Контекст и актуальность. Проблема семейного устройства детей-сирот сохраняет актуальность в российской социальной политике. Высокий процент возвратов (4725 случаев в 2024 г.) указывает на недостатки в методах отбора кандидатов. Цель. Выявить специфику социально-психологических характеристик кандидатов при различных формах семейного устройства. Гипотеза. Социально-психологический портрет кандидатов имеет особенности в зависимости от формы семейного устройства (безвозмездная опека, возмездная опека/приемная семья, усыновление). Методы и материалы. В исследовании приняли участие 45 кандидатов (15 усыновителей, 15 опекунов, 15 приемных родителей; M~возраст = 49 ± 19 лет; 62,2% женщин; 73,3% усыновителей с высшим образованием). Применялись методики «Пятифакторный опросник» Р. МакКрае и П. Коста, «Мотивация приема ребенка-сироты в замещающую семью» В. Ослон. Результаты. Усыновители ориентированы на «самоценность ребенка», приемные родители демонстрируют высокую открытость опыту и альтруизм, опекуны мотивированы разрешением семейного кризиса. Выводы. Результаты подтверждают необходимость дифференцированного подхода к отбору и сопровождению семей.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
- УДК
- 316. Социология
В данной статье описаны результаты магистерского исследования, выполненного в рамках подготовки и защиты выпускной квалификационной работы. Были проведены дополнительные исследования по уточнению ранее полученных данных.
Список литературы
1. Арпентьева, М.Р., Рожкова, Н.Г. (2016). Жизненные перспективы замещающих семей: изучение, особенности, социальная поддержка. Калуга: КГУ.
Arpent’eva, M.R., Rozhkova, N.G. (2016). Life prospects of substitute families: study, features, social support. Kaluga: Kaluga State University Publ. (In Russ.).
2. Жуйкова, Е.Б., Панюшева, Т.Д. (2015). Понятие профессиональности позиции принимающего родителя. Консультативная психология и психотерапия, 23(4), 83-101. DOI: 10.17759/cpp.2015230406
Zhuykova, E.B., Panyusheva, T.D. (2015). On the issue of professional foster parents position. Counseling Psychology and Psychotherapy, 23(4), 83-101. (In Russ.). DOI: 10.17759/cpp.2015230406
3. Козлова, Т.З. (2012). Мотивация приема детей-сирот в замещающую (опекунскую) семью. Социологический журнал, 2, 115-126. URL: item.asp?id=17874591 (дата обращения: 08.08.2025).
Kozlova, T.Z. (2012). Motivation for adoption of orphans into a guardian family. Sociological Journal, 2, 115-126. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17874591 (viewed: 08.08.2025).
4. Курдалина, И.А., Ослон, В.Н. (2024). Специфика родительской идентичности замещающих матерей. Социальные науки и детство, 5(1), 26-36. DOI: 10.17759/ssc.2024050102
Kurdalina, I.A., Oslon, V.N. (2024). Specifics of Parental Identity of Substitute Mothers. Social Sciences and Childhood, 5(1), 26-36. (In Russ.). DOI: 10.17759/ssc.2024050102
5. Махнач, А.В., Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. (Ред.). (2015). Проблема сиротства в современной России: психологический аспект. М.: Издательство “Институт психологии РАН”.
Makhnach, A.V., Prikhozhan, A.M., Tolstykh, N.N. (Eds.). (2015). The problem of orphanhood in modern Russia: a psychological aspect. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ. (In Russ.). EDN: TZERPJ
6. Мерлин, В.С. (1996). Психология индивидуальности. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО “МОДЭК”.
Merlin, V.S. (1996). Psychology of individuality. Moscow: Institute of Practical Psychology Publ.; Voronezh: NPO MODEK Publ. (In Russ.).
7. Мухамедрахимов, Р.Ж., Туманьян, К.Г., Чернего, Д.И., Асламазова, Л.А. (2020). Привязанность у детей с опытом институционализации. Часть II. Особенности привязанности у детей, проживающих в замещающих семьях. Психологический журнал, 41(6), 48-56. DOI: 10.31857/S020595920012586-0 EDN: GCSXWU
Muhamedrahimov, R.J., Tumanian, K.G., Chernego, D.I., Aslamazova, L.A. (2020). Attachment in children with experience of institutionalization. Part II. Living in substitute families. Psychological Journal, 41(6), 48-56. (In Russ.). DOI: 10.31857/S020595920012586-0
8. Ослон, В.Н. (2006). Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис. URL: item.asp?id=27255994 (дата обращения: 08.08.2025).
Oslon, V.N. (2006). The lifestyle of orphaned children: a professional substitute family. Moscow: Genesis Publ. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27255994 (viewed: 08.08.2025).
9. Ослон, В.Н., Одинцова, М.А., Семья, Г.В., Зинченко, Е.А. (2021а). Инвариантные и вариантные социально-психологические характеристики успешных замещающих матерей. Психологическая наука и образование, 26(6), 149-163. DOI: 10.17759/pse.2021260612 EDN: CKEJLZ
Oslon, V.N., Odintsova, M.A., Semya, G.V., Zinchenko, E.A. (2021a). Invariant and Variant Sociopsychological Characteristics of Successful Foster Mothers. Psychological Science and Education, 26(6), 149-163. (In Russ.). DOI: 10.17759/pse.2021260612
10. Ослон, В.Н., Одинцова, М.А., Семья, Г.В., Колесникова, У.В. (2021б). Структура методики “Мотивация приема ребенка-сироты в замещающую семью”. Психолого-педагогические исследования, 13(4), 3-21. DOI: 10.17759/psyedu.2021130401 EDN: KPXKNQ
Oslon, V.N., Odintsova, M.A., Semya, G.V., Kolesnikova, U.V. (2021b). The Structure of the Methodology “Motivation for the Adoption of an Orphan Child by a Foster Family”. Psychological-Educational Studies, 13(4), 3- (In Russ.). DOI: 10.17759/psyedu.2021130401
11. Ослон, В.Н., Одинцова, М.А., Семья, Г.В., Колесникова, У.В. (2024). Мотивация приема на воспитание детей-сирот трудноустраиваемых категорий в контексте различных форм семейного устройства, включая усыновление. Психологическая наука и образование, 29(6), 81-98. DOI: 10.17759/pse.2024290606 EDN: FQROCE
Oslon, V.N., Odintsova, M.A., Semya, G.V., Kolesnikova, U.V. (2024). Motivation for the Admission of Orphans of Employable Categories in the Context of Various Forms of Family Structure. Psychological Science and Education, 29(6), 81-98. DOI: 10.17759/pse.2024290606 EDN: FQROCE
12. Петрановская, Л.В. (2019). Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. М.: АСТ.
Petranovskaya, L.V. (2019). Secret support: attachment in a child’s life. Moscow: AST (In Russ.).
13. Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. (2007). Психология сиротства. СПб: Питер. EDN: PFSKQY
Prikhozhan, A.M. (2018). Psychology of orphanhood. Saint Petersburg: Piter (In Russ.).
14. Семья, Г.В., Тарасова, А.Е., Волчанская, В.О. (2024). Развитие института усыновления: правовое регулирование и социально-психологические аспекты. Социальные науки и детство, 5(4), 23-43. DOI: 10.17759/ssc.2024050402
Semya, G.V., Tarasova, A.E., Volchanskaya, V.O. (2024). Development of the Institution of Аdoption: Legal Regulation and Socio-Psychological Aspects. Social Sciences and Childhood, 5(4), 23-43. (In Russ.). DOI: 10.17759/ssc.2024050402
15. Семья, Г.В., Телицына, А.Ю., Лашкул, М.В. (2024). Адаптация к новой реальности: обзор международных исследований специфики развития детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях и при усыновлении. Социальные науки и детство, 5(4), 65-85. DOI: 10.17759/ssc.2024050404
Semya, G.V., Telitsyna, A.Yu., Lashkul, M.V. (2024). Аdapting to a New Reality: A Review of International Studies on the Developmental Specificities of Children Deprived of Parental Care in Substitute Families and Through Adoption. Social Sciences and Childhood, 5(4), 65-85. (In Russ.). DOI: 10.17759/ssc.2024050404
16. Хромов, А.Б. (2000). Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. университета.
Khromov, A.B. (2000). The five-factor personality questionnaire: An educational and methodological guide. Kurgan: Kurgan State University Publishing House. (In Russ.).
17. Bornstein, M.H., Putnick, D.L. (2020). Personality and Parenting in Adoptive Families. Journal of Family Psychology, 34(3), 271-281. DOI: 10.1037/fam0000603
18. Malm, K., Welti, K. (2010). Exploring Motivations to Adopt. Adoption Quarterly, 13(3-4), 185-208. DOI: 10.1080/10926755.2010.524872
19. Holen, F. van, Geysb, L., Westb, D., Gypenb, L., Vanderfaeillieb, J. (2019). Characteristics of successful foster families according to Flemish foster care workers. Children and Youth Services Review, 107, Article 104519. https://doi.org/1016/j.childyouth.2019.104519.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Контекст и актуальность. Вопрос выбора родителей для приемных детей остается важным аспектом социальной политики и психологии развития ребенка. Биологические и социальные факторы оказывают значительное влияние на формирование материнского поведения. Среди биологических основ выделяются такие процессы, как импринтинг, привязанность, гормональные изменения во время беременности, родов и лактации, а также индивидуальные черты характера и когнитивные способности матери. Однако именно социальные условия позволяют ребенку усвоить нормы и ценности конкретного общества. Задача исследования состояла в выявлении различий между биологическими матерями и двумя категориями замещающих матерей — теми, кто воспитывает исключительно приемных детей, и теми, кто совмещает воспитание приемных и собственных детей. Цель. Выявление влияния биологических и социальных факторов на эффективность воспитания приемных детей среди различных групп матерей. Гипотеза. Эффективность воспитания приемных детей связана с наличием родных детей у замещающих матерей и их биологическими и социодемографическими характеристиками. Методы и материалы. Исследование проводилось на выборке из 109 матерей, включая 52 замещающих и 57 биологических матерей. Возраст участников варьировался: замещающие матери были значительно старше (средний возраст — около 47 лет), в отличие от биологических матерей (около 37 лет). Замещающие матери имели более низкое образование, большее количество детей и чаще оказывались незамужними. Участники проходили тестирование на рабочую память, механизмы торможения и свойства темперамента. Результаты. Анализ показал, что матери, воспитывающие родившихся детей, отличаются большим объемом рабочей памяти и лучшими способностями к обучению в сравнении с замещающими матерями. Наиболее выраженный дефицит сенсорной чувствительности наблюдался у матерей, воспитывающих одновременно родных и приемных детей, что предполагает повышенный риск эмоционального истощения («выгорания») в данной группе. Выводы. Полученные данные подчеркивают необходимость учета индивидуальных характеристик матерей при подборе кандидатов на усыновление и важность поддержки семейных пар, занимающихся совместным воспитанием родных и приемных детей, для предотвращения синдрома профессионального выгорания.
Контекст и актуальность. Психологическая травма в разные периоды детства оказывает долгосрочное влияние на развитие личности ребенка, социальную адаптацию и психическое здоровье в целом. Тема исследования является актуальной по причине большого количества психотравмирующих событий в современном мире, таких как: насилие, катастрофы, трагедии, неблагоприятные социальные условия развития, события, связанные с детско-родительскими отношениями. Цель — изучение особенностей психологической травмы на разных этапах детского возраста (ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый), в том числе у детей с ОВЗ; выявление ее механизмов и последствий в разном возрасте. Методы и материалы. В данной статье применялся метод теоретического анализа отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования. Результаты. Анализ выявил возрастные особенности травматизации: младенчество и ранний возраст — расстройство привязанности, замедление развития эмоционально-волевой и когнитивной сфер личности ребенка; регрессия, двигательное возбуждение или заторможенность; дошкольный возраст — симптомы интернализации (самообвинение, социальная замкнутость, низкая самооценка) и экстернализации (агрессия, гиперактивность), появление специфических страхов, сепарационной тревоги, обидчивости и раздражительности, физиологические проявления (нарушения сна, расстройства ЖКТ, головные боли, энурез); школьный возраст отмечается снижением успеваемости, мотивации, избеганием, агрессией; подростковый возраст — депрессией, рискованным поведением, самоповреждением. Выводы. Переживание психологической травмы в детстве — это динамический процесс, последствия которого зависят от возраста, типа травмы и социального контекста. Независимо от возраста, травма нарушает базовое чувство безопасности, искажает самооценку и затрудняет социальную адаптацию, провоцирует тревожность, страхи, чувство вины и депрессивные состояния. Также отмечаются когнитивные последствия (снижение познавательной активности, нарушения памяти и внимания, пессимистическое мышление). Однако механизмы и последствия травматизации различаются на разных этапах развития. Эффективная помощь требует не только работы с ребенком, но и изменения семейной системы, а также создания поддерживающей среды в образовательных учреждениях. Раннее вмешательство и учет возрастных особенностей позволяют минимизировать долгосрочные негативные эффекты и способствовать посттравматическому росту.
Контекст и актуальность. Психологическая грамотность родителей детей дошкольного возраста рассматривается как ключевой фактор формирования среды развития ребенка. В условиях реформ дошкольного образования в Казахстане усиливается роль родителей как полноправных участников воспитательного процесса. Образовательная система Казахстана предусматривает обучение на двух языках — русском и казахском, поэтому в исследовании важно учесть языковую принадлежность родителей. Цель. Определить уровень психологической грамотности родителей, особенности их взаимодействия с психологической информацией и со специалистами. Гипотезы. Трудности родителей в самостоятельной работе с ребенком связаны со степенью удовлетворенности потребности в профессиональной поддержке. Язык родителей влияет на формирование психологической грамотности, выбор информации и ее использование. Тип источников информации влияет на частоту обращаемости родителей к специалистам. Частота общения со специалистами коррелирует с оценкой эффективности применения методик, используемых родителями на дому. Методы. В онлайн-опросе приняли участие 457 родителей дошкольников из города Алматы (русскоязычная группа — 266 человек и казахоязычная группа — 191 человек). Использовались описательная статистика и корреляционный анализ. Результаты. Казахоязычные респонденты чаще обращаются за психологической информацией и помощью, при этом основной причиной они называют неуверенность. У русскоязычных родителей при наличии трудностей обращение к специалистам не выражено (p > 0,05). Связи между источниками информации и потребностью в поддержке не выявлено. Оценка эффективности психологических методик, используемых родителями на дому, не связана с частотой общения со специалистами. Выводы. Результаты указывают на институциональный разрыв: родители действуют изолированно, предпочитая самостоятельный поиск информации, при этом испытывая затруднения в интерпретации и применении знаний. Необходима инфраструктура сопровождения, ориентированная на культурно релевантную, профессиональную и доступную помощь.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/