SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Актуальность определяется возможностью оценки параметрических показателей памяти как полимодального когнитивного, познавательного процесса у юных спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта (водное поло), в зависимости от спортивного периода. Цель - оценить объем различных видов памяти юных ватерполистов в условиях соревновательного периода. Материалы и методы исследования. Применялись бланковые вербализированные, визуализированные методики оценки параметров памяти, методики опосредованного запоминания: память на числа (слуховая, зрительная); пиктограммы, двигательный ряд. Результаты и их обсуждение. Определены объемные показатели оперативной слуховой, зрительной, ассоциативной, двигательной памяти в тренировочный период (8,43 ± 1,1; 8,80 ± 1,11; 4,19 ± 1,4; 44,12 ± 2,41) и в период соревнований (7,39 ± 1,2; 7,54 ± 1,7; 13,63 ± 1,5; 53,27 ± 3,01). Выводы и заключение. Оценка кратковременной памяти косвенно отражает нарушение психической работоспособности спортсменов, что может быть доминирующим признаком генерализированного утомления как реакция на стресс-фактор периода соревнований. При отсутствии адекватного восстановления это состояние иррадирует на показатели физической работоспособности (точность броска, техника упражнения, повышение сухожильных рефлексов, адинамия, апатия), снижая индивидуальную эффективность спортсмена.
Внедрение информационно-цифровых технологий во все сферы жизни человека все чаще приводит к информационному стрессу, трансформациям и экстернализации памяти. Передача функции сохранения информации внешним предметам позволяет прилагать меньше усилий для ее запоминания, поскольку она постоянно находится в свободном доступе. В эпоху цифровизации только половина студентов медицинских вузов применяют электронные гаджеты для структурирования информации, при этом около четверти выборки используют для этого бумажные носители.
В условиях старения современного общества возрастает распространенность когнитивных нарушений, при этом сохранение когнитивного здоровья населения имеет высокую социальную и экономическую значимость. На ранних стадиях развития когнитивных расстройств терапевтические подходы наиболее эффективны, но ввиду существования ограниченного количества препаратов с достаточной доказанной эффективностью особую актуальность приобретают различные варианты немедикаментозных методов лечения, направленных на сохранение когнитивных функций. Одним из перспективных подходов к терапии когнитивных нарушений является использование технологии виртуальной реальности, которая устраняет потенциальные отвлекающие факторы и повышает степень вовлеченности в процесс занятий лиц с когнитивными расстройствами. В настоящее время имеется достаточно разнообразное компьютерное оснащение и варианты программ тренировок, что делает данную технологию перспективной для внедрения в рутинную практику здравоохранения. В частности, для пациентов, которые имеют трудности с выходом из дома, технологии виртуальной реальности позволили бы осуществлять когнитивную реабилитацию на дому. Однако на сегодняшний день не до конца изучены преимущества тех или иных методов применения виртуальной реальности, что требует дальнейшего изучения этого вопроса с целью планирования и адекватной оценки как эффективности, так и безопасности технологий.