SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…

Результаты поиска: 114 док. (сбросить фильтры)
Статья: ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ОТНОШЕНИЯ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ В СТРУКТУРЕ ДУХОВНОСТИ С. Л. ФРАНКА

Введение. В статье представлен социально-психологический (ордерный) подход к исследованию эстетического аспекта духовности. В соответствии с представлениями С. Л. Франка о четырехаспектности феномена духовности построена вербальная социально-психологическая модель эстетического идеала отношения к другому человеку, на базе которой разработана опросная методика (анкета) для изучения представлений об эстетическом идеале отношения к другому человеку у респондентов разного возраста. Теоретический анализ. Выполнен краткий обзор истории формирования эстетики как самостоятельной науки, даны определения основных категорий эстетики (прекрасное, красота), показаны ее связи с научной психологией как на уровне исторических прецедентов разработки психологических эстетических концепций, так и на уровне понятийного аппарата (эстетическое сознание, эстетическое восприятие, эстетическое отношение, эстетические ценности, эстетический идеал). В представленной теоретической модели эстетического идеала отношения к другому человеку моделеобразующим параметром выступает отношение. В структуре модели выделены шесть основных параметров: 1) поддерживает людей в неловких для них ситуациях; 2) замечает светлые стороны других людей и умеет их подчеркнуть в общении с третьими лицами; 3) думает о других людях с симпатией; 4) стремится внести гармонию и мир в отношения с людьми; 5) увлекает других людей своими творческими интересами; 6) духовен (ценит прекрасное в природе, искусстве, людях, в предметах окружающей среды). Эмпирический анализ (разработка методики исследования). Методика исследования эстетического идеала отношения к другому человеку разработана на базе параметрической ранее описанной модели. Данная опросная методика представляет собой комбинированную анкетус открытыми и закрытыми вопросами. Цель открытых вопросов состоит в уточнении субъективных представлений респондентов о прекрасном (красивом) в отношении к другим людям за счет предоставления наглядных примеров проявления этих качеств во взаимодействии людей.

Заключение. Выполненная разработка теоретической параметрической модели эстетического идеала отношения к другому человеку и основывающейся на ней методике изучения данного феномена открывает возможность приступить к эмпирической части исследования эстетического аспекта духовности.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: КАК ИДЕОЛОГИ ОПРЕДЕЛЯЮТ ИДЕОЛОГИЮ: А. Г. ДУГИН

Введение. Идеология как категория политической философии в условиях цифрового общества не может определяться нейтрально и автономно от деятельности определяющего ее субъекта. Теоретический анализ. На примере конкретной системы взглядов показана неизбежность идеологичности и идеологизированности понятия «идеология». При рассмотрении учебника А. Г. Дугина «Философия политики» предпринята попытка выявить ту грань, за которой философское исследование выходит за критерии научной академической объективности и подчиняется задаче конструирования собственной мировоззренческой системы, включающей в себя авторский политический идеал. Доктринальный анализ настоящей работы показывае тэлиминацию концепта идеологии из его дидактических единиц, хотя традиционные программы данной учебной дисциплины ее содержат. Устанавливается доминирование широкого подхода к пониманию политической философии в данной работе, позволивший ее автору «растворить» идеологию в содержании политического и де факто отождествить идеологию и политику. В этом случае идеология теряет роль методологического концептуального инструмента и трансформируется в стихию живого мышления, что выявляют идеолога, направляющего свое интеллектуальное усилие на удержание пробабилистического характера политики как области максимальной реализации человеческой сущности.

Заключение. Отождествление идеологии и политики выступает способом дистанцирования от конкурирующих проектов философии политики, определения их в качестве не-сущностных и потому не соответствующих смыслу и предназначению политики.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): СУСЛОВ ИВАН
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ПАТРИОТИЗМ КАК ЭТИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН В КОНФУЦИАНСКОМ ТРАКТАТЕ КУН-ЦЗЫ ЦЗЯ ЮЙ

Введение. В данной статье предпринята попытка проанализировать патриотизм как этико-социальный феномен. Предметом исследования является содержание древнего философского трактата Кун-цзы цзя юй (Речи школы Конфуция), который атрибутируется как конфуцианский текст. Теоретический анализ. Основой для развития патриотизма в Кун-цзы цзя юй служат конфуцианские добродетели: сыновняя почтительность, человеколюбие, преданность и др. Патриотизм несет в себе идентификационную, регулятивную, гармонизирующую, интегративную функции, а также функцию этического самосовершенствования для индивида. Носителями патриотических идей выступают конфуцианские благородные мужи, а конечной целью патриотических поступков являются принесение пользы своему государству, умиротворение Поднебесной и личное моральное саморазвитие. Будучи частью политической доктрины конфуцианства, патриотизм как этико-социальный феномен с древности занимал важное место в научных изысканиях видных философов и со временем стал мощной духовной силой китайской нации.

