SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище... ещё…

Результаты поиска: 7 док. (сбросить фильтры)
Книга: Русский ассоциативный словарь. Книга 1. Прямой словарь: от стимула к реакции

Человеческое общение, взаимопонимание людей возможны благодаря слову. Но речь устроена так, что говорит человек не отдельными словами, а фразами. И даже если “фраза” в диалоге состоит как будто из одного слова, это слово не изолированно, оно сопровождается интонацией и связывается в речевой цепочке как с предшествующей ему репликой, так и с последующей, — оно тем самым становится высказыванием. Человек живет благодаря постоянному диалогу — диалогу с природой и людьми, — но и язык наш существует лишь в нескончаемом, начавшемся много тысячелетий, назад диалоге.

Ассоциативный словарь и являет язык в несколько необычной для нас форме — не в виде сплошного текста, как в романе или газетной статье, не в виде систематического описания, как в грамматике или толковом словаре, а в виде попарно соединенных слов или групп слов, которые служат строительным материалом для развернутых фраз, для построения предложений. Например, одним из ответов на предложенное слово-стимул дочь в нашем словаре оказывается слово моя, и соединение этих слов, соединение стимула с реакцией дает сочетание моя дочь.

С другой стороны, на стимул ходить один из ответов — в сад, т. е. носитель языка связывает предложенный ему стимул в словосочетание ходить в сад. При этом имеется в виду скорее всего детский сад, так как в нашем повседневном быту, в семейном общении мы чаще всего опускаем прилагательное, и сад или садик означает для нас именно детский сад. И вот мы имеем уже все элементы, из которых оформляется полная фраза моя дочь ходит в детский сад.

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 1994
Кол-во страниц: 30
Загрузил(а): Иванова Анна
Язык(и): Русский
Статья: ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ АДЫГОВ: СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ

В статье рассмотрены отдельные аспекты военной истории адыгов, отражающие стереотипы поведения в условиях войны. Исторические материалы свидетельствуют о том, что на протяжении веков в силу особых геополитических условий войны стали фоном, на котором долгое время протекала жизнь адыгов. Сохранились многочисленные свидетельства о поведении адыгов в экстремальных ситуациях военной опасности. В массовом сознании закрепились нравственные, этикетные и другие нормы, регулировавшие положение человека на войне. В данном случае речь идёт об обычаях, унаследованных стереотипах поведения.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Панеш Аскербий
Язык(и): Русский, Английский
Книга: Мир знаний. Молекула, скорость, реакция

Успехи современной химии и вопросы химического производства, а также достижения в области смежных наук — биологии, медицины, химии космоса — не могут быть поняты и усвоены без знания химической кинетики. В пособии доступно и на современном научном уровне излагается материал о скорости реакции, описываются законы, которым подчиняются химические процессы, сообщаются результаты современных достижений в этой области. Книга предназначена для учащихся, нтересующихся химией Она может быть использована при подготовке к факультативным занятиям.

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 1975
Кол-во страниц: 178
Загрузил(а): Арсентьева Ульяна
Статья: ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЕАКТИВНЫХ ПРАГМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ

Прагматика реактивности в политическом интернет-дискурсе является одним из наиболее интересных и наименее изученных аспектов современной виртуальной коммуникации. Цель - рассмотреть функционирование модели непрофессионального интернет-дискурса, воплощающегося в жанре политического интернет-комментария, в лингвопрагматическом аспекте. Представленные модели имеют частный характер и соотносятся с общей моделью, в основании которой лежат коммуникативные интенции авторов политических интернет-комментариев. Эмпирической базой исследования послужили отклики читателей новостного агентства РИА Новости. Принцип детерминации текстового целого ведущей макроинтенцией его автора, рассматриваемой как макроинтенция субъекта дискурса, позволяет установить, что жанр интернет-комментария, прежде всего, реактивный жанр. Поэтому указанные прагматические варианты типичных способов реагирования разработаны с учетом первоочередности коммуникативной роли адресата и, соответственно, реактивной макроинтенции, реализуемой в непрофессиональном интернет-дискурсе. В работе анализируются две реактивные модели непрофессионального дискурса: 1) реакция на политическое событие; 2) реакция на прагматический контекст. В результате методика лингвопрагматического анализа дискурса позволяет установить, что реактивные модели содержат следующие типы реакции: положительную, отрицательную и двоякую. При этом тексты интернет-комментариев включают и интерпретативную составляющую. Реализация реактивной интенции субъекта непрофессионального интернет-дискурса сочетается с намерением субъекта репрезентировать фрагмент личного опыта.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Савельева Ирина
Язык(и): Русский
Статья: АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ КАК МОДЕЛЬ МЕНТАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ: КОГНИТИВНЫЙ, ЭМОТИВНЫЙ И ЯЗЫКОВОЙ АСПЕКТЫ

