SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище... ещё…

Результаты поиска: 18 док. (сбросить фильтры)
Статья: ФОРМУЛА «ВИШНЁВЫЙ САД» В СТИХОТВОРЕНИИ РОМАНА ТЯГУНОВА «НИКТО НИ В ЧЁМ НЕ ВИНОВАТ...»: О КУЛЬТУРНЫХ КЛИШЕ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОНТЕКСТАХ

В статье рассматривается восходящая к последней пьесе Чехова заглавная формула«вишнёвый сад» в стихотворении Романа Тягунова «Никто ни в чём не виноват…». Как и многие формулы такого рода, формулы, взятые из названий классических литературных текстов, данная формула во многом утратила смысловую связь с текстом-источником - чеховской комедией - но стала в последующей культуре самостоятельным формульным текстом, культурным клише со своими смыслами, которые зачастую зависят от тех контекстов, куда классическая формула попадает. В стихотворении Тягунова формула «вишнёвый сад» связана с взаимодействием субъекта (который, учитывая то, что рассматриваемое стихотворение входит в цикл «Поэзия суицида. Прощальные стихи», может быть обозначен как субъект ролевой) и адресата. Грамматические формы экспликации их позволяют заключить, что субъект - мужчина, а адресат - женщина; и их взаимоотношения строятся на том, что подаренный адресатом вишнёвый сад субъект уничтожает; либо адресат дарит новый вишнёвый сад субъекту взамен вырубленного. Но в любом случае напрашивается вывод об особой роли вишнёвого сада в структурировании субъектно-адресных отношений; рассматриваемая формула выступает в стихотворении в роли мотива, формирующего лирический сюжет, который, как известно, строится на взаимодействии хронотопа и субъектной структуры. В культуре формула«вишнёвый сад» является номинацией места, связанного с навсегда ушедшим счастливым прошлым, то есть выступает мотивом строго хронотопическим. В стихотворении же Тягунова, реализуясь в отношениях субъекта и адресата, данное культурное клише формирует художественную трансляцию авторской эмоции, в основе которой прощание с жизнью по собственной воле.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Доманский Юрий
Язык(и): Русский
Статья: МСТИСЛАВ ФАРМАКОВСКИЙ И НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: К ИНТЕРПРЕТАЦИИ РИСУНКА «ОБОЖАЕМАЯ ЖЕНЩИНА» (1907)

Предметом исследования стала взаимосвязь произведений, относящихся к парижскому периоду творчества М. В. Фармаковского, с поэзией Н. С. Гумилева. Благодаря изучению воспоминаний о Гумилеве, его африканских экспедициях, а также литературной деятельности удалось выявить новые параллели искусства Фармаковского и поэтов «Cеребряного века». В частности, удалось сопоставить рисунок М. В. Фармаковского «Обожаемая женщина» (1907, ГРМ) и творчество поэтессы и переводчика В. Е. Аренс, а также изучить некоторые материалы из наследия семьи Аренс-Пуниных.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Глушкова Ольга
Язык(и): Русский, Английский
Статья: ОБРАЗНО-МОТИВНЫЕ СИТУАЦИИ "САРЬЯНОВСКОГО" КОРПУСА РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ОБРАЗНО-МОТИВНЫЕ СИТУАЦИИ “САРЬЯНОВСКОГО” КОРПУСА РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Павлова Лариса
Язык(и): Русский
Статья: РУССКАЯ ПОЭЗИЯ О КРЫМСКОЙ ВОЙНЕ В ЗЕРКАЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

В статье рассматриваются ключевые труды по исследованию темы Крымской войны в русской поэзии. Особое внимание уделяется характеристике диссертаций Г. В. Федяновой и М. В. Патрикеевой, а также статей К. В. Ратникова, С. Б. Королевой. На основе анализа ма-териалов исследователей делается следующий вывод: Г. В. Федянова обобщила поэтические мотивы русской поэзии периода Крымской войны, М. В. Патрикеева в рамках своего иссле-дования ввела в научный оборот поэтические и прозаические произведения, которые ранее не изучались подробно в контексте Крымской войны. Большой вклад в изучение стихотворе-ний отдельных поэтов внесли статьи исследователей по творчеству конкретных авторов. Ав-тор данной статьи предлагает перспективы дальнейшего исследования русской поэзии о Крымской войне.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Митина Е.
Язык(и): Русский, Английский
Статья: ДВА ПОЛЮСА РУССКОЙ ПОЭЗИИ РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: СТЕПАНОВА М. А. ЕСЕНИН VS МАЯКОВСКИЙ: ПОЭТИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ. М.: ЦЕНТР КНИГИ РУДОМИНО: БОСЛЕН, 2022. 208 С

