SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище... ещё…

Результаты поиска: 53 док. (сбросить фильтры)
Статья: Трудности формирования и развития идентичности студентов с ограниченными возможностями здоровья

Введение. Трудности формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности (самоопределения) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются одними из ведущих проблемных сфер в обеспечении качества образования. Обобщенная модель трудностей, включая попытки интегративной типологии трудностей формирования и развития идентичности студентов с ограниченными возможностями здоровья – важная, актуальная научная задача современных социальной психологии и педагогической психологии.

Постановка задачи. В современной науке и практике поставлены и решаются задачи изучения трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, однако нет их системного изучения, интегративной модели. Цель исследования – анализ трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Методика и методология исследования. Методологическая основа исследования – системный подход к осмыслению трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности студентов с ограниченными возможностями здоровья. Основной метод исследования – теоретический анализ специфики трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты. Некоторые личностные, межличностные, учебные и профессиональные компетенции и идентичность у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья нередко сформированы и развиты не в полной мере (им труднее порой заявлять о своих нуждах или самораскрываться, оценивать свою и чужую активность, нести и возлагать ответственность, есть деформации локуса контроля, труднее представлять себя, самопрезентироваться), поэтому им труднее самоопределяться и идентифицироваться. Отмечается важность трансформации образовательной среды в соответствии с меняющимися возможностями ученика с ограниченными возможностями здоровья, а также системы поддержки развития студентов с ограниченными возможностями здоровья: поддержка семьи, однокурсников, сверстников, педагогов, тьюторов и иных ассистентов-помощников, в том числе академических служб сопровождения.

Выводы. На основании исследования автору удалось выделить ряд ключевых, типичных трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и меры их преодоления.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Коптяева Светлана
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: Субъектность обучающихся в процессе нейроцифровизации образования

Введение. Нейроцифровизация образования – процесс внедрения, апробации и усовершенствования в образовании цифровых технологий и основанных на них принципов обучения и устройств, играет важную роль в современном развитии как школьного, так и вузовского образования, в том числе реализации принципа субъектности и смежных с ним принципов современного образования (индивидуализации, гуманизации, активизации).

Постановка задачи. В современной психолого-педагогической науке и практике поставлены и решаются задачи изучения и обеспечения субъектности обучающихся в процессе нейроцифровизации образования, однако системного изучения, интегративной модели субъектности обучающихся в процессе нейроцифровизации образования не существует. Цель исследования – анализ феномена субъектности обучающихся в процессе нейроцифровизации образования.

Методика и методология исследования. Методологическая основа исследования – системный подход к осмыслению феномена субъектности обучающихся в процессе нейроцифровизации образования. Основной метод исследования – теоретический анализ феномена субъектности обучающихся в процессе нейроцифровизации образования.

Результаты. Некоторые личностные, межличностные, учебные и профессиональные компетенции и сама субъектность обучающихся сформированы и развиты не в полной мере (многим не только школьникам, но и студентам бывает сложно открыто заявлять о своих нуждах/состояниях и позициях/ целях и ценностях (самораскрываться), также сложно бывает оценивать/рефлексировать свою активность, нести или возлагать ответственность, представлять себя и результаты своего учебно-профессионального труда (самопрезентироваться), самоопределяться и идентифицироваться как будущие специалисты и индивидуальности. Поэтому важно отметить значимость трансформации образовательной среды и отношений в ней в соответствии с задачами обеспечения субъектности обучающихся, в том числе в процессе нейроцифровизации образования.

Выводы. Интегративное осмысление основных, типичных условий, способствующих и мешающих формированию и развитию субъектности обучающихся в процессе нейроцифровизации образования, – важный шаг на пути обеспечения качества образования. Перспективы исследования связаны с разработкой и апробацией системно-деятельностной модели субъектности обучающихся в процессе нейроцифровизации образования.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Валеева Галина
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: Проблемы формирования и развития цифровой грамотности студентов вуза непрофильных направлений подготовки

Введение. В статье обоснована актуальность и целесообразность исследования проблем формирования и развития цифровой грамотности студентов вуза непрофильных направлений подготовки. Акцентируется необходимость поиска путей эффективного и продуктивного управления формированием и развитием цифровых компетенций будущих специалистов.

Постановка задачи. Цель исследования – анализ проблем формирования и развития цифровой грамотности студентов вуза непрофильных направлений профессиональной подготовки.

