Архив статей журнала
Цель статьи представить авторскую разработку по организации литературного образования учащихся средствами произведений «Литературы Бурятии». Национальная бурятская литература включает в себя пласт художественных произведений писателей и поэтов, писавших не только на родном бурятском языке, но и на русском. Эти произведения, являющиеся неотъемлемой частью «Литературы Бурятии» и отражающие её уникальную картину мира, не должны оставаться за пределами изучения обучающимися в школе, их необходимо включать в школьные программы. В указанном плане актуализируются и система внеурочной деятельности, и ее формы. Становится возможным организовать изучение произведений бурятских писателей, написанных на русском языке во неурочное время. Автором создан курс организации литературного образования учащихся по изучению «Литературы Бурятии» и разработаны методические рекомендации. Суть курса по литературному образованию представлен на материалах анализа документального цикла произведений «Хлебные карточки» известного писателя Бурятии Михаила Шиханова, рассказа «Бабушкин сундук» Е. Вознесенской, стихотворения «Родник» бурятского поэта Николая Дамдинова. Технологией организации литературного образования учащихся по изучению «Литературы Бурятии» автором выбрана технология эвристического обучения, разработанная А. В. Хуторским. Суть технологии состоит в создании эвристических образовательных ситуаций (ЭОС), ситуаций образовательного напряжения, возникающих спонтанно и (или) организуемых учителем, требующих своего разрешения через эвристическую деятельность всех её участников. Эвристическое изучение учащихся художественных произведений бурятских писателей, написанных на русском языке, способствует обогащению литературного образования школьников новым содержанием, а сама технология обеспечивает развитие и совершенствование умений анализировать художественные произведения.