ISSN 3034-1310
Языки: ru · en · bu

БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

Архив статей журнала

О проблеме формирования читательской грамотности как метапредметного умения в обучении бурятскому языку как второму (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Дашиева Соелма Анандуевна

Цель. В данной статье рассматривается понятие читательской грамотности как важного метапредметного умения, в формирование которого обучение бурятскому языку может внести свой существенный вклад. Основная часть. В работе подчеркивается большая роль и значение упражнений и заданий, обеспечивающих формирование читательских умений всех трех уровней. Автором приводятся конкретные примеры упражнений при работе с текстом на дотекстовом, текстовом и послетекстовом этапах работы. Обосновывается необходимость использования разнообразных заданий, направляющих мыслительные и речевые действия ученика от репродуктивного к логическому, а затем к критическому мышлению. Материалы. В качестве материала исследования был использован текст из УМК «Алтаргана», 6-й класс. Методы. Для решения поставленной цели были применены теоретический (анализ), практический (разработка) методы. Выводы. Формирование читательских умений всех трех уровней читательской грамотности зависит от использования специально разработанного, научно обоснованного комплекса упражнений, различных приемов технологии критического мышления.

Сохранить в закладках
Формирование критического мышления школьников в ходе читательской деятельности (научно-учебные тексты) (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Олзоева Янина Васильевна

В статье рассматриваются некоторые вопросы формирования критического мышления в ходе читательской деятельности школьников. Особенный интерес вызывает такой компонент критического мышления, как интерактивность, связанный с диалогичностью текста и предполагающий читательское умение вести диалог с научно-учебным текстом. Такие качества научно-учебного текста, как логичность и точность, предполагают особое внимание к языковой форме, воплощающей научное понятие. Прежде всего нуждается во внимании заголовок как сильная позиция текста. Анализ заголовка проводится на первом этапе чтения — в процессе просмотрового чтения, которое соответствует стадии вызова. Анализ языковой формы заголовка дает читателю представление о главной информации в тексте: заголовок-существительное ориентирует на формирование понятия и выделение в нем существенных признаков; заголовок-прилагательное ориентирует на то, что в тексте главной является информация, которая расширяет содержание понятия, уже известного читателю-школьнику; заголовок-предложение может оформлять тезис, истинность которого аргументирована в тексте. Второй этап чтения, когда применяется изучающее чтение, соответствует стадии осмысления в процессе формирования критического мышления. Изучающее чтение предполагает анализ абзаца как единицы членения текста. В статье рассматривается тематический абзац, который оформляет микротему и имеет трехчастную структуру. Важно приучать читателя-школьника, что первое предложение является вступлением, называющим тему тематического абзаца, что в таком абзаце обычно до семи-восьми предложений, раскрывающих микротему, что заключения может не быть. Пониманию микротемы способствуют знания о синтаксических связях предложений в тексте — параллельной и цепной. Понятие об этих видах связи формируется в курсе русского языка в 6-м классе и имеет практическое использование при чтении.

Сохранить в закладках
Использование аутентичных текстов при обучении бурятскому языку как второму (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Гунжитова Гарма-Ханда Цыбикжаповна

В данной статье рассматривается вопрос использования аутентичных текстов при обучении бурятскому языку как второму. Описываются виды аутентичных текстов, их учебно образовательный потенциал. Раскрываются требования, которым должны соответствовать аутентичные тексты для того, чтобы их можно было ис- пользовать при обучении на начальном этапе. Это соответствие возрастным особенностям обучаемых, их уровню владения бурятским языком; представление интереса для учащихся, новизна, актуальность информации для них; естественность ситуаций, персонажей и обстоятельств, представленных в тексте, способность вызова эмоционального отклика; воспитательная ценность текстов. Определяются основные функции аутентичных текстов, которые они могут выполнять в процессе обучения бурятскому языку как второму. К ним можно отнести информационную, мотивирующую, развивающую, воспитательную. В статье предлагается примерный алгоритм отбора аутентичных текстов на бурятском языке, методика их использования для развития навыков чтения, говорения и письма, а также приведены соответствующие задания, мотивирующие обучаемых к коммуникации. Использование аутентичных текстов в полной мере соответствует концепции коммуникативного обучения языку как второму (неродному), является эффективным средством формирования коммуникативной компетенции при условии соблюдения требований к отбору аутентичного материала, а также методически грамотной, последовательной работы над аутентичным текстом.

Сохранить в закладках