Заключение. Роль патриотизма как основы стабильности социума, духовного подвига личности сложно переоценить и в то же время ее необходимо детально анализировать и осмысливать в разные исторические периоды, учитывая специфику текущей мировой обстановки. Патриотизм в современном китайском обществе является мощной консолидирующей и духовной силой для многонационального народа.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский, Русский
Доступ: Всем
Статья: ТЕОРЕТИКИ РУССКОГО НАРОДНИЧЕСТВА О ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОЙ АВТОНОМИИ ЛИЧНОСТИ

Введение. В статье проанализированы работы русских народников, в которых содержится социально-философское решение проблемы нравственной автономии личности.

Теоретический анализ. Социально-философский идеал народнической мысли был тесно связан с теорией организации справедливого общества на основе паттерна социальной солидарности, подразумевающего социально ответственное поведение граждан, уважающих чужие права и действующих в интересах освобождения человека. Достижение личностью автономии возможно с помощью различных способов освобождения: посредством трудовой активности и практики кооперации, общественно-политической активности в направлении реализации общественного идеала осознанной солидарности. Нравственная автономия личности, таким образом, не подразумевает морального нигилизма, а, напротив, направлена на поиск компромисса между частными и общественными интересами. Теоретики народничества развивают тезис «разумного эгоизма» Н. Г. Чернышевского, согласно которому интеллектуально и нравственно осмысленное индивидуалистическое (автономное) поведение может соответствовать коллективным интересам. Нравственная автономия личности, по мысли большинства народников, не отрицает возможности социально ответственного поведения.

Заключение. Народническая мысль становится своего рода контрапунктом развития освободительной общественной мысли в России, трансформируя идеальный тип носителя освободительных идей: нравственно автономный нигилист превращается в социально ответственного народника.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Вязинкин Алексей
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ВОЛЯ К ВЛАСТИ В ЭТНОГЕНЕЗЕ: НИЦШЕАНСКИЕ МОТИВЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Ведение. В статье предпринята философская реконструкция евразийской антропологии на основе анализа теории этногенеза Л. Н. Гумилева. В концептуальных разработках классика евразийства эксплицируются мотивы ницшеанской антропологии, что позволяет вписать евразийскую концепцию человека в контекст постметафизической философии.

Теоретический анализ. Применение методологических принципов и установок философского компаративного анализа позволяет раскрыть параллели между основными понятыми теории этногенеза и базовыми концептами ницшеанской антропологии (воля к власти, сверхчеловек, вечное возвращение).

Заключение. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, согласно которому ключевым моментом как ницшеанской антропологии, так и антропологического учения Л. Н. Гумилева, выступает трансгрессия, понимаемая автором как онтологический горизонт, противоположный трансценденции. В статье обосновывается тезис о том, что конститутивным моментом понимания человека в учении Ф. Ницше и теории Л. Н. Гумилева является отказ от трансценденции и утверждение сугубо трансгрессивного характера человеческого бытия. Также осуществляется переосмысление характера связи ницшеанской антропологии с наследием Античности. Обращение Ницше к Античности спровоцировано ситуацией кризиса европейской метафизики и западного христианства. Обосновывается тезис, что кризис метафизической философии является одновременно основным мотивом обращения евразийцев к Востоку как к принципиально неевропейскому горизонту философской мысли.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ФАРИТОВ Вячеслав
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ЛИЧНОСТНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ СОГЛАСНО ПОУЧЕНИЯМ ПРЕПОДОБНОГО АВВЫ ДОРОФЕЯ

Введение. Христианство, развивавшееся в особых исторических условиях на территории византийской Газы, постепенно сформировало в регионе уникальную школу духовного наставничества, связанную с именами выдающихся подвижников. Одновременно с этим развивалась и региональная аскетическая литературная традиция. Теоретический анализ. Дорофей Газский – выдающийся христианский учитель ранневизантийского периода – формулирует свой собственный критический взгляд на современные ему социальные нормы, природу человека и причины человеческих пороков, противопоставляя им образ жизни христианского аскета. Значительное внимание Авва Дорофей уделяет психологии духовного совершенствования, борьбе со страстями. В настоящей статье рассматриваются и обобщаются основные мотивы в поучениях Аввы Дорофея, посредством которых он определяет личностный и социальный идеал христианского подвижничества. Заключение. Формулируется вывод, согласно которому поучения преподобного Дорофея Газского направлены на формирование не только личностного, но и социального идеала, а монашество в его трактовке не является движением антисоциальным, оно должно способствовать становлению нового, справедливого сообщества, основанного на принципах коммунитаризма и литургического единства. Подчеркивается, что достижение данной цели не предполагает политического, силового или интеллектуального противостояния с внешним миром.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): САЛОВ ПЁТР
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: "ТОНКИЕ" ОБЪЕКТЫ ЭЙСТЕЙНА ЛИННЕБО: ПРОБЛЕМА РЕФЕРЕНЦИИ

Во введении формулируется проблема абстрактных объектов для философии математики, эпистемологии и метафизики. Особое внимание уделяется проблеме референции.

