Контекст и актуальность. Вопрос выбора родителей для приемных детей остается важным аспектом социальной политики и психологии развития ребенка. Биологические и социальные факторы оказывают значительное влияние на формирование материнского поведения. Среди биологических основ выделяются такие процессы, как импринтинг, привязанность, гормональные изменения во время беременности, родов и лактации, а также индивидуальные черты характера и когнитивные способности матери. Однако именно социальные условия позволяют ребенку усвоить нормы и ценности конкретного общества. Задача исследования состояла в выявлении различий между биологическими матерями и двумя категориями замещающих матерей — теми, кто воспитывает исключительно приемных детей, и теми, кто совмещает воспитание приемных и собственных детей. Цель. Выявление влияния биологических и социальных факторов на эффективность воспитания приемных детей среди различных групп матерей. Гипотеза. Эффективность воспитания приемных детей связана с наличием родных детей у замещающих матерей и их биологическими и социодемографическими характеристиками. Методы и материалы. Исследование проводилось на выборке из 109 матерей, включая 52 замещающих и 57 биологических матерей. Возраст участников варьировался: замещающие матери были значительно старше (средний возраст — около 47 лет), в отличие от биологических матерей (около 37 лет). Замещающие матери имели более низкое образование, большее количество детей и чаще оказывались незамужними. Участники проходили тестирование на рабочую память, механизмы торможения и свойства темперамента. Результаты. Анализ показал, что матери, воспитывающие родившихся детей, отличаются большим объемом рабочей памяти и лучшими способностями к обучению в сравнении с замещающими матерями. Наиболее выраженный дефицит сенсорной чувствительности наблюдался у матерей, воспитывающих одновременно родных и приемных детей, что предполагает повышенный риск эмоционального истощения («выгорания») в данной группе. Выводы. Полученные данные подчеркивают необходимость учета индивидуальных характеристик матерей при подборе кандидатов на усыновление и важность поддержки семейных пар, занимающихся совместным воспитанием родных и приемных детей, для предотвращения синдрома профессионального выгорания.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
- УДК
- 316. Социология
Проблема поддержки детей, оказавшихся в силу разных причин без попечения родителей, с одной стороны, требует немедленных решений, поскольку институционализация представляется травмирующим фактором для ребенка со всеми вытекающими последствиями, с другой — нуждается в подробной проработке теоретических позиций, на основе которых будут проводиться практические действия в отношении этих детей. Значимость этой проблемы представлена во многих исследованиях (Махнач и др., 2015; Мухамедрахимов и др., 2020; Николаева, Япарова, 2013; Ослон и др., 2023; Ослон и др., 2024; Семья, 2021; Семья и др., 2024).
Список литературы
1. Вергунов, Е.Г., Николаева, Е.И., Боброва, Ю.В. (2019). К вопросу о психометрической надежности некоторых психологических методик. Теоретическая и экспериментальная психология, 12(1), 61-68. URL: item.asp?id=39538659 (дата обращения: 19.08.2025).
Vergunov, E.G., Nikolaeva, E.I., Bobrova, Yu.V. (2019). On the issue of psychometric reliability of some psychological methods. Theoretical and Experimental Psychology, 12(1), 61-68. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39538659 (viewed: 19.08.2025).
2. Выготский, Л.С. (1996). История развития высших психических функций. Психологическая наука и образование, 1(2), 5-8. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1996_n2/Vygotsky (дата обращения: 19.08.2025).
Vygotsky, L.S. (1996). The history of the development of higher mental functions Psychological Science and Education, 1(2), 5-8. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1996_n2/Vygotsky (viewed: 19.08.2025).
3. Дыденкова, Е.А. (2025). Специфика исполнительных функций у детей разного возраста с опытом институционализации: Дис. … канд. психол. наук: 5.3.2 Психофизиология (психологические науки). РГПУ им. А.И. Герцена. СПб. URL: http://disser.herzen.spb.ru/Preview/Vlojenia/000001127_Disser.pdf (дата обращения: 19.08.2025).
Dydenkova, E.A. (2025). The specifics of executive functions in children of different ages with experience of institutionalization. Diss. Cand. of Psychol. Sci.: 5.3.2 Psychophysiology (psychological sciences). Herzen State Pedagogical University of Russia. Saint Petersburg. (In Russ.). URL: http://disser.herzen.spb.ru/Preview/Vlojenia/000001127_Disser.pdf (viewed: 19.08.2025).
4. Касаркина, Е.Н., Бистяйкина, Д.А. (2025). Девиантное родительство как предмет социальной практики. Международный научно-исследовательский журнал, 3(153), Статья 83. DOI: 10.60797/irj.2025.153.69
Kasarkina, E.N., Bistyaikina, D.A. (2025). Deviant parenting as a subject of social practice. International Research Journal, 3(153), Article 83. (In Russ.). DOI: 10.60797/irj.2025.153.69
5. Мамонова, Е.Б., Колесникова, О.Н. (2023). Синдром родительского выгорания в зарубежной и отечественной психологии. Нижегородский психологический альманах, 2, 186-194. URL: item.asp?id=67923890 (дата обращения: 19.08.2025).
Mamonova, E.B., Kolesnikova, O.N. (2023). Parental burnout syndrome in foreign and domestic psychology. Nizhny Novgorod Psychological Almanac, 2, 186-194. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67923890 (viewed: 19.08.2025).
6. Махнач, А.В., Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. (Ред.). Проблема сиротства в современной России. Психологический аспект: Коллективная монография. М.: Институт психологии РАН, 2015. EDN: TZERPJ
Makhnach, A.V., Prikhozhan, A.M., Tolstykh, N.N. (Eds.). The problem of orphanhood in modern Russia. Psychological aspect: A collective monograph. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., 2015. (In Russ.). EDN: TZERPJ
7. Мухамедрахимов, Р.Ж., Туманьян, К.Г., Чернего, Д.И., Асламазова, Л.А. (2020). Привязанность у детей с опытом институционализации. Часть II. Особенности привязанности у детей, проживающих в замещающих семьях. Психологический журнал, 41(6), 48-56. DOI: 10.31857/S020595920012586-0 EDN: GCSXWU
Muhamedrahimov, R.J., Tumanian, K.G., Chernego, D.I., Aslamazova, L.A. (2020). Attachment in children with experience of institutionalization. Part II. Living in substitute families. Psychological Journal, 41(6), 48-56. (In Russ.). DOI: 10.31857/S020595920012586-0
8. Никитская, Е.А., Дорошенко, О.М. (2021). Теоретические основы исследования феномена эмоционального выгорания у женщин-матерей. Вестник Московского университета МВД России, 3, 344-348. DOI: 10.24412/2073-0454-2021-3-344-348
Nikitskaya, E.A., Doroshenko, O.M. (2021). Theoretical foundations of the study of the phenomenon of emotional burnout in women-mothers. Vestnik of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 3, 344-348. (In Russ.). DOI: 10.24412/2073-0454-2021-3-344-348
9. Николаева, Е.И., Вергунов, Е.Г. (2017). Что такое “executive functions” и их развитие в онтогенезе. Теоретическая и экспериментальная психология, 10(2), 62-81. URL: item.asp?id=30162468 (дата обращения: 19.08.2025).
Nikolaeva, E.I., Vergunov, E.G. (2017). Executive functions and their development in ontogenesis. Theoretical and Experimental Psychology, 10(2), 62-81. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30162468 (viewed: 19.08.2025).
10. Николаева, Е.И., Дыденкова, Е.А. (2024). Отношение приемных и биологических родителей к тактильному взаимодействию с детьми. Перспективы науки и образования, 5(71), 557-572. DOI: 10.32744/pse.2024.5.32
Nikolaeva, E.I., Dydenkova, E.A. (2024). Attitude of adoptive and biological parents to tactile interaction with children. Perspectives of Science and Education, 5(71), 557-572. (In Russ.). DOI: 10.32744/pse.2024.5.32
11. Николаева, Е.И., Мелешева, Ю.Б. (2016). Характеристики подростка и приемной матери, повышающие вероятность неуспешности приемного родительства. Научное мнение, 10, 115-119. URL: item.asp?id=26507962 (дата обращения: 19.08.2025).
Nikolaeva, E.I., Melesheva, Yu.B. (2016). Characteristics of teenagers and stepmothers increasing the possibility of unsuccessful adoptive parenting. The Scientific Opinion, 10, 115-119. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26507962 (viewed: 19.08.2025).
12. Николаева, Е.И., Япарова, О.Г. (2007). Особенности личностных характеристик детей и родителей в эффективных и неэффективных приемных семьях. Вопросы психологии, 6, 37-42. URL: item.asp?id=19134705 (дата обращения: 19.08.2025).
Nikolaeva, E.I., Yaparova, O.G. (2007). Peculiarities of personality characteristics of children and parents in foster families. Voprosy Psychologii, 6, 37-42. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19134705 (viewed: 19.08.2025).
13. Николаева, Е.И., Япарова, О.Г. (2013). Ребенок свой и чужой. Ребенок в родной и приемной семье: проблемы и их решение: Учебное пособие. М.: Элпис.
Nikolaeva, E.I., Yaparova, O.G. (2013). The ‘Own’ and ‘Alien’ Child: The Child in Biological and Adoptive Families - Problems and Solutions: A Textbook. Moscow: ELPIS Publ. (In Russ.).
14. Ослон, В.Н., Одинцова, М.А., Семья, Г.В., Колесникова, У.В. (2022). Психологические ресурсы и личностные дефициты у выпускников организаций для детей-сирот. Социальные науки и детство, 3(2-3), 69-89. DOI: 10.17759/ssc.2022030205 EDN: CSGVJF
Oslon, V.N., Odintsova, M.A., Semya, G.V., Kolesnikova, U.V. (2022). Psychological Resources and Personal Deficits of Graduates of Organizations for Orphans. Social Sciences and Childhood, 3(2), 69-89. (In Russ.). DOI: 10.17759/ssc.2022030205
15. Ослон, В.Н., Одинцова, М.А., Семья, Г.В., Колесникова, У.В. (2023). Развитие потенциала посттравматического роста как психологическая мишень подготовки кандидатов в замещающие родители. Психология и право, 13(4), 195-215. DOI: 10.17759/psylaw.2023130414 EDN: ROSPRB
Oslon, V.N., Odintsova, M.A., Semya, G.V., Kolesnikova, U.V. (2023). Developing the Potential of Post-traumatic Growth as a Psychological Target for Training Candidates for Substitute Parents. Psychology and Law, 13(4), 195- (In Russ.). DOI: 10.17759/psylaw.2023130414
16. Ослон, В.Н., Одинцова, М.А., Семья, Г.В., Колесникова, У.В. (2024). Мотивация приема на воспитание детей-сирот трудноустраиваемых категорий в контексте различных форм семейного устройства, включая усыновление. Психологическая наука и образование, 29(6), 81-98. DOI: 10.17759/pse.2024290606 EDN: FQROCE
Oslon, V.N., Odintsova, M.A., Semya, G.V., Kolesnikova, U.V. (2024). Motivation for the Admission of Orphans of Employable Categories in the Context of Various Forms of Family Structure. Psychological Science and Education, 29(6), 81-. DOI: 10.17759/pse.2024290606 EDN: FQROCE
17. Петрусева, О.А., Цанг, А.А., Дудняк, В.С. (2021). Влияние синдрома эмоционального выгорания матери на психологическое благополучие ребенка и взаимоотношения в семье. Психология развития и образования: (Российский журнал прикладных исследований), 1, 40-42. URL: item.asp?id=46289640 (дата обращения: 19.08.2025). EDN: RSSMEM
Petruseva, O.A., Tsang, A.A., Dudnyak, V.S. (2021). The influence of the mother’s emotional burnout syndrome on the child’s psychological well-being and family relationships. Developmental and Educational Psychology (Russian Journal of Applied Research), 1, 40-42. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46289640 (viewed: 19.08.2025).
18. Разумникова, О.М., Николаева, Е.И. (2019). Возрастные особенности тормозного контроля и проактивная интерференция при запоминании зрительной информации. Вопросы психологии, 2, 124-132. URL: item.asp?id=38533324 (дата обращения: 19.08.2025).
Razumnikova, O.M., Nikolaeva, E.I. (2019). Age characteristics of inhibition control in the model of proactive interference. Voprosy Psychologii, 2, 124-132. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38533324 (viewed: 19.08.2025).
19. Семья, Г.В. (2021). Обзор международных исследований, посвященных последствиям нахождения ребенка в условиях институционализации: как добиться положительных результатов. Социальные науки и детство, 2(1), 73-84. DOI: 10.17759/ssc.2021020106
Semya, G.V. (2021). The Overview of International Research on the Effects of Being a Child in the Conditions of Institutionalisation: How to Achieve Positive Results. Social Sciences and Childhood, 2(1), 73-84. (In Russ.). DOI: 10.17759/ssc.2021020106
20. Семья, Г.В., Иванников, В.А., Чиркина, Р.В. (2021). К вопросу обоснования системной модели профилактики социальных рисков в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вестник практической психологии образования, 18(3), 7-9. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2021_n3/from_editor (дата обращения: 19.08.2025).
Semya, G.V., Ivannikov, V.A., Chirkina, R.V. (2021). On the Issue of Substantiating a Systemic Model for the Prevention of Social Risks in Organizations for Orphans and Children Left without Parental Care. Bulletin of Practical Psychology of Education, 18(3), 7-9. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2021_n3/from_editor (viewed: 19.08.2025).
21. Семья, Г.В., Телицына, А.Ю., Лашкул, М.В. (2024). Адаптация к новой реальности: обзор международных исследований специфики развития детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях и при усыновлении. Социальные науки и детство, 5(4), 65-85. DOI: 10.17759/ssc.2024050404
Semya, G.V., Telitsyna, A.Yu., Lashkul, M.V. (2024). Аdapting to a New Reality: A Review of International Studies on the Developmental Specificities of Children Deprived of Parental Care in Substitute Families and Through Adoption. Social Sciences and Childhood, 5(4), 65-85. (In Russ.). DOI: 10.17759/ssc.2024050404
22. Сорокина, Е.Н. (2021). Амбивалентность материнства и представления о любви как осевая доминанта субъективного материнского мифа. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание, 3, 118-125. DOI: 10.37882/2500-3682.2021.03.18
Sorokina, E.N. (2021). Ambivalence of motherhood and the concept of love as a pivotal feature of the subjective maternal myth. Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Cognition 3, 118-125. (In Russ.). DOI: 10.37882/2500-3682.2021.03.18
23. Стреляу, Я., Митина, О., Завадский, Б., Бабаева, Ю., Менчук, Т. (2007). Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): Учебно-методическое пособие. М.: Смысл.