Методика и методология исследования. Методологической основой выступили интегративный подход к осмыслению процессов и результатов формирования и развития цифровой грамотности студентов вуза непрофильных направлений профессиональной подготовки, концептуальные положения и принципы компетентностного и личностно-деятельностного подходов. Ведущие методы исследования: теоретический анализ и синтез результатов рассмотрения проблем формирования и развития цифровой грамотности студентов вуза непрофильных направлений подготовки, условий и мер, позволяющих интенсифицировать, оптимизировать процессы и результаты профессионального образования в контексте формирования и развития цифровой грамотности обучающихся, выделить условия и меры поддержки развития цифровой грамотности обучающихся непрофильных специальностей.

Результаты. Автором суммируются результаты исследований условий и факторов формирования и развития цифровой грамотности студентов вуза непрофильных направлений подготовки; отмечается важность и перспективность системной, целостной работы в контексте формирования и развития цифровой грамотности студентов вуза непрофильных направлений подготовки: создание условий и совершение системы шагов, обеспечивающих достижение цифровой грамотности будущих специалистов.

Выводы. Результаты осуществленного научного исследования и представленные выводы расширяют педагогические знания о теории и методике профессионального обучения в конкретных условиях современной образовательной среды: ее интенсивной и последовательной цифровизации, стратификации и индивидуализации. На основе проведенного исследования можно сделать вывод: необходимо понимание студентами того, что цифровые компетенции могут помочь им решить и избежать ряда важных проблем его жизни, начиная с проблем профессиональной востребованности и компетентности и заканчивая проблемами общей самореализации и самоактуализации. Перспективность исследования связана с необходимостью дальнейшего поиска эффективных и результативных моделей формирования и развития цифровой грамотности будущих специалистов.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: Современные тенденции экспорта профессионального образования из Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь»

Введение. В последние несколько лет власти Китайской Народной Республики стали уделять больше внимания развитию профессионального среднего и высшего образования. Помимо роста и развития этого направления внутри страны постепенно с наращиванием присутствия Китая на мировой арене Китай начинает экспортировать свои образовательные услуги за рубеж.

Постановка задачи. Цель исследования – выявить особенности продвижения Китаем своего образования за границей, задача – рассмотреть основные формы экспорта китайского профессионального образования в зарубежные страны.

Методика и методология исследования. С помощью общих методов научного познания и с использованием большого массива фактологических данных и источников на китайском языке рассмотрены тенденции распространения китайского профессионального образования в мире.

Результаты. Китай открыл новую страницу в развитии профессионального образования как внутри страны, так и экспериментируя с новыми форматами международного сотрудничества в этом сегменте образования. Примером таких проектов может послужить открытие так называемых Мастерских Лу Баня, созданных в честь известного китайского философа, инженера и ремесленника V в. до н. э., которые готовят современных специалистов, обладающих техническими навыками. В общей сложности Китай запустил за рубежом свыше 40 подобных мастерских с 70 различными современными специальностями, где уже прошли обучение более 11 тыс. человек. После успешного запуска мастерских Лу Баня различные китайские профессиональные заведения стали открывать свои профильные мастерские, в том числе мастерские по развитию автомобильного транспорта, морского хозяйства, полиграфического дела и др.

Выводы. Подобные проекты, охватывающие сегодня как страны Шанхайской организации сотрудничества, так и участников инициативы «Один пояс, один путь», создают новую платформу для международного обмена и сотрудничества в сфере профессионального образования и способствуют продвижению гуманитарных обменов между Китаем и другими странами мира.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Гулева Мария
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: Трудности формирования и развития идентичности студентов с ограниченными возможностями здоровья

Введение. Трудности формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности (самоопределения) обучающихся с ОВЗ являются одними из ведущих проблемных сфер в обеспечении качества образования. Обобщенная модель трудностей, включая попытки интегративной типологии трудностей формирования и развития идентичности студентов с ограниченными возможностями здоровья – важная, актуальная научная задача современных социальной психологии и педагогической психологии.

Постановка задачи. В современной науке и практике поставлены и решаются задачи изучения трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, однако нет их системного изучения, интегративной модели. Цель исследования – анализ трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Методика и методология исследования. Методологическая основа исследования – системный подход к осмыслению трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности студентов с ограниченными возможностями здоровья. Основной метод исследования – теоретический анализ специфики трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты. Некоторые личностные, межличностные, учебный и профессиональные компетенции и идентичность у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья нередко сформированы и развиты не в полной мере (им труднее порой заявлять о своих нуждах или самораскрываться, оценивать свою и чужую активность, нести и возлагать ответственность / есть деформации локуса контроля, труднее представлять себя, самопрезентоваться), им труднее самоопределяться и идентифицироваться. Отмечается важность трансформации образовательной среды в соответствии с меняющимися возможностями ученика с ограниченными возможностями здоровья, а также система поддержки развития студентов с ограниченными возможностями здоровья: поддержка семьи, однокурсников сверстников, педагогов, тьюторов и иных ассистентов-помощников, в том числе академических служб сопровождения.

