС и доли преподавателей моложе 40 лет. Это предполагает введение для молодых преподавателей ставок, расчетная доля которых должна составлять не менее 35 % от общего числа ставок ППС вуза. Необходимо также совершенствование системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе разработки конкретных критериев. Программы развития кадрового потенциала вузов Республики Бурятия должны учитывать отраслевую специфику и особенности социально-экономического развития данного субъекта федерации, отдаленного от рынков труда.
Статья посвящена научной и научно-педагогической деятельности члена-корреспондента Российской академии наук А. А. Толстоногова, которому в марте 2025 г. исполняется 85 лет.
Качество подготовки педагога, включающее развитие ценностных ориентаций, всегда стояло на повестке дня образовательной политики и научного сообщества.
В статье рассматриваются современные представления о профессионализации и управлении качеством образования, которые в настоящее время нередко смешиваются.
Описываются два подхода к управлению качеством и профессионализации с акцентом на их две разные логики.
Профессионализация в образовательном контексте сосредоточена прежде всего на процессе развития профессионализма людей, работающих в области образования, при этом профессионализм учителя тесно связан со структурой его ценностных ориентаций, задающих ориентиры решения им педагогических задач.
После краткого сравнения двух подходов рассматривается возможность их объединения в образовании при удержании в поле зрения существенной роли формирования ценностных ориентаций педагога как компонента и профессионализации, и обеспечения качества образования, а также повышения его результативности.
Внимание к проблеме ценностных ориентаций обусловлено требованиями государственной образовательной политики к ценностным ориентациям педагогических работников, разработкой профиля российской гражданской идентичности педагога в структуре ценностной стратегии Академии Минпросвещения.
По мнению авторов, признавая границы между профессионализацией и управлением качеством, следует находить способы наведения мостов между ними, не забывая об их существенных различиях и уделяя особое внимание аксиологическим аспектам.
Наличие у граждан, формирующих трудовые ресурсы страны, профессиональных навыков, адекватных современной экономической и технологической парадигме, является важной задачей устойчивости национальных экономических и производственных систем.
Решению этой задачи во многом способствуют корпоративные университеты, созданные в компаниях.
Организации используют модель корпоративного университета для продвижения своей инициативы в области обучения, чтобы эффективно управлять своими крупными инвестициями в повышение профессионализма и развитие персонала.
Таким образом корпоративное обучение расширило свое влияние, не ограничиваясь функциями воспроизводства профессиональных компетенций в рамках отдельно взятых компаний, в настоящее время оно является механизмом реализации государственных программ и концепций по формированию и развитию навыков населения, что соответствует политике развития трудовых ресурсов как одного из значимых факторов устойчивости государств в условиях трансформации экономики и глобальных вызовов.
Автор вспоминает о встречах и общении с профессором В. С. Меметовым; о научных конференциях, посвященных проблемам интеллигенции, проходивших в Иваново; о работе Ивановского центра интеллигентоведения.
Затрагивается широкий круг вопросов, связанных с развитием В. С. Меметова как ученого-исследователя и организатора науки. Анализируется сложный комплексный феномен интеллигентоведения как научного направления и школы, вклад ученого в его становление. Указывается, что именно В. С. Меметов пришел к выводу о том, что наличие нескольких трактовок понятия «интеллигенция» объясняется многоликостью объекта изучения. Он подчеркивал, что интеллигенция — очень сложное общественное явление, поэтому изучение этого феномена долж-пока еще слабоизученные вопросы, связанные с деятельностью российской интеллигенции и западных интеллектуалов.
Значительное внимание уделено деятельности В. С. Меметова как организатора науки: проведению научных конференций, редактированию журнала «Интеллигенция и мир», подготовке и изданию коллективных монографий. Особо отмечается роль В. С. Меметова в развитии интеллигентоведения не только как направления научных поисков, но и как учебной дисциплины.
Обосновывается вывод о том, что интеллигентоведение как системное изучение интеллектуального и творческого потенциала личности, как учебная дисциплина, способствующая реализации этого потенциала, заняло свое место в перспективных направлениях науки и педагогической практики. но носить комплексный характер. Ему удалось проанализировать многие