Теоретический анализ. Рассматриваются предложенная Линнебо концепция абстрактных объектов как «тонких», т. е. не предъявляющих существенных требований к миру; критерии тождества как особому инструменту введения в дискурс абстрактных объектов. Линнебо трактует принципы абстракции как особую разновидность критериев тождества. Они позволяют зафиксировать референцию и убедиться в ее успешности. Приводятся метасемантические аргументы, которые использует Линнебо для обоснования предпочтительности реалистической интерпретации семантики единичных терминов; приводится критика предложенного Линнебо механизма референциального доступа к абстрактным «тонким» объектам. Как представляется, метасемантических ограничений, предложенных Линнебо, недостаточно для того, чтобы детерминировать уникальность референта. Нужен дополнительный принцип. В качестве такового можно рассмотреть «референциальный магнетизм» Льюиса, но он угрожает концепции «тонких» объектов.

В заключении обозначены сильные стороны проекта Линнебо. Его интерпретация лучше отражает то, как мы в действительности используем язык. Отмечается важность тезисов и идей Линнебо для современной философии.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): БУРЬЯН ВЕРОНИКА
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ДУША КАК СУБСТАНЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ PRO ET CONTRA

Введение. В статье раскрываются некоторые методологические аспекты феноменологической дискуссии о личностном субъекте. Спор обусловлен реалистическими тенденциями в феноменологии, согласно которым совокупность свойств вещи позволяет утверждать наличие их онтологического основания, заключенного в сущности вещи. В случае с человеком таким онтологическим основанием выступает душа, которая определяет базовые характеристики личности, существующие до всякого конституирования.

Теоретический анализ. Аргументируется противоречивость подобных концепций при помощи апелляции к методу работы М. Хайдеггера. Во-первых, обоснование связывается с отсутствием очевидной данности какой-либо сущности внутри имманентного восприятия; во-вторых онтологические категории структуры личностного субъекта являются данью уважения прежней философской традиции, а не ее критикой; в-третьих, постулирование онтологического основания свойств продолжают натуралистическое объяснение естественных наук.

Заключение. Формулируется вывод о близости метода философствования Хайдеггера началам феноменологии, а также требованиям феноменологии духовного мира, изложенным в т. 2 «Идей» Гуссерля. Выдвигается гипотеза, согласно которой дальнейшее изучение личностного субъекта может быть продолжено вне рамок субстанционалистских концепций.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): СОМОВА ОКСАНА
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ЧЕРНЫШЕВСКИЙ И НАПОЛЕОН III

Введение. Образ Наполеона III в философском мышлении Чернышевского представляется важным для характеристики идеологической борьбы в XIX в.

Теоретический анализ. Со студенческих лет Чернышевский следил за политической карьерой Луи Бонапарта, отмечал его успехи и личностные черты. В период Второй империи во Франции Чернышевский выступает с критикой бонапартизма, выдвигает объяснение причин его временного триумфа. Он упоминает и преклонение крестьянства перед славой, соединенной с известным именем, и страх перед анархией, и ошибочные расчеты враждующих лагерей. В статье показана связь анализа бонапартизма Чернышевского с теоретическими принципами, провозглашенными в его основных философских трудах. Подобно Чернышевскому Наполеон III пытался опираться на теорию прогресса, но при этом важную роль в движении общества к лучшему будущему отводил правительству. Его идеал – империя, символизирующая порядок и власть.

Заключение. Фактически Чернышевский и Наполеон III защищали две диаметрально противоположные концепции прогресса. Они расходились, прежде всего, по вопросу о том, как должны пониматься подлинные интересы народа. В вопросе о степени жизнеспособности империи Чернышевский, очевидно, оказался прав.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): КРОТОВ АРТЕМ
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ

Введение. Цель исследования – осуществить социально-философский анализ научного наследия исследователей концепции «жизненного пути личности», систематизировать материал, а также создать фундамент для социально-философского осмысления данной категории.

Теоретический анализ. В статье выделены три измерения, посредством которых представлено изучаемое понятие: обыденный, художественный и научный. Определена их специфика, а также имеющиеся сложности в их взаимосвязи. Проанализированы основные концепции Ш. Бюлер, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева для выявления значимых элементов социально-философского понимания категории.

Заключение. В исследовании посредством потенциала социальной философии осмыслен опыт ученых, закрепивших концепцию жизненного пути в научном дискурсе, а также заложивших основу для дальнейшего ее понимания. Было выделено семь оснований: научное обоснование, целостность пути, динамика и последовательность, неоднородность направления, точки начала и конца, субъект пути, социально-исторический контекст. Выявленные элементы в авторских позициях позволяют говорить об избранном феномене с точки зрения системности. Полученные результаты дают возможность продолжить социально-философское исследование концепции жизненного пути личности, что может служить основой для обеспечения устойчивости личности бытия в условиях современности.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ИВАНОВА ДИНА
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
← назад вперёд →