В начале 2022 г., в канун юбилейного для В. В. Маяковского 2023 г., из печати вышла книга кандидата филологических наук старшего научного сотрудника московского Дома-музея Марины Цветаевой М. А. Степановой «Есенин vs Маяковский: Поэтическая дуэль». Издание уже привлекло внимание профессионального сообщества. Прошло две удачных его презентации, дважды (включением в рейтинг и короткой рецензией) на него откликнулась «Литературная газета». Книга заслуживает более пристального внимания. Заявленная тема имеет значительную историю изучения и высокую степень актуальности. Современные биографии поэтов 1920х гг. не обходятся без экскурса в личные и творческие отношения Есенина и Маяковского, как это имеет место в недавней книге Захара Прилепина «Есенин. Обещая встречу впереди». Новизна работы Степановой заключается в том, что ей впервые удалось на практически полном биографическом и репрезентативном литературном материале системно сопоставить двух крупнейших русских поэтов 1920-х гг. - С. А. Есенина и В. В. Маяковского. Книга состоит из восьми глав, каждая из которых посвящена одной из граней их соперничества или, наоборот, близости или общности: воплощению поэтами тем любви, города и деревни, художника и власти, Родины и зарубежья, творчества, животного мира, смерти, а также посмертной судьбы. Книга имеет четкую структуру, облегчающую восприятие богатого материала для массового читателя, прекрасно иллюстрирована, имеет привлекательное оформление и, несомненно, будет интересна и полезна и любителям русской словесности, и специалистам.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Васильев Сергей
Язык(и): Русский, Английский
Статья: КРЕСТЬЯНСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. НЕКРАСОВА

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы темы крестьянства в творчестве Н. А. Некрасова. Тема крестьянства является в русской литературе актуальной. К данной теме обратились, в основном, все великие писатели и поэты. Крестьянство - это боль и разочарование, вера в прекрасное и доброе. Н. А. Некрасов, обращаясь к теме крестьянства описывает прелести и красоту русского человека, России. Поэт продолжает лучшие традиции Рылеева, Пушкина, Лермонтов и других ярких представителей русской литературы. Вера поэта в простой народ, в его духовные силы так сильно заражает молодых потому, что она основана на изучении и глубоком понимании крестьянской жизни, а не на её идеализации. В произведениях Н. А. Некрасова мы чувствуем пафос любви к народу, Родине и труженику. Его произведения помогают нам не только понять, но и почувствовать сердцем, какое духовное величие и благородство воспитывают в народе неустанный труд, трудолюбие. Принцип народности в творчестве поэта занимает центральное место.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Сатыбалдиев М. М.
Язык(и): Русский
Статья: ОБРАЗНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В ПОЭТИЧЕСКОМ ПЕРЕВОДЕ: ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье обсуждается лингводидактический потенциал сопоставительного интерпретационного анализа поэтического текста на русском и английском языках (на примере стихотворения О. Мандельштама в переводе К. Уимена). Актуальность исследования обусловлена интересом современной лингвистики и лингводидактики к вопросам межкультурного общения. В работе применялись методы параллельного чтения, дефиниционного и интерпретационного анализа. Материалы исследования представляют интерес для подготовки специалистов-переводчиков в паре «русский язык - английский язык».

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Калинина Л. А.
Язык(и): Русский
Статья: АЛЛЮЗИВНЫЙ ПРИНЦИП ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ В ПОЭЗИИ ВАДИМА ИСАКОВА

Использование языковой игры в художественном тексте имеет как общие закономерности, так и специфические черты, характеризующие идиостиль. Целью данной статьи является выявление места и специфики реализации аллюзивного принципа языковой игры в иронической поэзии Вадима Исакова. На основе анализа стихотворных текстов сделаны выводы об отражении в творчестве поэта всех принципов языковой игры, отмечающихся в художественном тексте: «имитативного, аллюзивного, образно-эвристического» (согласно терминологии и классификации Т.А. Гридиной). Существенной особенностью авторского стиля поэта является переплетение, одновременное использование нескольких принципов в пространстве создаваемого художественного текста, причем аллюзивный принцип является одним из ведущих. Одним из частотных конструктивных принципов языковой игры при этом является ассоциативная провокация, создающая эффект обманутого ожидания.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ЩЕРБАКОВА Н. Н.
Язык(и): Русский
Статья: КРЕАТИВНАЯ ПУНКТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ

В статье рассматриваются смыслообразующие, композиционные, иконические, экспрессивные и модальные функции преимущественно некодифицированной пунктуации в русской поэзии, начиная со 2-й половины 20-го века. Разнообразие творческой пунктуации определяет не только синтаксическую структуру, но и семантику высказываний, их морфологическую принадлежность, морфемный состав слов, а также своеобразную драматургию текстов. Пунктуационные вольности современных поэтов во многом способствуют лаконичности, вариативности, интонационной выразительности высказываний в результате их визуализации.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Статья: ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА НЕМЕЦКОГО И РУССКОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА

Речь идет о теме любви в лирике немецкого и русского экспрессионизма. Любовная лирика немецкого экспрессионизма, полная эротических описаний, значительно мнее эмоциональная, более холодная и отстранённая, чем лирика представителей русского экспрессионизма, в которой любовное чувство является центральной темой.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский