Контекст и актуальность. Психологическая травма в разные периоды детства оказывает долгосрочное влияние на развитие личности ребенка, социальную адаптацию и психическое здоровье в целом. Тема исследования является актуальной по причине большого количества психотравмирующих событий в современном мире, таких как: насилие, катастрофы, трагедии, неблагоприятные социальные условия развития, события, связанные с детско-родительскими отношениями. Цель — изучение особенностей психологической травмы на разных этапах детского возраста (ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый), в том числе у детей с ОВЗ; выявление ее механизмов и последствий в разном возрасте. Методы и материалы. В данной статье применялся метод теоретического анализа отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования. Результаты. Анализ выявил возрастные особенности травматизации: младенчество и ранний возраст — расстройство привязанности, замедление развития эмоционально-волевой и когнитивной сфер личности ребенка; регрессия, двигательное возбуждение или заторможенность; дошкольный возраст — симптомы интернализации (самообвинение, социальная замкнутость, низкая самооценка) и экстернализации (агрессия, гиперактивность), появление специфических страхов, сепарационной тревоги, обидчивости и раздражительности, физиологические проявления (нарушения сна, расстройства ЖКТ, головные боли, энурез); школьный возраст отмечается снижением успеваемости, мотивации, избеганием, агрессией; подростковый возраст — депрессией, рискованным поведением, самоповреждением. Выводы. Переживание психологической травмы в детстве — это динамический процесс, последствия которого зависят от возраста, типа травмы и социального контекста. Независимо от возраста, травма нарушает базовое чувство безопасности, искажает самооценку и затрудняет социальную адаптацию, провоцирует тревожность, страхи, чувство вины и депрессивные состояния. Также отмечаются когнитивные последствия (снижение познавательной активности, нарушения памяти и внимания, пессимистическое мышление). Однако механизмы и последствия травматизации различаются на разных этапах развития. Эффективная помощь требует не только работы с ребенком, но и изменения семейной системы, а также создания поддерживающей среды в образовательных учреждениях. Раннее вмешательство и учет возрастных особенностей позволяют минимизировать долгосрочные негативные эффекты и способствовать посттравматическому росту.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Понятие психологической травмы давно используется в психологической теории и практике. Психологическая травма определяется как вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов (Карпенко, Петровский, Ярошевский, 1998) психотравмирующих событий. В настоящее время развиваются различные подходы к работе с психологической травмой, посттравматическим стрессовым расстройством; новые вызовы современности заставляют науку и практику все чаще прибегать к расширению возможностей в работе с психологической травмой, таким образом, данная тема сохраняет свою актуальность на протяжении всего исторического развития общества.
Список литературы
1. Александрова, Л.А., Лебедева, А.А. (2014). Роль личности родителей в преодолении психологической травмы студентами с ограниченными возможностями здоровья. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология, 8(2), 97-102. URL: item.asp?id=23133523 (дата обращения: 30.05.2025).
Aleksandrova, L.A., Lebedeva, A.A. (2014). The role of parents’ personality in overcoming psychological trauma by students with Vestnik NSU: Psychology, 8(2), 97-102. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23133523 (viewed: 30.05.2025).
2. Андреевская, Е. (2024). Проблема насилия подростка в образовательной среде (обзор). Studia Universitatis Moldaviae (Seria Ştiinţe ale Educației), 9(169), 328-. DOI: 10.59295/sum9(169)2024_47
Andreevskaya, E. (2024). The problem of violence of a teenager in the educational environment (review). Studia Universitatis Moldaviae (Seria Ştiinţe ale Educației), 9(169), 328-336. (In Russ.). DOI: 10.59295/sum9(169)2024_47
3. Блейхер, В.М., Крук, И.В. (1995). Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: НПО “Модэк”.
Bleikher, V.M., Kruk, I.V. (1995). Explanatory dictionary of psychiatric Voronezh: NPO “Modek” Publ. (In Russ.).
4. Вихарева, А.А., Вихарева, О.Н., Кузьмишина, Т.Л. (2023). Последствия детской психологической травмы во взрослом возрасте и ее взаимосвязь со всеми сферами жизни. Инновационная наука, 1-2, 95- URL: item.asp?id=50104254 (дата обращения: 30.05.2025).
Vikhareva, A.A., Vikhareva, O.N., Kuzmishina, T.L. (2023). The consequences of childhood psychological trauma in adulthood and its relationship with all spheres of life. Innovative Science, 1-2, 95-97. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50104254 (viewed: 30.05.2025).
5. Волков, Е.Н. (2002). Критерии, признаки, определения и классификации вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие. Журнал практического психолога, 6, 183-199.
Volkov, E.N. (2002). Criteria, signs, definitions and classifications of harmful psychological effects: psychological trauma, psychological aggression and psychological violence. Journal of a Practical Psychologist, 6, 183-199. (In Russ.).
6. Вязовова, Н.В., Толстошеина, В.М., Котовская, С.В. (2017). Чувство уверенности как условие преодоления выученной беспомощности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Человек. Общество. Инклюзия, 1(29), 166-176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29007832 (дата обращения: 30.05.2025).
Vyazovova, N.V., Tolstosheina, V.M., Kotovskaya, S.V. (2017). A sense of confidence as the condition of overcoming learned helplessness of persons with disabilities. Society. Inclusion, 1(29), 166-176. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29007832 (viewed: 30.05.2025).
7. Добряков, И.В. (2024). Выявление признаков нарушения настроения и тревоги в детском и подростковом возрасте. В: Н.Г. Незнанов (ред.), Диагностика и лечение психических и наркологических расстройств: современные подходы. Сборник методических рекомендаций. Выпуск 7 (с. 295-324). СПб: Издательско-полиграфическая компания “КОСТА”. URL: item.asp?id=82644481 (дата обращения: 30.05.2025).
Dobryakov, I.V. (2024). Identification of signs of mood disorders and anxiety in childhood and In: N.G. Neznanov (Ed.), Diagnosis and treatment of mental and drug-related disorders: modern approaches. Collection of methodological recommendations. Vol. 7 (pp. 295-324). Saint Petersburg: Publishing and printing company “COSTA”. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=82644481 (viewed: 30.05.2025).
8. Дякина, Н.В. (2022). Диссоциация как защитный механизм при психических травмах. В: Клиническая психология в здравоохранении, образовании и социальной сфере: онтогенетически ориентированные: Сборник докладов Всероссийской межведомственной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 17 февраля 2022 г. (с. 99-111). Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского. URL: item.asp?id=48564709 (viewed: 30.05.2025).
Dyakina, N.V. (2022). Dissociation as a defense mechanism in mental Clinical psychology in healthcare, education, and the social sphere: ontogenetically oriented. Collection of reports of the All-Russian Interdepartmental Scientific and practical conference, Nizhny Novgorod, 2022, February 17 (pp. 99-111). Nizhny Novgorod: Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Publ. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48564709 (viewed: 30.05.2025).
9. Егикян, М.А. (2015). Детская психологическая травма как основа формирования личности онкологического больного. Вестник Университета, 5, 310-315. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23893557 (дата обращения: 30.05.2025).
Egikyan, M.A. (2015). Infantile emotional scar as a basis of character training of cancer patient. Vestnik Universiteta, 5, 310-315. (In ). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23893557 (viewed: 30.05.2025).
10. Екимова, В.И., Лучникова, Е.П. (2020). Комплексная психологическая травма как последствие экстремального стресса. Современная зарубежная психология, 9(1), 50-. DOI: 10.17759/jmfp.2020090105
Ekimova, V.I., Luchnikova, E.P. (2020) Complex psychological trauma as a consequence of extreme stress. Journal of Modern Foreign Psychology, 9(1), 50-61. (In Russ.). DOI: 10.17759/jmfp.2020090105
11. Зимина, И.В., Кащеева, А.В. (2016). Формирование психологической устойчивости детей с ограниченными возможностями здоровья в преодолении трудных жизненных ситуаций. В: С.П. Акутина (ред.), Инновации в современной науке: Материалы XII Международного весеннего симпозиума (31 мая 2016 г.): Сборник научных трудов (с. 50-54). М.: Перо. URL: item.asp?id=26401562 (viewed: 30.05.2025).
Zimina, V., Kashcheeva, A.V. (2016). Formation of psychological stability of children with disabilities in overcoming difficult life situations. In: S.P. Akutina (Ed.), Innovations in Modern Science: Proceedings of the XII International Spring Symposium (May 31, 2016): Collection of scientific papers (pp. 50-54). Taganrog. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26401562 (viewed: 30.05.2025).
12. Кадыров, Р.В., Ковалев, И.А., Ильина, И.С. (2016). Психическая травма раннего возраста и психологические характеристики личности наркозависимых. Тихоокеанский медицинский журнал, 4, 66-69. DOI: 10.17238/PmJ1609-1175.2016.4.66-69
Kadyrov, R.V., Kovalev, I.A., Ilina, I.S. (2016). Early psychic trauma and psychological characteristics of drug addicted personality. Pacific Medical Journal, 4, 66- (In Russ.). DOI: 10.17238/PmJ1609-1175.2016.4.66-69
13. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. (Ред.). (1998). Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС.
Petrovsky, A.V., Yaroshevsky, M.G. (Eds.). (1998). Brief Dictionary of Psychology. Rostov-on-Don: FENIKS Publ. (In Russ.).
14. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. (2005). Педагогический словарь (2-е изд.). М.: Академия.
Kodzhaspirova, G.M., Kodzhaspirov, A.Yu. (2005). Pedagogical dictionary (2nd ed.). Moscow: Akademiya (In Russ.).
15. Краева, М.Ю. (2015). К вопросу о “позитивности” Я-концепции детей, переживших психологическую травму. Прикладная юридическая психология, 1, 100-107. URL: item.asp?id=23217519 (дата обращения: 30.05.2025).
Kraeva, M.Yu. (2015). To the question of “positivity” self-concept of children who have experienced psychological Applied Legal Psychology, 1, 100-107. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23217519 (viewed: 30.05.2025).
16. Кузнецова, С.О., Мустафина, К.А., Такмакова, М.В. (2022). Взаимосвязь бодимодификаций и самоповреждающего поведения с психологическими травмами, пережитыми в детском возрасте. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 3, 479-493. DOI: 10.17072/2078-7898/2022-3-479-493
Kuznetsova, S.O., Mustafina, K.A., Takmakova, M.V. (2022). The relationship of body modification and self-harming behavior with psychological traumas experienced in childhood. Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology, 3, 479-493. (In Russ.). DOI: 10.17072/2078-7898/2022-3-479-493
17. Мариничева, А.А. (2024). Травматические события современного мира, приводящие младших школьников (8-10 лет) к психологической травме. Вестник науки, 2(2(71)), 423-430. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=60039542 (дата обращения: 30.05.2025).
Marinicheva, A.A. (2024). Traumatic events of the modern world leading to younger schoolchildren (8-10 years old) to psychological trauma. Science Bulletin, 2(2(71)), 423-430. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=60039542 (viewed: 30.05.2025).
18. Миназова, В.М. (2017). Психическая травма детей: возрастной аспект. Известия Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова, 2(6), 112-115. URL: item.asp?id=30772412 (дата обращения: 30.05.2025).
Minazova, V.M. (2017). Mental trauma of children: the age News of Kadyrov Chechen State University, 2(6), 112-115. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30772412 (viewed: 30.05.2025).
19. Молокостова, А.М., Гаджиева, М. (2019). Нарушение привязанности в диаде “мать-дитя” как психологическая травма и ее трансгенерация. Семья и личность: проблемы взаимодействия, 16, 51-59. URL: item.asp?id=41671478 (дата обращения: 30.05.2025).
Molokostova, A.M., Gadzhieva, M. (2019). Attachment disorder in the mother-child dyad as a psychological trauma and its Family and Personality: Problems of Interaction, 16, 51-59. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41671478 (viewed: 30.05.2025).
20. Москалев, С.В. (2017). Особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у детей дошкольного возраста. В: Материалы международного научного форума обучающихся “Молодежь в науке и творчестве” (27 апреля 2016 г.): сборник научных статей (с. 378-79). Гжель: ГГУ. URL: (дата обращения: 30.05.2025).
Moskalev, S.V. (2017). Features of the manifestation of post-traumatic stress disorder in preschool In: Materials of the international scientific forum of students “Youth in science and creativity”: (April 27, 2016): collection of scientific articles (pp. 378-379). Gzhel: Gzhel State University Publ. (In Russ.). URL: (viewed: 30.05.2025). EDN: YOZDWL
21. Петрова, Е.А. (2016). Влияние детского травматического опыта на формирование психопатологической симптоматики взрослых людей. Вестник Новгородского государственного университета, 2(93), 88-91. URL: item.asp?id=26084057 (дата обращения: 30.05.2025).
Petrova, Е.А. (2016). Impact of children traumatic experience on the formation of psychopathology of adults. Vestnik NovSU, 2(93), 88-91. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26084057 (viewed: 30.05.2025).
22. Рахметулина, A.A. (2010). Влияние психологической травмы на поведение соматически ослабленных детей дошкольного возраста. В: Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: материалы международной научно-практической конференции (с. 140-143). Пенза - Ереван - Прага: ООО Научно-издательский центр “Социосфера”. URL: (дата обращения: 30.05.2025).
Rakhmetulina, A.A. (2010). The influence of psychological trauma on the behavior of somatically weakened preschool In: Family in the context of pedagogical, psychological and sociological research: proceedings of the International Scientific and practical conference (pp. 140-143). Penza - Yerevan - Prague: Sociosphere Scientific Publishing Center LLC. (In Russ.). URL: (viewed: 30.05.2025). EDN: PAJPNR
23. Сасина, К.В. (2018). Стресс и стрессовая ситуация в детском возрасте: особенности и специфика реагирования. Молодежная наука: тенденции развития, 1, 11-19. URL: item.asp?id=35086297 (дата обращения: 30.05.2025).
Sasina, K.V. (2018). Stress and stressful situation in childhood: features and specificity of reaction. Youth Science: Development Trends, 1, 11- (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35086297 (viewed: 30.05.2025).
24. Сердюкова, А.С. (2021). Психическая травма и ее природа. В: Фундаментальные научные исследования. Сборник научных трудов по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции (г.-к. Анапа, 15 марта 2021 г.). (с. 54-59). Анапа: Издательство “НИЦ ЭСП” в ЮФО. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45621553 (дата обращения: 30.05.2025).
Serdyukova, A.S. (2021). Mental trauma and its In: Fundamental scientific research. Collection of scientific papers based on the materials of the XXXIV International scientific and practical conference (Anapa, March 15, 2021) (pp. 54-59). Anapa: “NITs ESP” v YuFO Publ. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45621553 (viewed: 30.05.2025).
25. Смолькова, Е.В. (2017). Психологическая травма детства: причины, последствия, советы по преодолению. В: Современные проблемы инновационного развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (23 июня 2017 г., г. Волгоград): В 3 ч.: Ч. 2 (с. 166-168). Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС. URL: item.asp?id=29377533 (дата обращения: 30.05.2025).
Smolkova, E.V. (2017). Psychological trauma of childhood: causes, consequences, tips for In: Modern problems of innovative development of science: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference (June 23, 2017, Volgograd): In 3 vols.: Vol. 2 (pp. 166-168). Ufa: MTsII OMEGA SAINS. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29377533 (viewed: 30.05.2025).
26. Столяренко, А.М. (2003). Энциклопедия юридической психологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА.
Stolyarenko, M. (2003). Encyclopedia of Legal Psychology. Moscow: YuNITI-DANA. (In Russ.).
27. Сурова, Т.С. (2021). Руминации как последствие детской психологической травмы: феномен “мысленного самоужаливания” и адаптивное мышление. В: Общество, педагогика, психология: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 28 мая 2021 г.) (с. 385-388). Чебоксары: ИД “Среда”, 2021. DOI: 10.31483/r-98707
Surova, T.S. (2021). Rumination as a consequence of childhood psychological trauma: the phenomenon of “mental self-improvement” and adaptive In: Society, pedagogy, psychology: theory and practice: proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation (Cheboksary, May 28, 2021) (pp. 385-388). Cheboksary: “Sreda” Publishing House, 2021. (In Russ.). DOI: 10.31483/r-98707
28. Точиева, М.М., Цечоева, Р.Х. (2021). Психолого-педагогическая работа по коррекции эмоционального реагирования старших дошкольников на психические травмы. Мир науки, культуры, образования, 2(87), 250-251. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-287-250-251
Tochieva, M.M., Tsechoeva, R.Kh. (2021). Psychological and educational work on correction of the emotional response of senior preschoolers to mental trauma. World of Science, Culture and Education, 2(87), 250-251. (In Russ.). DOI: 10.24412/1991-5497-2021-287-250-251
29. Федунина, Н.Ю., Бурмистрова, Е.В. (2005). Психическая травма. К истории вопроса. Московский психотерапевтический журнал, 1, 164-190. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2005_n2/2600 (дата обращения: 30.05.2025).
Fedunina, Yu., Burmistrova, E.V. (2005). Mental trauma. To the history of the issue. Moscow Psychotherapeutic Journal, 1, 164-190. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2005_n2/2600 (viewed: 30.05.2025).
30. Хажуев, И.С. (2017). Интенсивный стресс и копинг-стратегии с учетом тяжести травматического опыта в контексте психологической безопасности личности. Международный научно-исследовательский журнал, 12(66-2), 78-82. DOI: 10.23670/IRJ.2017.66.088
Khazhuyev, I.S. (2017). Intensive stress and coping strategies considering traumatic experience in context of psychological security of person. International Research Journal, 12(66-2), 78- (In Russ.). DOI: 10.23670/IRJ.2017.66.088
31. Якунин, К.А., Новикова, М.В. (2014). Аспекты психотерапевтической помощи детям, пережившим тяжелую психологическую травму. Вестник Смоленской государственной медицинской академии, 13(3), 88-96. URL: item.asp?id=22760260 (дата обращения: 30.05.2025).
Yakunin, K.A., Novikova, M.V. (2014). Aspects of psychoterapeutic care in children with a severe psychological trauma. Vestnik of the Smolensk State Medical Academy, 13(3), 88-96. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22760260 (viewed: 30.05.2025).
32. Banker, J., Witting, A.B., Jensen, J. (2019). Hormones and childhood trauma: links between the physical and psychological. The Family Journal, 27(3), 300-. DOI: 10.1177/10664807198440
33. Dozio, Feldman, M., Viaux-Savelon, S., Bizouerne, C., Mansouri, M., Moro, M.R., Radjack, R. (2024). The Transmission Mechanisms of War Trauma in Early Mother-Child Interactions, Observed Through the Coding Interactive Behaviour Scale. Child Care in Practice, 1-20. DOI: 10.1080/13575279.2024.2402473
34. Dyregrov, A., Mitchell, J.T. (1992). Work with traumatized children - Psychological effects and coping strategies. Journal of Traumatic Stress, 5(1), 5-. DOI: 10.1002/jts.2490050103
35. Finch, K., Lawrence, D., Williams, M.O., Thompson, A.R., Hartwright, C. (2024). Relationships between adverse childhood experiences, attachment, resilience, psychological distress and trauma among forensic mental health populations. The Journal of Forensic Psychiatry & Psychology, 35(5), 660-. DOI: 10.1080/14789949.2024.2365149
36. Gonzalez, A., Monzon, N., Solis, D., Jaycox, L., Langley, A.K. (2016). Trauma exposure in elementary school children: Description of screening procedures, level of exposure, and posttraumatic stress symptoms. School Mental Health, 8(1), 77-. DOI: 10.1007/s12310-015-9167-7
37. Harris, G.A. (2006). Early childhood emotional trauma: an important factor in the aetiology of cancer and other diseases. European Journal of Clinical Hypnosis, 7(2), 2-11.
38. Hart, O. van der, Brown, P. (1991). Concept of psychological trauma. The American Journal of Psychiatry, 147(12), 1691. DOI: 10.1176/ajp.147.12.1691a
39. Josse, E. (2011). Le traumatisme psychique: chez le nourrisson, l’enfant et l’adolescent. Bruxelles De Boeck Supérieur.
40. Lester, P., Aralis, H., Hajal, N., Bursch, B., Milburn, N., Paley, B., Sinclair Cortez, M., Barrera, W., Kiff, C., Beardslee, W., Mogil, C. (2024). Multiple Informant Cluster Analysis Findings: Which Military-Connected Preschool Aged Children Are Doing Well and Why? Journal of Child and Family Studies, 33, 3665-3678. DOI: 10.1007/s10826-024-02902-2
41. Melamed, D.M., Botting, J., Lofthouse, K., Pass, L., Meiser-Stedman, R. (2024). The relationship between negative self-concept, trauma, and maltreatment in children and adolescents: A meta-analysis. Clinical Child and Family Psychology Review, 27(1), 220-234. DOI: 10.1007/s10567-024-00472-9
42. Nelson, S., Agoston, M., Kovar-Gough, I., Cunningham, N. (2022). A scoping review and proposed framework for coping in youth with a history of psychological trauma and chronic pain. Journal of Pediatric Psychology, 47(4), 469-. DOI: 10.1093/jpepsy/jsab127
43. Sun, Y., Blewitt, C., Minson, V., Bajayo, R., Cameron, L., Skouteris, H. (2024). Trauma-informed interventions in early childhood education and care settings: A scoping review. Trauma, Violence, & Abuse, 25(1), 648-. DOI: 10.1177/15248380231162967
44. Sun, Tamblyn, A., Morris, H., Boothby, C., Skouteris, H., Blewitt, C. (2023). Early childhood and primary school Teachers’ experiences and needs in working with trauma-impacted Children: A systematic review and thematic synthesis. Children and Youth Services Review, 156(1), Article 107344. DOI: 10.1016/j.childyouth.2023.107344
45. Temelturk, R.D., Uytun, M.C., Yürümez, E., Zengin, N.D., Buyukkal, U., Oztop, D. (2025). Psychological impact of disaster and migration on preschool children following the 2023 Turkey earthquakes. Cambridge Prisms: Global Mental Health, 12, e20. DOI: 10.1017/gmh.2025.13
46. Valdes, Sacks, D.D., Nelson, C.A., Enlow, M.B. (2024). Stress timing, trauma exposure, and family resilience differentially affect internalizing and externalizing symptoms at 3, 5, and 7 years of age. Communications Psychology, 2(1), Article 103.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Контекст и актуальность. Проблема семейного устройства детей-сирот сохраняет актуальность в российской социальной политике. Высокий процент возвратов (4725 случаев в 2024 г.) указывает на недостатки в методах отбора кандидатов. Цель. Выявить специфику социально-психологических характеристик кандидатов при различных формах семейного устройства. Гипотеза. Социально-психологический портрет кандидатов имеет особенности в зависимости от формы семейного устройства (безвозмездная опека, возмездная опека/приемная семья, усыновление). Методы и материалы. В исследовании приняли участие 45 кандидатов (15 усыновителей, 15 опекунов, 15 приемных родителей; M~возраст = 49 ± 19 лет; 62,2% женщин; 73,3% усыновителей с высшим образованием). Применялись методики «Пятифакторный опросник» Р. МакКрае и П. Коста, «Мотивация приема ребенка-сироты в замещающую семью» В. Ослон. Результаты. Усыновители ориентированы на «самоценность ребенка», приемные родители демонстрируют высокую открытость опыту и альтруизм, опекуны мотивированы разрешением семейного кризиса. Выводы. Результаты подтверждают необходимость дифференцированного подхода к отбору и сопровождению семей.
Контекст и актуальность. Вопрос выбора родителей для приемных детей остается важным аспектом социальной политики и психологии развития ребенка. Биологические и социальные факторы оказывают значительное влияние на формирование материнского поведения. Среди биологических основ выделяются такие процессы, как импринтинг, привязанность, гормональные изменения во время беременности, родов и лактации, а также индивидуальные черты характера и когнитивные способности матери. Однако именно социальные условия позволяют ребенку усвоить нормы и ценности конкретного общества. Задача исследования состояла в выявлении различий между биологическими матерями и двумя категориями замещающих матерей — теми, кто воспитывает исключительно приемных детей, и теми, кто совмещает воспитание приемных и собственных детей. Цель. Выявление влияния биологических и социальных факторов на эффективность воспитания приемных детей среди различных групп матерей. Гипотеза. Эффективность воспитания приемных детей связана с наличием родных детей у замещающих матерей и их биологическими и социодемографическими характеристиками. Методы и материалы. Исследование проводилось на выборке из 109 матерей, включая 52 замещающих и 57 биологических матерей. Возраст участников варьировался: замещающие матери были значительно старше (средний возраст — около 47 лет), в отличие от биологических матерей (около 37 лет). Замещающие матери имели более низкое образование, большее количество детей и чаще оказывались незамужними. Участники проходили тестирование на рабочую память, механизмы торможения и свойства темперамента. Результаты. Анализ показал, что матери, воспитывающие родившихся детей, отличаются большим объемом рабочей памяти и лучшими способностями к обучению в сравнении с замещающими матерями. Наиболее выраженный дефицит сенсорной чувствительности наблюдался у матерей, воспитывающих одновременно родных и приемных детей, что предполагает повышенный риск эмоционального истощения («выгорания») в данной группе. Выводы. Полученные данные подчеркивают необходимость учета индивидуальных характеристик матерей при подборе кандидатов на усыновление и важность поддержки семейных пар, занимающихся совместным воспитанием родных и приемных детей, для предотвращения синдрома профессионального выгорания.
Контекст и актуальность. Психологическая грамотность родителей детей дошкольного возраста рассматривается как ключевой фактор формирования среды развития ребенка. В условиях реформ дошкольного образования в Казахстане усиливается роль родителей как полноправных участников воспитательного процесса. Образовательная система Казахстана предусматривает обучение на двух языках — русском и казахском, поэтому в исследовании важно учесть языковую принадлежность родителей. Цель. Определить уровень психологической грамотности родителей, особенности их взаимодействия с психологической информацией и со специалистами. Гипотезы. Трудности родителей в самостоятельной работе с ребенком связаны со степенью удовлетворенности потребности в профессиональной поддержке. Язык родителей влияет на формирование психологической грамотности, выбор информации и ее использование. Тип источников информации влияет на частоту обращаемости родителей к специалистам. Частота общения со специалистами коррелирует с оценкой эффективности применения методик, используемых родителями на дому. Методы. В онлайн-опросе приняли участие 457 родителей дошкольников из города Алматы (русскоязычная группа — 266 человек и казахоязычная группа — 191 человек). Использовались описательная статистика и корреляционный анализ. Результаты. Казахоязычные респонденты чаще обращаются за психологической информацией и помощью, при этом основной причиной они называют неуверенность. У русскоязычных родителей при наличии трудностей обращение к специалистам не выражено (p > 0,05). Связи между источниками информации и потребностью в поддержке не выявлено. Оценка эффективности психологических методик, используемых родителями на дому, не связана с частотой общения со специалистами. Выводы. Результаты указывают на институциональный разрыв: родители действуют изолированно, предпочитая самостоятельный поиск информации, при этом испытывая затруднения в интерпретации и применении знаний. Необходима инфраструктура сопровождения, ориентированная на культурно релевантную, профессиональную и доступную помощь.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/