Strelau, J., Mitina, O., Zavadsky, B., Babayeva, Y., Menchuk, T. (2007). Methods of diagnosing temperament (formal and dynamic characteristics of behavior): An educational and methodical manual. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.).
24. Хасенова, Е.С. (2025). Профилактика эмоционального выгорания приемных родителей. Человеческий фактор: Социальный психолог, 1(53), 544-553. URL: item.asp?id=80291565 (дата обращения: 19.08.2025).
Khasenova, E.S. (2025). Prevention of emotional burnout of foster parents. The Human Factor: A Social Psychologist, 1(53), 544-553. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80291565 (viewed: 19.08.2025).
25. Bailes, L.G., Blum, A., Barnett, W., Piersiak, H., Takemoto, S., Fleming, B., Alexander, C., Humphreys, K.L. (2024). Stressful life events and prenatal representations of the child. Attachment & Human Development, 26(2), 116-132. DOI: 10.1080/14616734.2024.2345242 EDN: USRGRA
26. Barba-Müller, E., Craddock, S., Carmona, S., Hoekzema, E. (2019). Brain plasticity in pregnancy and the postpartum period: links to maternal caregiving and mental health. Archives of Women’s Mental Health, 22, 289-299. DOI: 10.1007/s00737-018-0889-z EDN: WBIMVC
27. Barrett, J., Fleming, A.S. (2011). Annual research review: All mothers are not created equal: Neural and psychobiological perspectives on mothering and the importance of individual differences. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 52(4), 368-397. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2010.02306.x
28. Bengtsson, T., Karmsteen, (2020). Recognition of Parental Love: Birth Parents’ Experiences with Cooperation When Having a Child Placed in Family Foster Care in Denmark. British Journal of Social Work, 51(6), 2001-2018. DOI: 10.1093/bjsw/bcaa127
29. Bergström, M., Cederblad, M., Håkansson, K., Jonsson, A.K., Munthe, C., Vinnerljung, B., Wirtberg, I., Östlund, P., Sundell, K. (2020). Interventions in foster family care: A systematic review. Research on Social Work Practice, 30(1), 3-18. DOI: 10.1177/1049731519832101
30. Bick, J., Dozier, M., Bernard, K., Grasso, D., Simons, R. (2013). Foster mother-infant bonding: Associations between foster mothers’ oxytocin production, electrophysiological brain activity, feelings of commitment, and caregiving quality. Child Development, 84(3), 826-840. DOI: 10.1111/cdev.12008
31. Blythe, S.L., Halcomb, E.J., Wilkes, L., Jackson, D. (2013). Perceptions of long-term female foster-carers: I’m not a carer, I’m a mother. British Journal of Social Work, 43(6), 1056-1072. DOI: 10.1093/bjsw/bcs047
32. Bowlby, J. (1953). Child care and the growth of love. Baltimore, MD: Penguin Books.
33. Cascio, C.J., Moore, D., McGlone, F. (2019). Social touch and human development. Developmental Cognitive Neuroscience, 35, 5-11. DOI: 10.1016/j.dcn.2018.04.009 EDN: ZEJEHG
34. Chary, M., McQuillan, M.E., Bates, J.E., Deater-Deckard, K. (2020). Maternal executive function and sleep interact in the prediction of negative parenting. Behavioral Sleep Medicine, 18(2), 203-216. DOI: 10.1080/15402002.2018.1549042
35. Chateauneuf, D., Turcotte, D., Drapeau, S. (2018). The relationship between foster care families and birth families in a child welfare context: The determining factors. Child & Family Social Work, 23(1), 71-79. https://doi.org/1111/cfs.12385.
36. Cooley, M.E., Newquist, J., Thompson, H.M., Colvin, M.L. (2019). A systematic review of foster parent preservice training. Children and Youth Services Review, 107, Article 104552. DOI: 10.1016/j.childyouth.2019.104552
37. Cristofori, I., Cohen-Zimerman, S., Grafman, J. (2019). Executive functions. Handbook of Clinical Neurology, 163, 197-219. DOI: 10.1016/B978-0-12-804281-6.00011-2
38. Deater-Deckard, K., Chen, N., Wang, Z., Bell, M.A. (2012). Socioeconomic risk moderates the link between household chaos and maternal executive function. Journal of Family Psychology, 26(3), Article 391. DOI: 10.1037/a0028331
39. Deater-Deckard, K., Sewell, M.D., Petrill, S.A., Thompson, L.A. (2010). Maternal working memory and reactive negativity in parenting. Psychological Science, 21(1), 75-79. DOI: 10.1177/0956797609354073
40. Diamond, A. (2013). Executive functions. Annual Review of Psychology, 64(1), 135-168. DOI: 10.1146/annurev-psych-113011-143750
41. Distefano, R., Galinsky, E., McClelland, M.M., Zelazo, P.D., Carlson, S.M. (2018). Autonomy-supportive parenting and associations with child and parent executive function. Journal of Applied Developmental Psychology, 58, 77-85. DOI: 10.1016/j.appdev.2018.04.007
42. Dozier, M., Lindhiem, O. (2006). This is my child: Differences among foster parents in commitment to their young children. Child Maltreatment, 11(4), 338-345. DOI: 10.1177/1077559506291263
43. Dubois-Comtois, K., Bussieres, E.L., Cyr, C., St-Onge, J., Baudry, C., Milot, T., Labbe, A.P. (2021). Are children and adolescents in foster care at greater risk of mental health problems than their counterparts? A meta-analysis. Children and Youth Services Review, 127, Article 106100. DOI: 10.1016/j.childyouth.2021.106100
44. Dydenkova, E., McGlone, F., Mayorova, L., Nikolaeva, E. (2024). The impact of early life experiences on inhibitory control and working memory. Frontiers in Psychology, 15, Article. DOI: 10.3389/fpsyg.2024.1484424
45. Eberhard, M.J.W. (1975). The evolution of social behavior by kin selection. The Quarterly Review of Biology, 50(1), 1-33. DOI: 10.1086/408298
46. Engler, A.D., Sarpong, K.O., Van Horne, B.S., Greeley, C.S., Keefe, R.J. (2022). A systematic review of mental health disorders of children in foster care. Trauma, Violence, & Abuse, 23(1), 255-264. DOI: 10.1177/1524838020941197 EDN: KLKKTD
47. Feldman, R. (2015). The adaptive human parental brain: implications for children’s social development. Trends in Neurosciences, 38(6), 387-399. DOI: 10.1016/j.tins.2015.04.004
48. Fransson, E., Sörensen, F., Kallak, T.K., Ramklint, M., Eckerdal, P., Heimgärtner, M.,... & Skalkidou, A. (2020). Maternal perinatal depressive symptoms trajectories and impact on toddler behavior - the importance of symptom duration and maternal bonding. Journal of Affective Disorders, 273, 542-551. DOI: 10.1016/j.jad.2020.04.003 EDN: YETBWI
49. Gabler, S., Bovenschen, I., Lang, K., Zimmermann, J., Nowacki, K., Kliewer, J., Spangler, (2014). Foster children’s attachment security and behavior problems in the first six months of placement: Associations with foster parents’ stress and sensitivity. Attachment & Human Development, 16(5), 479-498. DOI: 10.1080/14616734.2014.911757
50. Glasper, E.R., Kenkel, W.M., Bick, J., Rilling, J.K. (2019). More than just mothers: The neurobiological and neuroendocrine underpinnings of allomaternal caregiving. Frontiers in Neuroendocrinology, 53, Article 100741. DOI: 10.1016/j.yfrne.2019.02.00
51. Goemans, A., Geel, M.V., Vedder, P. (2018). Foster children’s behavioral development and foster parent stress: Testing a transactional model. Journal of Child and Family Studies, 27(3), 990-1001. DOI: 10.1007/s10826-017-0941-z EDN: ZUYCBB
52. Gouveia, L., Magalhães, E., Pinto, V.S. (2021). Foster families: A systematic review of intention and retention factors. Journal of Child and Family Studies, 30(11), 2766-2781. DOI: 10.1007/s10826-021-02051-w EDN: SUUNGS
53. Granqvist, P., Sroufe, L.A., Dozier, M., Hesse, E., Steele, M., van Ijzendoorn, M., Solomon, J., Schuengel, C., Fearon, P., Bakermans-Kranenburg, M., Steele, H., Cassidy, J., Carlson, E., Madigan, S., Jacobvitz, D., Foster, S., Behrens, K., Rifkin-Graboi, A., Gribneau, N., Spangler, G., Ward, M.J., True, M., Spieker, S., Reijman, S., Reisz, S., Tharner, A., Nkara, F., Goldwyn, R., Sroufe, J., Pederson, D., Pederson, D., Weigand, R., Siegel, D., Dazzi, N., Bernard, K., Fonagy, P., Waters, E., Toth, S., Cicchetti, D., Zeanah, C.H., Lyons-Ruth, K., Main, M., Duschinsky, R. (2017). Disorganized attachment in infancy: A review of the phe-nomenon and its implications for clinicians and policy-makers. Attachment & Human Development, 19(6), 534-558. DOI: 10.1080/14616734.2017.1354040
54. Guss, S.S., Morris, A.S., Bosler, C., Castle, S.L., Hays-Grudo, J., Horm, D.M., Treat, A. (2020). Parents’ adverse childhood experiences and current relationships with their young children: The role of executive function. Early Child Development and Care, 190(7), 1042-1052. DOI: 10.1080/03004430.2018.1513921
55. Guyon-Harris, K.L., Ahlfs-Dunn, S.M., Madigan, S., Bronfman, E., Benoit, D., Huth-Bocks, A.C. (2022). Disrupted caregiving behavior as a mediator of the relation between disrupted prenatal maternal representations and toddler social-emotional functioning. Development and Psychopathology, 34(3), 755-763. DOI: 10.1017/S0954579420001674 EDN: FHRZEA
56. Hamilton, W.D. (1964). The genetical evolution of social behaviour. II. Journal of Theoretical Biology, 7(1), 17-52. DOI: 10.1016/0022-5193(64)90039-6
57. Hernández-González, M., Hidalgo-Aguirre, R.M., Guevara, M.A., Pérez-Hernández, M., Amezcua-Gutiérrez, C. (2016). Observing videos of a baby crying or smiling induces similar, but not identical, electroencephalographic responses in biological and adoptive mothers. Infant Behavior and Development, 42, 1-10. DOI: 10.1016/j.infbeh.2015.10.006 EDN: VEJRHV
58. Hodson, G., Earle, M. (2020). Social identity theory (SIT). In: V. Zeigler-Hill, T.K. Shackelford (Eds.), Encyclopedia of personality and individual differences (pp. 5061-5067). Springer.
59. Hoekzema, E., Barba-Müller, E., Pozzobon, C., Picado, M., Lucco, F., García-García, D., Soliva, J.C., Tobeña, A., Desco, M., Crone, E.A., Ballesteros, A., Carmona, S., Vilarroya, O. (2017). Pregnancy leads to long-lasting changes in human brain structure. Nature Neuroscience, 20(2), 287-296. DOI: 10.1038/nn.4458
60. Höjer, (2009). Birth parents’ perception of sharing the care of their child with foster parents. Vulnerable Children and Youth Studies, 4(2), 161-168. DOI: 10.1080/17450120903012941
61. Jones-Gordils, H.R., Sturge-Apple, M.L., Davies, P.T. (2021). Maternal executive functions, maternal discipline, and children’s school readiness: A process oriented approach. Journal of Child and Family Studies, 30(6), 1393-1405. DOI: 10.1007/s10826-021-01949-9 EDN: SZXAJN
62. Keverne, E.B. (1996). Primate brain evolution: genetic and functional considerations. Proceedings of the Royal Society of London. Series B: Biological Sciences, 263(1371), 689-696. DOI: 10.1098/rspb.1996.0103
63. Korucu, I., Litkowski, E., Purpura, D.J., Schmitt, S.A. (2020). Parental executive function as a predictor of parenting practices and children’s executive function. Infant and Child Development, 29(1), Article e2152. DOI: 10.1002/icd.2152
64. Lindstedt, J. (2024). Prenatal representations, early family relationships, And child social-emotional development: the father’s contribution: Doctoral dissertation, Turku University. Turku.
65. Lorenz, K.Z. (1937). The companion in the bird’s world. The Auk, 54(3), 245-273. DOI: 10.2307/4078077
66. Lyttle, E., McCafferty, P., Taylor, B.J. (2024). Experiences of adoption disruption: Parents’ perspectives. Child Care in Practice, 30(3), 333-352. DOI: 10.1080/13575279.2021.1941767 EDN: HIMQGY
67. Machemer, R.S., Santos da Silva, P., Naddeo, L., Guedes da Silva, L., Sebben, S., Heidrich dos Santos, A.P., Frizzo, G.B. (2023). Improvement in emotional bond and parental satisfaction among participants of an online training program for adoptive parents. Adoption Quarterly, 28(1), 27-49. DOI: 10.1080/10926755.2023.2242833
68. Manzari, N., Matvienko-Sikar, K., Baldoni, F., O’Keeffe, G.W., Khashan, A.S. (2019). Prenatal maternal stress and risk of neurodevelopmental disorders in the offspring: a systematic review and meta-analysis. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, 54(11), 1299-1309. DOI: 10.1007/s00127-019-01745-3 EDN: RPMDJP
69. Martínez-García, M., Cardenas, S.I., Pawluski, J., Carmona, S., Saxbe, D.E. (2022). Recent neuroscience advances in human parenting. In: G. González-Mariscal (Ed.), Patterns of Parental Behavior: From Animal Science to Comparative Ethology and Neuroscience (pp. 239-267). Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-030-97762-7_8
70. Midgley, N., Sprecher, E.A., Cirasola, A., Redfern, S., Pursch, B., Smith, C., Douglas, S., Martin, P. (2021). The reflective fostering programme: Evaluating the intervention co-delivered by social work professionals and foster carers. Journal of Children’s Services, 16(2), 159-174. DOI: 10.1108/JCS-11-2020-0074 EDN: AJGFLH
71. Ponciano, L. (2010). Attachment in Foster Care: The Role of Maternal Sensitivity, Adoption, and Foster Mother Experience. Child and Adolescent Social Work Journal, 27, 97-114. DOI: 10.1007/s10560-010-0192-y EDN: DLUGSL
72. Richardson, P., Machan, (2021). Jamovi for Psychologists. Bloomsbury Publishing.
73. Rogers, Barch, D., Warner, B., Luby, J., Smyser, C. (2024). Social Determinants of Health, Infant Brain Development and Early Childhood Social-Emotional Development. Biological Psychiatry, 95(10), S55-S56. DOI: 10.1016/j.biopsych.2024.02.139 EDN: YMCZHA
74. Schofield, G., Beek, M. (2005). Providing a secure base: Parenting children in long-term foster family care. Attachment & Human Development, 7(1), 3-26. DOI: 10.1080/14616730500049019
75. Schoemaker, N.K., Wentholt, W.G., Goemans, A., Vermeer, H.J., Juffer, F., Alink, L.R. (2020). A meta-analytic review of parenting interventions in foster care and adoption. Development and Psychopathology, 32(3), 1149-1172. DOI: 10.1017/S0954579419000798
76. Segal, N.L., Li, N.P., Graham, J.L., Miller, S.A. (2015). Do parents favor their adoptive or biological children? Predictions from kin selection and compensatory models. Evolution and Human Behavior, 36(5), 379-388. DOI: 10.1016/j.evolhumbehav.2015.03.001 EDN: VFEDPL
77. Sharda, E. (2022). Parenting stress and well-being among foster parents: The moderating effect of social support. Child and Adolescent Social Work Journal, 39(5), 547-559. DOI: 10.1007/s10560-022-00836-6
78. Sluckin, W. (2017). Imprinting and early learning. Routledge. DOI: 10.4324/9780203788950
79. Soares, J., Ralha, S., Fonseca, S.M., Prego, J., Barbosa-Ducharne, M.A. (2023). Why and how do parents decide to adopt? A study on motivations and the decision-making process in becoming an adoptive family. Child & Family Social Work, 28(3), 753-763. DOI: 10.1111/cfs.13001 EDN: PXSSBY
80. Solomon, D.T., Niec, L.N., Schoonover, C.E. (2017). The impact of foster parent training on parenting skills and child disruptive behavior: A meta-analysis. Child Maltreatment, 22(1), 3-13. DOI: 10.1177/1077559516679514
81. Staines, J., Golding, K., Selwyn, J. (2019). Nurturing attachments parenting program: The relationship between adopters’ parental reflective functioning and perception of their children’s difficulties. Developmental Child Welfare, 1(2), 143-158. DOI: 10.1177/2516103219829861
82. Ulmer-Yaniv, A., Waidergoren, S., Shaked, A., Salomon, R., Feldman, R. (2022). Neural representation of the parent-child attachment from infancy to adulthood. Social Cognitive and Affective Neuroscience, 17(7), 609-624. DOI: 10.1093/scan/nsab132 EDN: LJMSGS
83. Vreeland, A., Ebert, J.S., Kuhn, T.M., Gracey, K.A., Shaffer, A.M., Watson, K.H., Gruhn, M.A., Henry, L., Dickey, L., Siciliano, R.E., Anderson, A., Compas, B.E. (2020). Predictors of placement disruptions in foster care. Child Abuse & Neglect, 99, Article 104283. DOI: 10.1016/j.chiabu.2019.104283
84. West, D., Vanderfaeillie, J., Van Hove, L., Gypen, L., Van Holen, F. (2020). Attachment in family foster care: Literature review of associated characteristics. Developmental Child Welfare, 2(2), 132-150. DOI: 10.1177/2516103220915624 EDN: BFCFNO
85. Wiehe, V.R. (1983). Foster mothers: Are they unique? Psychological Reports, 53(3 Pt 2), 1215-1218. DOI: 10.2466/pr0.1983.53.3f.1215
86. Weitz, Y., Karlsson, E. (2020). Professional or authentic motherhood? Negotiations on the identity of the birth mother in the context of foster care. Qualitative Social Work, 20(3), 1-15. DOI: 10.1177/1473325020912815 EDN: YYRLWT
87. Young, K.S., Parsons, C.E., Stein, A., Vuust, P., Craske, M.G., Kringelbach, M.L. (2017). The neural basis of responsive caregiving behaviour: Investigating temporal dynamics within the parental brain. Behavioural Brain Research, 325, 105-.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Контекст и актуальность. Проблема семейного устройства детей-сирот сохраняет актуальность в российской социальной политике. Высокий процент возвратов (4725 случаев в 2024 г.) указывает на недостатки в методах отбора кандидатов. Цель. Выявить специфику социально-психологических характеристик кандидатов при различных формах семейного устройства. Гипотеза. Социально-психологический портрет кандидатов имеет особенности в зависимости от формы семейного устройства (безвозмездная опека, возмездная опека/приемная семья, усыновление). Методы и материалы. В исследовании приняли участие 45 кандидатов (15 усыновителей, 15 опекунов, 15 приемных родителей; M~возраст = 49 ± 19 лет; 62,2% женщин; 73,3% усыновителей с высшим образованием). Применялись методики «Пятифакторный опросник» Р. МакКрае и П. Коста, «Мотивация приема ребенка-сироты в замещающую семью» В. Ослон. Результаты. Усыновители ориентированы на «самоценность ребенка», приемные родители демонстрируют высокую открытость опыту и альтруизм, опекуны мотивированы разрешением семейного кризиса. Выводы. Результаты подтверждают необходимость дифференцированного подхода к отбору и сопровождению семей.
Контекст и актуальность. Психологическая травма в разные периоды детства оказывает долгосрочное влияние на развитие личности ребенка, социальную адаптацию и психическое здоровье в целом. Тема исследования является актуальной по причине большого количества психотравмирующих событий в современном мире, таких как: насилие, катастрофы, трагедии, неблагоприятные социальные условия развития, события, связанные с детско-родительскими отношениями. Цель — изучение особенностей психологической травмы на разных этапах детского возраста (ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый), в том числе у детей с ОВЗ; выявление ее механизмов и последствий в разном возрасте. Методы и материалы. В данной статье применялся метод теоретического анализа отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования. Результаты. Анализ выявил возрастные особенности травматизации: младенчество и ранний возраст — расстройство привязанности, замедление развития эмоционально-волевой и когнитивной сфер личности ребенка; регрессия, двигательное возбуждение или заторможенность; дошкольный возраст — симптомы интернализации (самообвинение, социальная замкнутость, низкая самооценка) и экстернализации (агрессия, гиперактивность), появление специфических страхов, сепарационной тревоги, обидчивости и раздражительности, физиологические проявления (нарушения сна, расстройства ЖКТ, головные боли, энурез); школьный возраст отмечается снижением успеваемости, мотивации, избеганием, агрессией; подростковый возраст — депрессией, рискованным поведением, самоповреждением. Выводы. Переживание психологической травмы в детстве — это динамический процесс, последствия которого зависят от возраста, типа травмы и социального контекста. Независимо от возраста, травма нарушает базовое чувство безопасности, искажает самооценку и затрудняет социальную адаптацию, провоцирует тревожность, страхи, чувство вины и депрессивные состояния. Также отмечаются когнитивные последствия (снижение познавательной активности, нарушения памяти и внимания, пессимистическое мышление). Однако механизмы и последствия травматизации различаются на разных этапах развития. Эффективная помощь требует не только работы с ребенком, но и изменения семейной системы, а также создания поддерживающей среды в образовательных учреждениях. Раннее вмешательство и учет возрастных особенностей позволяют минимизировать долгосрочные негативные эффекты и способствовать посттравматическому росту.
Контекст и актуальность. Психологическая грамотность родителей детей дошкольного возраста рассматривается как ключевой фактор формирования среды развития ребенка. В условиях реформ дошкольного образования в Казахстане усиливается роль родителей как полноправных участников воспитательного процесса. Образовательная система Казахстана предусматривает обучение на двух языках — русском и казахском, поэтому в исследовании важно учесть языковую принадлежность родителей. Цель. Определить уровень психологической грамотности родителей, особенности их взаимодействия с психологической информацией и со специалистами. Гипотезы. Трудности родителей в самостоятельной работе с ребенком связаны со степенью удовлетворенности потребности в профессиональной поддержке. Язык родителей влияет на формирование психологической грамотности, выбор информации и ее использование. Тип источников информации влияет на частоту обращаемости родителей к специалистам. Частота общения со специалистами коррелирует с оценкой эффективности применения методик, используемых родителями на дому. Методы. В онлайн-опросе приняли участие 457 родителей дошкольников из города Алматы (русскоязычная группа — 266 человек и казахоязычная группа — 191 человек). Использовались описательная статистика и корреляционный анализ. Результаты. Казахоязычные респонденты чаще обращаются за психологической информацией и помощью, при этом основной причиной они называют неуверенность. У русскоязычных родителей при наличии трудностей обращение к специалистам не выражено (p > 0,05). Связи между источниками информации и потребностью в поддержке не выявлено. Оценка эффективности психологических методик, используемых родителями на дому, не связана с частотой общения со специалистами. Выводы. Результаты указывают на институциональный разрыв: родители действуют изолированно, предпочитая самостоятельный поиск информации, при этом испытывая затруднения в интерпретации и применении знаний. Необходима инфраструктура сопровождения, ориентированная на культурно релевантную, профессиональную и доступную помощь.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/