Цель исследования. Моделирование ассоциативного поля с целью отражения характера предикации речевого действия, представленного соотношением стимул - реакция, а также выявления доминирующих ментальных опор.


Методы. Построение ассоциативного поля основано на данных свободного ассоциативного эксперимента, представленных в русском ассоциативном тезаурусе и словаре ассоциативных норм университета Южной Флориды. Моделирование ассоциативного поля предполагает распределение ассоциатов по характеру предикации для выделения понятийных реакций, ассоциатов-представлений, эмоционально-оценочных и операциональных реакций. Установленное соотношение типов ассоциатов позволяет выявить доминирование когнитивных, эмотивных или языковых опор при продуцировании речевого действия.
Результаты. На основе психолингвистического моделирования ассоциативных полей учитель и teacher установлены этнокультурные различия в характере предикации речевых действий: среди американских испытуемых преобладают реакции-представления, среди русских - операциональные ассоциаты. Русские испытуемые опираются в большей мере на языковые ориентиры, а американцы - на когнитивные ориентиры. Эмотивные ориентиры занимают промежуточное место, при этом в составе АП учитель эмоционально-оценочных реакций на 12 % больше, чем в составе АП teacher. Близость психологического значения слов teacher и student обусловлена пересекающимися ассоциатами school, professor, class и book. В русском ассоциативном словаре ассоциативные поля учитель и студент не имеют пересекающихся ассоциатов, что подчёркивает отсутствие для них общих смыслов.
Заключение. Проведённое исследование позволило обосновать эффективность и перспективы психолингвистической модели ментальной репрезентации. Определено, что предложенная модель выявляет характер предикации в соотношении стимул - реакция, а также превалирующие ориентиры внутреннего лексикона и признаки, на основе которых осуществляется психологическая предикация.
Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Степыкин Николай
Язык(и): Русский
Статья: ПИТИРИМ СОРОКИН И ЕГО СОЦИОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИИ

Статья посвящена теории революции русско-американского социолога П.А. Сорокина, ставшей результатом многолетней работы по обобщению итогов Русской революции и ее наследия. Оригинальная концепция революции, разработанная Сорокиным в 1920-е годы, отразила его личный жизненный опыт - участника, очевидца и жертвы революционных потрясений. Изгнанный из Советской России в 1922 г. за критику большевизма и полемику с теоретиками партии, он стал одним из основоположников мировой социологии. Многое в его социологии революции по-прежнему не лишено актуальности и представляет безусловный интерес.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): КРУТИКОВ Антон
Язык(и): Русский, Английский
Статья: ПРОБЛЕМА СТРАХОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

В статье приводится обзор основных концепций страха в отечественной и зарубежной психологической науке. В рамках отечественной психологии рассматривается проблема страха в рамках таких направлений как психофизиологическое (И. П. Павлов, И. М. Сеченов, П.К Анохин), психопатологическое (С.М. Ушаков, И. К. Мясищев, Б.Д. Карвасарский), возрастно-ориентированное (В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, экстремальной психологии. В зарубежной психологии страх рассматривался в рамках таких направлений как как психоанализ (А. Адлер, Г.С. Салливен, З. Фрейд, К. Хорни), бихевиоризм (Ч. Спилбергер, Дж. Уотсон), экзистенциальная психология (С. Кьеркегор, Ж. П. Сартр), гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс). Рассматриваются основные причины возникновения страхов.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2021
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский