Архив статей

Специфика социально-психологического портрета кандидатов в замещающие родители при различных формах семейного устройства детей-сирот (2025)
Выпуск: № 2, Том 6 (2025)
Авторы: Суюндукова Танслу Даниловна

Контекст и актуальность. Проблема семейного устройства детей-сирот сохраняет актуальность в российской социальной политике. Высокий процент возвратов (4725 случаев в 2024 г.) указывает на недостатки в методах отбора кандидатов. Цель. Выявить специфику социально-психологических характеристик кандидатов при различных формах семейного устройства. Гипотеза. Социально-психологический портрет кандидатов имеет особенности в зависимости от формы семейного устройства (безвозмездная опека, возмездная опека/приемная семья, усыновление). Методы и материалы. В исследовании приняли участие 45 кандидатов (15 усыновителей, 15 опекунов, 15 приемных родителей; M~возраст = 49 ± 19 лет; 62,2% женщин; 73,3% усыновителей с высшим образованием). Применялись методики «Пятифакторный опросник» Р. МакКрае и П. Коста, «Мотивация приема ребенка-сироты в замещающую семью» В. Ослон. Результаты. Усыновители ориентированы на «самоценность ребенка», приемные родители демонстрируют высокую открытость опыту и альтруизм, опекуны мотивированы разрешением семейного кризиса. Выводы. Результаты подтверждают необходимость дифференцированного подхода к отбору и сопровождению семей.

Сохранить в закладках
Психофизиологические основания воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (2025)
Выпуск: № 2, Том 6 (2025)
Авторы: Николаева Елена Ивановна, Дыденкова Ева Александровна, Семья Галина Владимировна

Контекст и актуальность. Вопрос выбора родителей для приемных детей остается важным аспектом социальной политики и психологии развития ребенка. Биологические и социальные факторы оказывают значительное влияние на формирование материнского поведения. Среди биологических основ выделяются такие процессы, как импринтинг, привязанность, гормональные изменения во время беременности, родов и лактации, а также индивидуальные черты характера и когнитивные способности матери. Однако именно социальные условия позволяют ребенку усвоить нормы и ценности конкретного общества. Задача исследования состояла в выявлении различий между биологическими матерями и двумя категориями замещающих матерей — теми, кто воспитывает исключительно приемных детей, и теми, кто совмещает воспитание приемных и собственных детей. Цель. Выявление влияния биологических и социальных факторов на эффективность воспитания приемных детей среди различных групп матерей. Гипотеза. Эффективность воспитания приемных детей связана с наличием родных детей у замещающих матерей и их биологическими и социодемографическими характеристиками. Методы и материалы. Исследование проводилось на выборке из 109 матерей, включая 52 замещающих и 57 биологических матерей. Возраст участников варьировался: замещающие матери были значительно старше (средний возраст — около 47 лет), в отличие от биологических матерей (около 37 лет). Замещающие матери имели более низкое образование, большее количество детей и чаще оказывались незамужними. Участники проходили тестирование на рабочую память, механизмы торможения и свойства темперамента. Результаты. Анализ показал, что матери, воспитывающие родившихся детей, отличаются большим объемом рабочей памяти и лучшими способностями к обучению в сравнении с замещающими матерями. Наиболее выраженный дефицит сенсорной чувствительности наблюдался у матерей, воспитывающих одновременно родных и приемных детей, что предполагает повышенный риск эмоционального истощения («выгорания») в данной группе. Выводы. Полученные данные подчеркивают необходимость учета индивидуальных характеристик матерей при подборе кандидатов на усыновление и важность поддержки семейных пар, занимающихся совместным воспитанием родных и приемных детей, для предотвращения синдрома профессионального выгорания.

Сохранить в закладках
Психологическая грамотность родителей детей дошкольного возраста в условиях информационной насыщенности (на примере Казахстана) (2025)
Выпуск: № 2, Том 6 (2025)
Авторы: Хан Юлия Андреевна

Контекст и актуальность. Психологическая грамотность родителей детей дошкольного возраста рассматривается как ключевой фактор формирования среды развития ребенка. В условиях реформ дошкольного образования в Казахстане усиливается роль родителей как полноправных участников воспитательного процесса. Образовательная система Казахстана предусматривает обучение на двух языках — русском и казахском, поэтому в исследовании важно учесть языковую принадлежность родителей. Цель. Определить уровень психологической грамотности родителей, особенности их взаимодействия с психологической информацией и со специалистами. Гипотезы. Трудности родителей в самостоятельной работе с ребенком связаны со степенью удовлетворенности потребности в профессиональной поддержке. Язык родителей влияет на формирование психологической грамотности, выбор информации и ее использование. Тип источников информации влияет на частоту обращаемости родителей к специалистам. Частота общения со специалистами коррелирует с оценкой эффективности применения методик, используемых родителями на дому. Методы. В онлайн-опросе приняли участие 457 родителей дошкольников из города Алматы (русскоязычная группа — 266 человек и казахоязычная группа — 191 человек). Использовались описательная статистика и корреляционный анализ. Результаты. Казахоязычные респонденты чаще обращаются за психологической информацией и помощью, при этом основной причиной они называют неуверенность. У русскоязычных родителей при наличии трудностей обращение к специалистам не выражено (p > 0,05). Связи между источниками информации и потребностью в поддержке не выявлено. Оценка эффективности психологических методик, используемых родителями на дому, не связана с частотой общения со специалистами. Выводы. Результаты указывают на институциональный разрыв: родители действуют изолированно, предпочитая самостоятельный поиск информации, при этом испытывая затруднения в интерпретации и применении знаний. Необходима инфраструктура сопровождения, ориентированная на культурно релевантную, профессиональную и доступную помощь.

Сохранить в закладках
Обзор результатов Стратегической сессии: ключевые аспекты развития системы опеки и попечительства в Российской Федерации до 2036 года (2025)
Выпуск: № 1, Том 6 (2025)
Авторы: Семья Галина Владимировна, Колесникова Ульяна Владимировна

Контекст и актуальность. План основных мероприятий по реализации Десятилетия детства, ряд поручений Президента Российской Федерации содержат задачу совершенствования структуры и деятельности органов опеки и попечительства. Сегодня система защиты прав и интересов детей не в состоянии полноценно и своевременно ответить на современные вызовы. Инструментом, позволяющим определить вектор развития, оценить текущие результаты, представить будущее и создать четкий план действий, является стратегическая сессия. Цель. В ходе проведения стратегической сессии сформировать в профессиональном сообществе идеальное видение в среднесрочной и дальнесрочной (2036 год) перспективе: организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая назначение, структуру, категории детей и семей, виды деятельности и пр.; органов опеки и попечительства (полномочия, организационная структура, содержание работы, передача полномочий, кадровая политика, профессиональное развитие, взаимодействие с организациями для детей-сирот). Гипотеза заключается в том, что разработка стратегического подхода к развитию системы защиты прав и интересов детей позволит эффективно ответить на текущие и будущие вызовы. Методы и материалы. В стратегической сессии приняли участие более 250 руководителей организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства: 49 руководителей органов опеки и попечительства из 44 субъектов России, 101 руководитель организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из 58 субъектов. Были использованы: метод фокус-групп, индивидуальный опрос, качественные и количественные методы анализа. Результаты. Определены векторы совершенствования структуры и деятельности ООиП и организаций для детей-сирот, меры достижения поставленных целей и условия их реализации, ожидаемые результаты в среднесрочной перспективе. Выводы. Проведенный опрос выявил высокую степень готовности специалистов к изменениям в системе, однако также показал необходимость дальнейшей проработки вопросов распределения полномочий и стандартизации подходов.

Сохранить в закладках
Валерия Сергеевна Мухина (2025)
Выпуск: № 1, Том 6 (2025)
Авторы: Семья Галина Владимировна

Контекст и актуальность. Статья посвящена памяти выдающегося российского ученого-психолога Валерии Сергеевны Мухиной, внесшей значительный вклад в развитие отечественной психологии, в частности в области психологии развития и помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Работа акцентирует внимание на ключевых направлениях научной деятельности Мухиной, ее научных открытиях и практических рекомендациях, широко используемых специалистами-практиками. Цель. Представить многогранную личность В. С. Мухиной и как человека, и как ученого, подчеркнуть ее роль в развитии детской психологии, организации работы с детьми-сиротами и оказании психологической поддержки различным категориям населения, включая взрослых, пострадавших в кризисных ситуациях. Методы и материалы. Статья базируется на личном опыте автора, много лет проработавшей вместе с В. С. Мухиной, критическом осмыслении наследия ученого. В статье рассматриваются возможные направления дальнейшего развития ее концепции. Результаты. Представленная работа описывает широкий спектр научных достижений В. С. Мухиной, включая теорию структурных звеньев самосознания; внедрение в практику психологов инструментария: создание детского кабинета психолога, технологии оказания экстренной помощи («чемоданчик ПЭПО») в стрессовых ситуациях, проверенной при оказании помощи после землетрясения и пр. Особое внимание уделено развитию методов работы с семьями приемных детей и способам минимизации комплекса иждивенчества у выпускников детдомов. Выводы. Автор приходит к выводу, что наследие В. С. Мухиной остается актуальным и востребованным для современного общества. Ее подходы способствуют улучшению практики работы с детьми-сиротами, повышению уровня психологической грамотности педагогов и психологов, родителей, способствуют развитию методов формирования личности у детей на разных этапах взросления и в разных жизненных ситуациях.

Сохранить в закладках
Право ребенка на выражение мнения в спорах об ограничении и лишении родительских прав его родителей, отмене ограничения и восстановлении родительских прав: проблемы реализации (2025)
Выпуск: № 1, Том 6 (2025)
Авторы: Тарасова Анна Евгеньевна

Контекст и актуальность. Важным аспектом современной семейно-сберегающей модели регулирования семейных отношений должен выступать поиск баланса между реализацией права ребенка на выражение мнения по всем вопросам, его затрагивающим, включая процессуальную возможность в административных и судебных разбирательствах (ст. 12 Конвенции ООН о правах ребенка), с одной стороны, и семейной ситуацией, включая голос взрослых членов семьи, с другой стороны. Обеспечение этого баланса связано с международными и национальными приоритетами поддержки прав детей на семейное окружение и проводимой активизацией усилий по сокращению числа случаев принудительного разлучения детей с родителями, укреплением потенциала социальных служб национальных государств (служб по работе с семьей и детьми) по оказанию поддержки и помощи для сохранения семей. Цель. Работа направлена на выявление особенностей выражения ребенком мнения в спорах о его воспитании, касающихся ограничения и лишения родительских прав его родителей, а также при отмене ограничений и восстановлении родительских прав. Гипотеза. Выражение мнения ребенка имеет важное значение в ситуациях, связанных с реализацией, утратой и защитой родительских прав его родителей. Выявление мнений детей разного возраста и степени зрелости требует профессионального независимого подхода, специальных методик и процедур, учитывающих взаимный характер прав детей и родителей и возможности сохранения или восстановления детско-родительских отношений. Методы и материалы. Анализ законодательства в регулировании института ограничения и лишения родительских прав, отмены ограничения и восстановления родительских прав показал, что нормы Семейного кодекса Российской Федерации и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не согласованы между собой в части материально-правового значения и процессуальной реализации мнения (согласия) ребенка в значимых спорах, касающихся его воспитания. Правоприменительная практика по-разному справляется с этой проблемой, однако разъяснений Верховного суда Российской Федерации и обобщений практики недостаточно, чтобы полноценно обеспечить соблюдение конвенционного права ребенка на выражение его мнения в случаях утраты попечения родителей. Результаты. Результаты исследования показали наличие существенного пробела в вопросе выявления мнения ребенка при ограничении и лишении его родителей родительских прав, а также при защите родителями своих родительских прав, включая отмену ограничения и восстановление родительских прав, возвращение ребенка в семью. Выводы. Показано, что выявление мнения ребенка в спорах о его воспитании имеет как материально-правовое, так и процессуальное значение и специфику, а также требует особой методики работы с детско-родительскими отношениями и независимого экспертного подхода. Предложено разработать специальные процедуры выявления и учета мнения ребенка для развития форматов сохранения и восстановления детско-родительских отношений.

Сохранить в закладках
Связь функционального состояния замещающей семьи и социального благополучия приемного подростка (2025)
Выпуск: № 1, Том 6 (2025)
Авторы: Галзанова Татьяна Николаевна, Егорова Марина Алексеевна, Шмелева Наталия Васильевна

Контекст и актуальность. Функциональное состояние замещающей семьи оказывает значительное влияние на социальное благополучие приемного подростка. Исследование направлено на выявление взаимосвязи между этими аспектами, что важно для понимания процессов адаптации и интеграции приемных детей в новые семьи. Цель. Выявить связь между функциональным состоянием замещающей семьи и социальным благополучием приемного подростка. Гипотеза. Существует положительная корреляция между функциональным состоянием замещающей семьи и уровнем социального благополучия приемного подростка. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 60 замещающих семей и 60 приемных детей подросткового возраста из различных районов Чувашской Республики. Использовались следующие методики: Опросник «Моя семья», Тест жизнестойкости, Опросник диспозиционного оптимизма, Опросник СОРЕ и «Технологическая карта оценки функционального состояния замещающей семьи». Эти инструменты позволили оценить взаимоотношения в семьях, методы воспитания, определить категорию риска функционального состояния замещающей семьи, исследовать семейные отношения и психологические характеристики подростков. Результаты. Эмпирическим путем была подтверждена гипотеза о существовании связи между функциональным состоянием замещающей семьи и социальным благополучием приемного подростка. Кроме того, были выявлены особенности этой связи в зависимости от пола подростков. Выводы. Результаты подчеркивают значимость поддержания гармоничного функционирования замещающих семей для обеспечения социального благополучия их воспитанников.

Сохранить в закладках