ISSN 3034-1310
Языки: ru · en · bu

Статья: Формирование критического мышления школьников в ходе читательской деятельности (научно-учебные тексты) (2024)

Читать онлайн

В статье рассматриваются некоторые вопросы формирования критического мышления в ходе читательской деятельности школьников. Особенный интерес вызывает такой компонент критического мышления, как интерактивность, связанный с диалогичностью текста и предполагающий читательское умение вести диалог с научно-учебным текстом. Такие качества научно-учебного текста, как логичность и точность, предполагают особое внимание к языковой форме, воплощающей научное понятие. Прежде всего нуждается во внимании заголовок как сильная позиция текста. Анализ заголовка проводится на первом этапе чтения — в процессе просмотрового чтения, которое соответствует стадии вызова. Анализ языковой формы заголовка дает читателю представление о главной информации в тексте: заголовок-существительное ориентирует на формирование понятия и выделение в нем существенных признаков; заголовок-прилагательное ориентирует на то, что в тексте главной является информация, которая расширяет содержание понятия, уже известного читателю-школьнику; заголовок-предложение может оформлять тезис, истинность которого аргументирована в тексте. Второй этап чтения, когда применяется изучающее чтение, соответствует стадии осмысления в процессе формирования критического мышления. Изучающее чтение предполагает анализ абзаца как единицы членения текста. В статье рассматривается тематический абзац, который оформляет микротему и имеет трехчастную структуру. Важно приучать читателя-школьника, что первое предложение является вступлением, называющим тему тематического абзаца, что в таком абзаце обычно до семи-восьми предложений, раскрывающих микротему, что заключения может не быть. Пониманию микротемы способствуют знания о синтаксических связях предложений в тексте — параллельной и цепной. Понятие об этих видах связи формируется в курсе русского языка в 6-м классе и имеет практическое использование при чтении.

Ключевые фразы: КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, читательская деятельность, чтение, науч- но-учебный текст, просмотровое чтение, изучающее чтение, анализ, ЗАГОЛОВОК, абзац, микротема, синтаксические связи предложений
Автор (ы): Олзоева Янина Васильевна
Журнал: БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37.022. Методические принципы отдельных теорий и систем
Для цитирования:
ОЛЗОЕВА Я. В. ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НАУЧНО-УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ) // БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ. 2024. № 4
Текстовый фрагмент статьи