Выводы. На основании выполненного исследования автору удалось выделить ряд основных, типичных трудностей формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и мер их преодоления.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Коптяева Светлана
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: Формирование и развитие учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Введение. Формирование и совершенствование учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одной из важных целей образовательных процессов в современных вузах, важным направлением научных исследований и практико-прикладных разработок.

Постановка задачи. Цель исследования − анализ проблем формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности (самоопределения) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Методика и методология исследования. Методы исследования − теоретический анализ и синтез результатов исследования проблем формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Методологическую основу исследования составили системный подход к осмыслению формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты. В настоящее время стоят теоретические задачи разработки интегративной модели формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ведущую роль в этом процессе играют ценностно-смысловые и активно-деятельностные аспекты учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их соотнесение.

Выводы. Автор суммирует результаты исследования формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Отмечаются теоретическая значимость и научная новизна разработок в области формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Перспективы теоретического и эмпирического изучения проблемы формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья связаны с задачами повышения качества и результативности высшего профессионального образования.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Коптяева Светлана
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: Подготовка аграрных кадров в соответствии с требованиями нового технологического уклада «Агротех 4,0»

Введение. В современных условиях темпы роста аграрного производства в Российской Федерации зависят от своевременности перехода традиционной экономики сельского хозяйства к новому экономическому укладу, опирающегося на инновационные технологии. В экстремальных географических и климатических условиях, характерных для России, производство дешевых и качественных продуктов возможно лишь на основе эффективной сельскохозяйственной экономики, базирующейся на развитии человеческого капитала. Поэтому переход аграрной сферы к инновационному развитию требует коренного изменения подхода к профессиональной подготовке сельскохозяйственных рабочих. Сегодня инновационные сельскохозяйственные предприятия сталкиваются с проблемой оперативного обеспечения кадрами, готовых продуктивно действовать в непредвиденных ситуациях завтрашнего дня. Действующие же на профессионально-образовательном ландшафте организации СПО аграрного профиля в подготовке рабочих кадров ориентируются не на компетенции будущего, а в лучшем случае на сегодняшние образцы сельскохозяйственной деятельности. В результате сложилась противоречивая кадровая ситуация, которая ограничивает развитие сельскохозяйственной экономики. В связи с этим нужны новые законодательные инициативы, которые позволили бы осуществить глубокую интеграцию средних профессиональных образовательных организаций и инновационных сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, создание интегрированных профессионально-образовательных систем должно опираться на современные требования к содержанию, формам и методам профессионального обучения.

Постановка задачи. В настоящей работе, в первую очередь, рассматриваются научные подходы к разработке содержания профессионального обучения в интегрированной образовательно-производственной среде.

Методика и методология исследования. В частности, обосновывается актуальность опережающего, деятельностного, интегрального, компетентностного, модульного и воспитательного подходов в создании эффективной системы профессионального обучения.

Результаты. Особое внимание уделено формированию у обучающихся позитивного мотивационно-ценностного отношения к сельскохозяйственной деятельности в интегрированной образовательно-производственной среде. Детально очерчены формы обучения, в которых эффективно организуется интегрированное профессиональное обучение в образовательной организации и на рабочих местах сельскохозяйственного предприятия. Подробно описаны функции участников образовательного процесса на этапе как планирования, так и реализации профессионального обучения. Наряду с этим указаны зоны ответственности преподавателей образовательных организаций и мастеров-наставников на производстве. Не остались без внимания даже структурные компоненты учебных дней в образовательной и производственных организациях. Описаны методы обучения, наиболее полно учитывающие специфику профессионального обучения в интегрированной образовательно-производственной среде: метод проектов, метод рабочих замыслов, метод руководств, метод обучения через действие, метод развивающейся кооперации. Обосновано применение этих методов для усиления практической подготовки обучающихся. Показана роль демонстрационного экзамена в определении уровня владения обучающимися профессиональными компетенциями и их составляющими, особенно практическим опытом.

Выводы. С учетом требований профессионального и образовательного стандартов разработаны рекомендации по организации и управлению интегрированным процессом профессионального обучения. Указаны принципы управления: системности и целостности; объективности и полноты информации; ориентации на цель и задачи профобучения, отражающие требования, выработанные профшколой совместно с предприятием; непрерывного повышения качества образовательного процесса и условий его организации; вовлечения производственников, преподавателей и обучающихся в процесс управления интегрированной моделью профессионального обучения; полисубъектности потребителя. С учетом вышеперечисленных принципов спроектирована схема управления интегрированным профессиональным обучением и определены управленческие функции для каждого блока этой схемы.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Гааг Андрей
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: Кадровое обеспечение библиотек Республики Бурятия

В последние годы в библиотечно-информационной сфере наблюдается сложная кадровая ситуация. Устаревание кадров на фоне отсутствия молодых специалистов, увеличение числа сотрудников с непрофильным образованием и отток в другие отрасли работников с библиотечным образованием – это лишь небольшая часть проблем, с которыми сталкивается руководство многих библиотек при формировании штата. Особо сложная ситуация в библиотеках, не подведомственных Министерству культуры РФ, образовательных учреждениях и иных организациях, где роль библиотекаря зачастую выполняет сотрудник, имеющий довольно поверхностное представление о специфике своей работы. В то же время отсутствие целостной картины кадрового состояния по всей сети библиотек не позволяет комплексно подойти к изучению существующих проблем и определить пути их решения. Цель статьи – изучить кадровую ситуацию в библиотеках Бурятии, определив роль вуза в кадровом обеспечении отрасли. В результате представлена характеристика библиотечной сети Бурятии, персонала библиотек, обозначена роль Восточно-Сибирского государственного института культуры в подготовке специалистов для библиотечно-информационной сферы региона; определены основные проблемы, анализ которых позволит скорректировать совместную работу библиотек и вуза по обеспечению отрасли кадрами.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Учебное методическое и технологическое знание о библиотечно-информационной деятельности

Изменения содержания библиотечной деятельности и расширение ее границ под влиянием цифровых и социокультурных трансформаций, появление новых методов и форм работы с информацией и пользователями библиотек, развитие новых каналов коммуникации актуализировали вопрос о компетенциях современного библиотекаря в широком спектре информационно-коммуникационных, культурно-просветительских, образовательных, научно-аналитических, социально-педагогических, маркетинговых и иных технологий. Необходимость отслеживания и осмысления актуального для библиотечной практики инструментария – важная задача библиотековедения и библиографоведения, своевременная интеграция новых методов и технологий в процесс подготовки библиотечных кадров – задача профессионального образования.

Цель статьи – оценить когнитивный и дидактический потенциал квалифицированного методического и технологического описания библиотечно-информационной деятельности для развития компетентности библиотечных кадров и повышения качества предоставляемых библиотеками традиционных и инновационных продуктов и услуг. Анализ научных публикаций, учебных изданий для высшей библиотечной школы, терминологических стандартов позволил установить размытость и семантическую неоднозначность дефиниций «методика» и «технология» применительно к библиотечно-информационной деятельности, выявить отсутствие четких представлений о структуре и содержательном наполнении технологического и методического описания библиотечных процессов в учебных изданиях. В частности, в профессиональной литературе распространено ограничение технологического описания исключительно алгоритмом процесса, а изложению востребованных библиотечной практикой методик присуща высокая доля субъективизма.

В результате проведенного анализа сформулированы специфические особенности методического и технологического знания применительно к социально-гуманитарной сфере, которые могут быть востребованы для обоснования принципов отграничения одного от другого. Выявлена приемлемая для учебных изданий библиотечно-информационного профиля рамочная структура технологического описания библиотечных процессов. Вопрос их методического описания заслуживает особого и внимательного рассмотрения.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Пилко Ирина
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Изучение проблемы развития учебной самостоятельности необходимо и обусловлено требованиями к современным выпускникам профессиональных образовательных организаций. Данный теоретический обзор ставит целью проведение анализа научной литературы и выявление основных подходов к определению и концептуализации учебной самостоятельности в среднем профессиональном и высшем образовании. В рамках исследования проведен систематический обзор научных публикаций, посвященных проблеме учебной самостоятельности в среднем и высшем профессиональном образовании. В основу отбора источников положены принципы протокола PRISMA. Было проанализировано 286 источников за период с 2018 по 2025 г., из которых отобрано 32 релевантных критериям отбора. Выявлены основные модели формирования и развития учебной самостоятельности в среднем профессиональном и высшем образовании. Раскрыты основные подходы к рассмотрению структуры учебной самостоятельности, а также уточнены понятия, связанные с данным феноменом. Проведено сравнение близких по смыслу к учебной самостоятельности понятий: «познавательная самостоятельность», «профессиональная самостоятельность», «учебная автономия» и «самоактуализация». В итоге определены содержание и структура понятия «учебная самостоятельность» в контексте среднего профессионального и высшего образования. Выявлены основные проблемы при рассмотрении данного феномена и намечены дальнейшие направления исследований.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
← назад вперёд →